Выставка в Базеле: Кандинский, Марк и "Синий всадник"

Jan 10, 2017 19:50

Год назад Базель отметил грандиозной ВЫСТАВКОЙ столетие "Черного квадрата" Казимира Малевича. Главным художественным событием конца 2016 - начала 2017 годов стала выставка в базельском фонде Бейлера (Fondation Beyeler) "Kandinsky, Marc & Der Blaue Reiter" (Кандинский, Марк и "Синий всадник").


Франц Марк. Большие синие лошади. 1911
Walker Art Center, Миннеаполис

На выставке представлено более 90 экспонатов, примерно треть из них посвящены легендарному художественному альманаху "Синий всадник", остальное - картины, прибывшие из музеев и частных собраний Западной Европы, России, США. Это не только произведения Кандинского и Марка, но и полотна их единомышленников, участников художественного объединения "Синий всадник": Алексея фон Явленского, его жены Марианны Веревкиной, подруги Кандинского Габриэле Мюнтер, Августа Макке, Генриха Кампендонка, Владимира Бурлюка.




И все же название выставки оправданно: недаром Кандинский, имея в виду Франца Марка, утверждал: «Синий всадник - это мы двое». Они и название это, вошедшее в историю мирового искусства, выбрали, потакая своим прихотям, шутя: "Название "Синий всадник" мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Марк - лошадей, я - всадников. И название пришло само", - вспоминал Кандинский.
Название родилось легко, но дело было затеяно серьезное: "Синий всадник" уносил художников в неизведанные земли, он объединял дерзких новаторов, которые ниспровергали основы основ фигуративного искусства, но при этом были глубокими теоретиками - строили собственные эстетические концепции, изучали художественное наследие Средневековья и примитивное искусство.



Участники объединения "Синий всадник"  на террасе дома Кандинского в Мюнхене, 1911
Слева направо: Мария и Франц Марк, Бернард Кёлер, Генрих Кампендонк, Томас фот Хартман.
В центре  - Василий Кандинский. Фотографировала Габриэле Мюнтер.

Восстановим хронику событий.
 В 1908 году Василий Кандинский и его подруга Габриэле Мюнтер вернулись в Мюнхен из долгого путешествия по Европе и сняли квартиру в артистическом районе Швабинг по адресу Ainmillerstrasse 36. В августе этого года Кандинский с Мюнтер и  Явленский с  Веревкиной провели несколько недель на этюдах в Мурнау - живописном   баварском городке в 50 километрах от Мюнхена.



Василий Кандинский. Синяя гора, 1908-09. Фрагмент
Мухей Соломона Р. Гугенхайма, Нью-Йорк

В 1909 году в Мюнхене было создано "Новое художественное объединение" (Neuen Künstlervereinigung München) под председательством Кандинского, в которое вошли многие будущие участники "Синего всадника" - Явленский, Мюнтер, Веревкина и другие.



Василий Кандинский. Дюна. 1909
Частное собрание

Летом 1909 года  Мюнтер купила в Мурнау виллу, впоследствии названную местными жителями Russenhaus - "Русским домом", где они с Кандинским проводили летние месяцы вплоть до 1914 года. Живописные виды окруженного альпийскими вершинами городка, сама вилла, милый садик - все это было постоянным источником вдохновения и не один раз запечатлено хозяевами "Русского дома" и их друзьями-художниками.


Василий Кандинский. Улица в Мурнау. 1908
Собрание Мерцбахер

Впрочем, "запечатлено" - не совсем точное слово. По словам Мюнтер, жители "Русского дома" балансировали между созданием чего-то привычного, идущего от натуры, более-менее импрессионистического, и абстрагированием, квинтэссенцией, экстрактом действительности. В Мурнау художники, каждый по своему, ищут путь от экспрессионизма к абстракции. Дальше всех заходит Кандинский: на его полотнах беспредметность все смелее подчиняет и поглощает реальный пейзаж, пока он окончательно не растворяется в ярких пятнах и яростных линиях.



Василий Кандинский. Улица Обермаркт с горами в Мурнау. 1908
Частное собрание



Габриэле  Мюнтер. Сад в Мурнау. 1910
Художественный музей Висбадена, ФРГ




Алексей фон Явленский. Мурнау, пейзаж с оранжевым облаком. 1909
Частное собрание


Алексей фон Явленский. Осень в Мурнау. 1909
Музей Шпренгель, Ганновер



Василий Кандинский. Сад в Мурнау. 1910
Галерея  Ленбаххаус, Мюнхен



Василий Кандинский. Сад в Мурнау II. 1910
Собрание Мерцбахер



Василий Кандинский

Художник должен иметь что сказать, так как его задача - не владение формой,
а приспособление этой формы к содержанию.
Василий Кандинский. "О духовном в искусстве", 1910




Василий Кандинский. Импровизация 7. 1910
Государственная Третьяковкая галерея, Москва




Василий Кандинский. Импровизация 10. 1910
Фонд Бейлера, Базель



Василий Кандинский. Импровизация 12. 1910
Баварское государственное собрание живописи, Мюнхен



Василий Кандинский. Импровизация 13. 1910
Художественная галерея Карлсруэ, ФРГ



Василий Кандинский.  Плавание на каноэ. 1910
Государственная Третьяковкая галерея, Москва




Василий Кандинский. Два всадника и лежащая фигура. 1909-1910
Собрание Мерцбахер



Василий Кандинский. Фрагмент композиции II. 1910
Собрание Мерцбахер




Василий Кандинский. Дождливый ландшафт. 1913
Музей Соломона Р. Гугенхайма, Нью-Йорк

Плодотворный  1909 год завершился первой выставкой "Нового художественного объединения", которая вдохновила Франца Марка, пребывавшего в некоторой творческой изоляции, смелее воплощать свои оригинальные идеи. В начале 1910 года Марк решается на скромную персональную выставку, посетив которую Август Маке и еще несколько художников отправляются к нему в мастерскую, - так завязывается дружба Марка и Маке, которую прервала только Первая мировая война.



Франц Марк

"Я никогда не писал синий куст только ради декоративного эффекта, я это делал лишь для того, чтобы полнее выразить сущность лошади, которая стоит перед этим кустом".
Франц Марк, 1911


Франц Марк. Мечта. 1912
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид


Франц Марк. Собака, лежащая на снегу. 1911
Музей Штедель, Франкфурт на Майне



Фоанц Марк. Ландшафт с лошадью. 1910
Музей Фолькванг, Эссен



Франц Марк. Белый бык. 1911
Музей Соломона Р. Гугенхайма, Нью-Йорк



Франц Марк. Чернобурая лиса. 1911
 Von der Heydt-Museum, Вупперталь, ФРГ

Меж тем вторая выставка "Нового художественного объединения" в сентябре 1910 года вызвала довольно жесткую критику, одну из немногих положительных рецензий написал Франц Марк. В конце года Марк и Маке познакомились с художниками "Нового художественного объединения", за исключением Кандинского, который был в это время в отъезде.



Август Макке

"Непостижимые идеи выражаются в постижимых формах"
Август Макке. 1912


Август Макке. Прогулка среди цветов. 1912
Государственная художественная галерея, Берлин


Игрушки  сына художника, маленького Вальтера. 1912
Музей Штедель,  Франкфурт на Майне


Авгут Макке. Променад: люди в саду. 1914
Дом-музей Франца Марка, Кохель ам Зее, ФРГ




Август Макке. СКачущие гусары. 1913
Музей Тиссен-Борнесмиса, Мадрид



Генрих Кампендонк. Балкон. 1913
Собрание Мерцбахер

1 января 1911 года на новогоднем вечере в Марианны Веревкиной Кандинский, наконец, встретился с Францем Марком. Вскоре Кандинский отказался от должности председателя "Нового художественного объединения" из-за непримиримых противоречий, а в июне он поделился с Марком идеей издавать ежегодный иллюстрированный альманах, с серьёзными статьями и хроникой, который они оба будут редактировать.
Над этим проектом соавторы, при живом участии друзей и единомышленников, работали все лето и осень 1911 года.Элизабет Эрдман-Маке, жена Августа Маке, вспоминала о незабываемых моментах этой общей работы, обсуждениях рукописей, жарких спорах, воодушевлении, которое охватило всех, причастных к изданию альманаха.



Василий Кандинский и Франц Марк с обложкой альманаха "Синий всадник"
на террасе дома Кандинского в Мюнхене. 1911

"Вся эта деятельность, которую называют искусством, не знает границ
и нацинальностей, она принадлежит только  человечеству"
Василий Кандинский и Франц Марк, 1911



Обложка альманаха "Синий всадник". 1912

Меж тем в декабре 1911 года  картина Кандинского " Композиция 5" была отклонена организаторами третьей выставки "Нового художественного объединения" по формальным причинам. В ответ Кандинский вышел из объединения, за ними из солидарности последовали некоторые друзья. Редакция "Синего всадника" решила устроить собственную выставку. "Мы постараемся встать в центре современного движения", - писал брату Франц Марк.
В это же время мюнхенское издательство " Piper" выпустило концептуальный труд Кандинского
"О духовном в искусстве".



Страницы альманаха "Синий всадник"

На рубеже 1911-12 годов Кандинский и Марк за две недели организовали свою, альтернативную "Новому художественному объединению", выставку "Синего всадника". В каталог были включены 43 работы четырнадцати художников. В течение 1912 года выставка путешествовала по Германии, а затем по Европе: ее увидели в Кельне, Берлине, Бремене, Франкфурте, Гамбурге, в начале 1914 года она достигла скандинавских стран.



Страницы альманаха "Синий всадник"

В феврале 1912 года открылась вторая выставка "Синего всадника" с акцентом на рисунки и печатную графику, и почти одновременно, тиражом 1 200 экземпляров, вышел четырёхстраничный проспект, посвященный будущему альманаху.



Страницы альманаха "Синий всадник" с трактатом Кандинского "К вопросу о форме"

11 мая 1912 года альманах "Синий всадник", выпущенный мюнхенским  издательством "Piper", увидел свет. Альманах был опубликован в трех вариантах: "обычном", "люкс" (для редакторов - Кандинского и Марка - с  авторской росписью страниц  и ручными оттисками гравюр) и "музейном" (в 10 экземплярах, с приложением оригинального произведения одного из художников-участников).



Зал выставки, посвященный альманаху "Синий всадник"
Оригинал туземной маски (Габон, 19 век), та же маска на странице альманаха



Владимир Бурлюк. Весенний пейзаж с цветущими деревьями. 1911
Частное собрание



Зал выставки, посвященный альманаху "Синий всадник"



Аналогии: рисунок Франца Марка и  гравюра Ганса Бальдунга Грина,
немецкого художника  эпохи Возрождения



Фантастические животные. Китай, 18 век
Дом-музей Франца Марка, Кохель ам Зее, ФРГ



Франц Марк. Две кошки. 1913
Почтовая открытка для Лилли Клее. Частное собрание



Франц Марк. Четыре лисицы.1913
Почтовая открытка для Василия Кандинского.
Галерея Ленбаххаус, Мюнхен

Началась подготовка второго выпуска альманаха, но он так и не был опубликован. Причиной стали не только наметившиеся разногласия в редакции: 1 августа 1914 года разразилась Первая мировая война. Русские художники, как граждане враждебного государства, должны были срочно покинуть Германию. Кандинский возвращается в Россию, Явленский и Веревкина находят приют в Швейцарии. Марк и Макке были призваны на фронт. Деятельность объединения "Синий всадник" резко обрвалась.



Франц Марк. Малая композиция 1. 1913
Частное собрание, Швейцария



Франц Марк. Конюшни. 1913
Музей Соломона Р. Гугенхайма, Нью-Йорк




Франц Марк. Желтая корова. 1911
Музей Соломона Р. Гугенхайма, Нью-Йорк



Франц Марк. Мировая корова. 1913
Музей современного искусства, Нью-Йорк




Франц Марк. Собака, кошка и лисица. 1912
Художественный музей, Манхайм, ФРГ



Франц Марк. Ужас зайца. 1912
Частное собрание, Зальцбург

26 сентября Август Маке погиб на Западном фронте. Ему было 27 лет.
В октябре 1914 года потрясенный гибелью друга Франц Марк писал Кандинскому: " У меня ужасное чувство, что эта война, как мощный бурный поток, пролегла между нами и разлучила нас. Мы вряд ли различим  друг друга на противоположных берегах". Так и случилось: 4 марта 1916 года тридцатишестилетний Франц Марк был смертельно ранен в битве под Верденом.



Франц Марк. Волки (Война на Балканах). 1913
Художественная галерея Албрихт-Кнох, Буффало


"Форма - внешнее выражение внутреннего содержания".
Василий Кандинский. «К вопросу о форме». 1912



Василий Кандинский. Импровизация 35. 1914
Художественный музей, Базель


Василий Кандинский. Фуга. 1914
Фонд Бейлер, Базель



Василий Кандинский. Композиция VII. 1913
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Кандинский вернулся в Германию в 1921 году как преподаватель веймарского Баухауза, но ни в Мюнхене, ни в Мурнау он больше никогда не бывал. Габриэле Мюнтер после разрыва с Кандинским некоторое время жила в Стокгольме, а потом снова поселилась в Мурнау. Уникальное собрание произведений Кандинского и других участников объединения "Синий всадник" она в 1957 году подарила мюнхенской галерее Ленбахаус (Städtische Galerie im Lenbachhaus). Знаменитый "Русский дом" в Мурнау воссоздан в первоначальном виде и превращен в музей.



Василий Кандинский. Импровизация "Наводнение". 1913
Галерея Ленбаххаус, Мюнхен



Василий Кандинский. Картина с тремя пятнами. 1914
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

Выставку в Базеле можно считать вдвойне юбилейной: в 2016 году исполнилось 150 лет со дня рождения Василия Кандинского и 100 лет со дня смерти Франца Марка. Но и в наши дни  абстрактное искусство, уже ставшее классикой, принимают и понимают далеко не все зрители. Им в напутствие - мудрые слова Василия Кандинского:

"...каждая новая ценность принимается людьми в штыки. С ней пытаются справиться насмешкой и клеветой. Человека, принесшего эту ценность, изобразят смешным и бесчестным. Она будет осмеяна, она будет поругана. Это ужас жизни.
Радость жизни - неудержимая постоянная победа новых ценностей. Эта победа медленно прокладывает себе путь. Новая ценность очень медленно покоряет себе людей. Когда же в глазах многих она станет непреложной, тогда из неизбежной сегодня она станет препоной на пути в завтрашний день."
Василий Кандинский. «К вопросу о форме». 1912




Материалы по теме:

Моя статья о Франце Марке
http://marinagra.livejournal.com/5804.html

Моя статья об Алексее фон Явленском
http://marinagra.livejournal.com/9223.html

Статья virginian о Марианне Веревкиной
http://virginian.livejournal.com/17778.html

Статья virginian об Августе Маке
http://virginian.livejournal.com/12984.html

Статья kuzdra "Мурнау в картинках. Кандинский и Мюнтер"
http://kuzdra.livejournal.com/35612.html




Выстака открыта до 22 января 2017 года.
 20 января - Ночь Музеев с особой программой!

"Синий всадник", живопись 20 века, Василий Кандинский, Швейцария, Франц Марк, Базель, Алексей фон Явленский, Марианнa Веревкина, живопись, искусство

Previous post Next post
Up