Год назад Базель отметил грандиозной
ВЫСТАВКОЙ столетие "Черного квадрата" Казимира Малевича. Главным художественным событием конца 2016 - начала 2017 годов стала выставка в базельском фонде Бейлера (Fondation Beyeler) "Kandinsky, Marc & Der Blaue Reiter" (Кандинский, Марк и "Синий всадник").
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2885931/2885931_original.jpg)
Франц Марк. Большие синие лошади. 1911
Walker Art Center, Миннеаполис
На выставке представлено более 90 экспонатов, примерно треть из них посвящены легендарному художественному альманаху "Синий всадник", остальное - картины, прибывшие из музеев и частных собраний Западной Европы, России, США. Это не только произведения Кандинского и Марка, но и полотна их единомышленников, участников художественного объединения "Синий всадник": Алексея фон Явленского, его жены Марианны Веревкиной, подруги Кандинского Габриэле Мюнтер, Августа Макке, Генриха Кампендонка, Владимира Бурлюка.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2870673/2870673_original.jpg)
И все же название выставки оправданно: недаром Кандинский, имея в виду Франца Марка, утверждал: «Синий всадник - это мы двое». Они и название это, вошедшее в историю мирового искусства, выбрали, потакая своим прихотям, шутя: "Название "Синий всадник" мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Марк - лошадей, я - всадников. И название пришло само", - вспоминал Кандинский.
Название родилось легко, но дело было затеяно серьезное: "Синий всадник" уносил художников в неизведанные земли, он объединял дерзких новаторов, которые ниспровергали основы основ фигуративного искусства, но при этом были глубокими теоретиками - строили собственные эстетические концепции, изучали художественное наследие Средневековья и примитивное искусство.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2887591/2887591_original.jpg)
Участники объединения "Синий всадник" на террасе дома Кандинского в Мюнхене, 1911
Слева направо: Мария и Франц Марк, Бернард Кёлер, Генрих Кампендонк, Томас фот Хартман.
В центре - Василий Кандинский. Фотографировала Габриэле Мюнтер.
Восстановим хронику событий.
В 1908 году Василий Кандинский и его подруга Габриэле Мюнтер вернулись в Мюнхен из долгого путешествия по Европе и сняли квартиру в артистическом районе Швабинг по адресу Ainmillerstrasse 36. В августе этого года Кандинский с Мюнтер и Явленский с Веревкиной провели несколько недель на этюдах в Мурнау - живописном баварском городке в 50 километрах от Мюнхена.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2887286/2887286_800.jpg)
Василий Кандинский. Синяя гора, 1908-09. Фрагмент
Мухей Соломона Р. Гугенхайма, Нью-Йорк
В 1909 году в Мюнхене было создано "Новое художественное объединение" (Neuen Künstlervereinigung München) под председательством Кандинского, в которое вошли многие будущие участники "Синего всадника" - Явленский, Мюнтер, Веревкина и другие.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2871514/2871514_original.jpg)
Василий Кандинский. Дюна. 1909
Частное собрание
Летом 1909 года Мюнтер купила в Мурнау виллу, впоследствии названную местными жителями Russenhaus - "Русским домом", где они с Кандинским проводили летние месяцы вплоть до 1914 года. Живописные виды окруженного альпийскими вершинами городка, сама вилла, милый садик - все это было постоянным источником вдохновения и не один раз запечатлено хозяевами "Русского дома" и их друзьями-художниками.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2871585/2871585_original.jpg)
Василий Кандинский. Улица в Мурнау. 1908
Собрание Мерцбахер
Впрочем, "запечатлено" - не совсем точное слово. По словам Мюнтер, жители "Русского дома" балансировали между созданием чего-то привычного, идущего от натуры, более-менее импрессионистического, и абстрагированием, квинтэссенцией, экстрактом действительности. В Мурнау художники, каждый по своему, ищут путь от экспрессионизма к абстракции. Дальше всех заходит Кандинский: на его полотнах беспредметность все смелее подчиняет и поглощает реальный пейзаж, пока он окончательно не растворяется в ярких пятнах и яростных линиях.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2886789/2886789_800.jpg)
Василий Кандинский. Улица Обермаркт с горами в Мурнау. 1908
Частное собрание
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2872707/2872707_original.jpg)
Габриэле Мюнтер. Сад в Мурнау. 1910
Художественный музей Висбадена, ФРГ
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2886595/2886595_800.jpg)
Алексей фон Явленский. Мурнау, пейзаж с оранжевым облаком. 1909
Частное собрание
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2875870/2875870_original.jpg)
Алексей фон Явленский. Осень в Мурнау. 1909
Музей Шпренгель, Ганновер
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2873486/2873486_original.jpg)
Василий Кандинский. Сад в Мурнау. 1910
Галерея Ленбаххаус, Мюнхен
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2873740/2873740_original.jpg)
Василий Кандинский. Сад в Мурнау II. 1910
Собрание Мерцбахер
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2889527/2889527_600.jpg)
Василий Кандинский
Художник должен иметь что сказать, так как его задача - не владение формой,
а приспособление этой формы к содержанию.
Василий Кандинский. "О духовном в искусстве", 1910
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2888610/2888610_original.jpg)
Василий Кандинский. Импровизация 7. 1910
Государственная Третьяковкая галерея, Москва
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2873977/2873977_original.jpg)
Василий Кандинский. Импровизация 10. 1910
Фонд Бейлера, Базель
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2881519/2881519_original.jpg)
Василий Кандинский. Импровизация 12. 1910
Баварское государственное собрание живописи, Мюнхен
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2874364/2874364_original.jpg)
Василий Кандинский. Импровизация 13. 1910
Художественная галерея Карлсруэ, ФРГ
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2874556/2874556_original.jpg)
Василий Кандинский. Плавание на каноэ. 1910
Государственная Третьяковкая галерея, Москва
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2889049/2889049_original.jpg)
Василий Кандинский. Два всадника и лежащая фигура. 1909-1910
Собрание Мерцбахер
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2875022/2875022_original.jpg)
Василий Кандинский. Фрагмент композиции II. 1910
Собрание Мерцбахер
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2880780/2880780_original.jpg)
Василий Кандинский. Дождливый ландшафт. 1913
Музей Соломона Р. Гугенхайма, Нью-Йорк
Плодотворный 1909 год завершился первой выставкой "Нового художественного объединения", которая вдохновила Франца Марка, пребывавшего в некоторой творческой изоляции, смелее воплощать свои оригинальные идеи. В начале 1910 года Марк решается на скромную персональную выставку, посетив которую Август Маке и еще несколько художников отправляются к нему в мастерскую, - так завязывается дружба Марка и Маке, которую прервала только Первая мировая война.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2887943/2887943_original.jpg)
Франц Марк
"Я никогда не писал синий куст только ради декоративного эффекта, я это делал лишь для того, чтобы полнее выразить сущность лошади, которая стоит перед этим кустом".
Франц Марк, 1911
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2873055/2873055_original.jpg)
Франц Марк. Мечта. 1912
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2872375/2872375_original.jpg)
Франц Марк. Собака, лежащая на снегу. 1911
Музей Штедель, Франкфурт на Майне
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2871991/2871991_original.jpg)
Фоанц Марк. Ландшафт с лошадью. 1910
Музей Фолькванг, Эссен
Франц Марк. Белый бык. 1911
Музей Соломона Р. Гугенхайма, Нью-Йорк
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2875934/2875934_original.jpg)
Франц Марк. Чернобурая лиса. 1911
Von der Heydt-Museum, Вупперталь, ФРГ
Меж тем вторая выставка "Нового художественного объединения" в сентябре 1910 года вызвала довольно жесткую критику, одну из немногих положительных рецензий написал Франц Марк. В конце года Марк и Маке познакомились с художниками "Нового художественного объединения", за исключением Кандинского, который был в это время в отъезде.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2888382/2888382_original.jpg)
Август Макке
"Непостижимые идеи выражаются в постижимых формах"
Август Макке. 1912
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2876275/2876275_original.jpg)
Август Макке. Прогулка среди цветов. 1912
Государственная художественная галерея, Берлин
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2876621/2876621_original.jpg)
Игрушки сына художника, маленького Вальтера. 1912
Музей Штедель, Франкфурт на Майне
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2876757/2876757_original.jpg)
Авгут Макке. Променад: люди в саду. 1914
Дом-музей Франца Марка, Кохель ам Зее, ФРГ
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2877171/2877171_original.jpg)
Август Макке. СКачущие гусары. 1913
Музей Тиссен-Борнесмиса, Мадрид
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2877498/2877498_original.jpg)
Генрих Кампендонк. Балкон. 1913
Собрание Мерцбахер
1 января 1911 года на новогоднем вечере в Марианны Веревкиной Кандинский, наконец, встретился с Францем Марком. Вскоре Кандинский отказался от должности председателя "Нового художественного объединения" из-за непримиримых противоречий, а в июне он поделился с Марком идеей издавать ежегодный иллюстрированный альманах, с серьёзными статьями и хроникой, который они оба будут редактировать.
Над этим проектом соавторы, при живом участии друзей и единомышленников, работали все лето и осень 1911 года.Элизабет Эрдман-Маке, жена Августа Маке, вспоминала о незабываемых моментах этой общей работы, обсуждениях рукописей, жарких спорах, воодушевлении, которое охватило всех, причастных к изданию альманаха.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2887832/2887832_original.jpg)
Василий Кандинский и Франц Марк с обложкой альманаха "Синий всадник"
на террасе дома Кандинского в Мюнхене. 1911
"Вся эта деятельность, которую называют искусством, не знает границ
и нацинальностей, она принадлежит только человечеству"
Василий Кандинский и Франц Марк, 1911
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2879970/2879970_original.jpg)
Обложка альманаха "Синий всадник". 1912
Меж тем в декабре 1911 года картина Кандинского " Композиция 5" была отклонена организаторами третьей выставки "Нового художественного объединения" по формальным причинам. В ответ Кандинский вышел из объединения, за ними из солидарности последовали некоторые друзья. Редакция "Синего всадника" решила устроить собственную выставку. "Мы постараемся встать в центре современного движения", - писал брату Франц Марк.
В это же время мюнхенское издательство " Piper" выпустило концептуальный труд Кандинского
"О духовном в искусстве".
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2878089/2878089_original.jpg)
Страницы альманаха "Синий всадник"
На рубеже 1911-12 годов Кандинский и Марк за две недели организовали свою, альтернативную "Новому художественному объединению", выставку "Синего всадника". В каталог были включены 43 работы четырнадцати художников. В течение 1912 года выставка путешествовала по Германии, а затем по Европе: ее увидели в Кельне, Берлине, Бремене, Франкфурте, Гамбурге, в начале 1914 года она достигла скандинавских стран.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2878286/2878286_original.jpg)
Страницы альманаха "Синий всадник"
В феврале 1912 года открылась вторая выставка "Синего всадника" с акцентом на рисунки и печатную графику, и почти одновременно, тиражом 1 200 экземпляров, вышел четырёхстраничный проспект, посвященный будущему альманаху.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2889459/2889459_original.jpg)
Страницы альманаха "Синий всадник" с трактатом Кандинского "К вопросу о форме"
11 мая 1912 года альманах "Синий всадник", выпущенный мюнхенским издательством "Piper", увидел свет. Альманах был опубликован в трех вариантах: "обычном", "люкс" (для редакторов - Кандинского и Марка - с авторской росписью страниц и ручными оттисками гравюр) и "музейном" (в 10 экземплярах, с приложением оригинального произведения одного из художников-участников).
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2878911/2878911_original.jpg)
Зал выставки, посвященный альманаху "Синий всадник"
Оригинал туземной маски (Габон, 19 век), та же маска на странице альманаха
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2879220/2879220_original.jpg)
Владимир Бурлюк. Весенний пейзаж с цветущими деревьями. 1911
Частное собрание
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2879359/2879359_original.jpg)
Зал выставки, посвященный альманаху "Синий всадник"
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2878694/2878694_original.jpg)
Аналогии: рисунок Франца Марка и гравюра Ганса Бальдунга Грина,
немецкого художника эпохи Возрождения
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2879666/2879666_original.jpg)
Фантастические животные. Китай, 18 век
Дом-музей Франца Марка, Кохель ам Зее, ФРГ
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2877832/2877832_original.jpg)
Франц Марк. Две кошки. 1913
Почтовая открытка для Лилли Клее. Частное собрание
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2881145/2881145_original.jpg)
Франц Марк. Четыре лисицы.1913
Почтовая открытка для Василия Кандинского.
Галерея Ленбаххаус, Мюнхен
Началась подготовка второго выпуска альманаха, но он так и не был опубликован. Причиной стали не только наметившиеся разногласия в редакции: 1 августа 1914 года разразилась Первая мировая война. Русские художники, как граждане враждебного государства, должны были срочно покинуть Германию. Кандинский возвращается в Россию, Явленский и Веревкина находят приют в Швейцарии. Марк и Макке были призваны на фронт. Деятельность объединения "Синий всадник" резко обрвалась.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2880484/2880484_original.jpg)
Франц Марк. Малая композиция 1. 1913
Частное собрание, Швейцария
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2880552/2880552_original.jpg)
Франц Марк. Конюшни. 1913
Музей Соломона Р. Гугенхайма, Нью-Йорк
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2877399/2877399_original.jpg)
Франц Марк. Желтая корова. 1911
Музей Соломона Р. Гугенхайма, Нью-Йорк
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2881734/2881734_original.jpg)
Франц Марк. Мировая корова. 1913
Музей современного искусства, Нью-Йорк
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2882348/2882348_original.jpg)
Франц Марк. Собака, кошка и лисица. 1912
Художественный музей, Манхайм, ФРГ
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2882042/2882042_original.jpg)
Франц Марк. Ужас зайца. 1912
Частное собрание, Зальцбург
26 сентября Август Маке погиб на Западном фронте. Ему было 27 лет.
В октябре 1914 года потрясенный гибелью друга Франц Марк писал Кандинскому: " У меня ужасное чувство, что эта война, как мощный бурный поток, пролегла между нами и разлучила нас. Мы вряд ли различим друг друга на противоположных берегах". Так и случилось: 4 марта 1916 года тридцатишестилетний Франц Марк был смертельно ранен в битве под Верденом.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2882173/2882173_original.jpg)
Франц Марк. Волки (Война на Балканах). 1913
Художественная галерея Албрихт-Кнох, Буффало
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2884776/2884776_original.jpg)
"Форма - внешнее выражение внутреннего содержания".
Василий Кандинский. «К вопросу о форме». 1912
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2884297/2884297_original.jpg)
Василий Кандинский. Импровизация 35. 1914
Художественный музей, Базель
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2883300/2883300_original.jpg)
Василий Кандинский. Фуга. 1914
Фонд Бейлер, Базель
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2883328/2883328_original.jpg)
Василий Кандинский. Композиция VII. 1913
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Кандинский вернулся в Германию в 1921 году как преподаватель веймарского Баухауза, но ни в Мюнхене, ни в Мурнау он больше никогда не бывал. Габриэле Мюнтер после разрыва с Кандинским некоторое время жила в Стокгольме, а потом снова поселилась в Мурнау. Уникальное собрание произведений Кандинского и других участников объединения "Синий всадник" она в 1957 году подарила мюнхенской галерее Ленбахаус (Städtische Galerie im Lenbachhaus). Знаменитый "Русский дом" в Мурнау воссоздан в первоначальном виде и превращен в музей.
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2883821/2883821_original.jpg)
Василий Кандинский. Импровизация "Наводнение". 1913
Галерея Ленбаххаус, Мюнхен
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2888907/2888907_original.jpg)
Василий Кандинский. Картина с тремя пятнами. 1914
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид
Выставку в Базеле можно считать вдвойне юбилейной: в 2016 году исполнилось 150 лет со дня рождения Василия Кандинского и 100 лет со дня смерти Франца Марка. Но и в наши дни абстрактное искусство, уже ставшее классикой, принимают и понимают далеко не все зрители. Им в напутствие - мудрые слова Василия Кандинского:
"...каждая новая ценность принимается людьми в штыки. С ней пытаются справиться насмешкой и клеветой. Человека, принесшего эту ценность, изобразят смешным и бесчестным. Она будет осмеяна, она будет поругана. Это ужас жизни.
Радость жизни - неудержимая постоянная победа новых ценностей. Эта победа медленно прокладывает себе путь. Новая ценность очень медленно покоряет себе людей. Когда же в глазах многих она станет непреложной, тогда из неизбежной сегодня она станет препоной на пути в завтрашний день."
Василий Кандинский. «К вопросу о форме». 1912
![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2870924/2870924_original.jpg)
Материалы по теме:
Моя статья о Франце Марке
http://marinagra.livejournal.com/5804.html Моя статья об Алексее фон Явленском
http://marinagra.livejournal.com/9223.html Статья
virginian о Марианне Веревкиной
http://virginian.livejournal.com/17778.html Статья
virginian об Августе Маке
http://virginian.livejournal.com/12984.html Статья
kuzdra "Мурнау в картинках. Кандинский и Мюнтер"
http://kuzdra.livejournal.com/35612.html ![](http://ic.pics.livejournal.com/marinagra/32470728/2890103/2890103_300.jpg)
Выстака открыта до 22 января 2017 года.
20 января - Ночь Музеев с особой программой!