Мурнау в картинках. Часть первая. Кандинский и Мюнтер

Nov 17, 2014 13:02

Недалеко от Мюнхена, в часе езды на поезде, есть маленький городок Мурнау. Расположенный в предгорьях Альп, на берегу Штаффельского озера, Мурнау весьма живописен. Одно из самых тёплых озер в Баварии Штаффельское озеро привлекает летом множество любителей поплавать, а зелёные холмы, утыканные живописными домиками, манят поклонников пеших прогулок. К югу от Мурнау раскинулось ещё одно чудо природы - "Murnauer Moos", Мурнауские болота - самый крупный заболоченный участок в Центральной Европе.

В этот самый Мурнау я давно собиралась съездить, но у меня всё не получалось. И вот, наконец, этим летом, в один из августовских жарких дней, взвалив на плечи семью, я отправилась в сей райский уголок. Путешествия без культурно-исторического контекста меня интересует мало, здесь же с контекстом всё было в порядке: Мурнау хорошо известен любителям живописи, потому что тут стоит дом, в котором пять лет жил Кандинский со своей подругой Габриэле Мюнтер, талантливой немецкой художницей-экспрессионисткой.



Габриеле Мюнтер "Дом в Мурнау", 1931



Габриэле Мюнтер "Василий Кандинский"



Кандинский "Габриэле Мюнтер", 1905



Габриэле Мюнтер с Кандинским

Сейчас дом официально называется "Мюнтерхауз", дом Мюнтер, но у него есть и второе название - "русский дом", так с самого начала окрестили его местные жители, знавшие о русском происхождении проживавшего в нём основоположника абстракционизма.
Этот дом в свое время стал настоящим культурным центром, под его кровом гостили многие ныне известные художники: Алексей Явленский и Марианна Верёвкина, Франц Марк со своей женой-художницей Марией, Август и Гельмут Маке, Пауль Клее, Генрих Кампедонк, здесь бывал и знаменитый композитор и художник Арнольд Шёнберг. "Русский дом" искусствоведы называют колыбелью "Синего всадника", потому что именно здесь в октябре 1911 года состоялось собрание по подготовке одноимённого альманаха.

Вернувшись из Мурнау, мне захотелось побольше узнать о совместном периоде жизни Кандинского и Мюнтер. Я прочитала о них несколько книг и нашла в интернете множество картин, написанных Кандинским и Мюнтер в этом симпатичном месте. И, как водится, хочу поделиться со всеми, кому это интересно.

Союз Кандинского и Мюнтер трудно назвать счастливым. Он был интересным и плодотворным, в творчестве оба понимали друг друга с полуслова, поддерживали и вдохновляли. Это творческое единство - очень важная составляющая их отношений, Кандинский лелеял мечту иметь друга-соратника по искусству, может быть, это стало главной причиной его увлечённости Мюнтер. Даже спустя много лет после разрыва Мюнтер с благодарностью вспоминала чуткость Кандинского к её искусству, хотя по-человечески так и не смогла его простить. Оба они не отличались простыми характерами, и творческого взаимопонимания не хватило для того, чтобы сохранить их личностные отношения, усложнявшиеся с каждым годом. Взаимное недовольство росло и в последний перед Первой мировой войной год достигло наивысшей точки. Накал страстей, растущее отчуждение хорошо чувствуются в сохранившихся письмах, написанных во время пребывания Кандинского в России и поездок Мюнтер к родственникам в Берлин, Бонн и Херфорд. Неизвестно, сколько бы они ещё протянули вместе, но вмешалась история. С началом Первой мировой войны Кандинский был вынужден покинуть Германию и вернуться в Россию, что фактически стало концом их отношений. Последний раз они встретились зимой 1915-16 годов в Стокгольме, где у Кандинского состоялась очередная выставка, и разъехались, так и не сумев поставить точку над "i". Кандинский не нашёл в себе силы разорвать отношения, хотя понимал, что они зашли в тупик, более того Габриэле удалось вырвать у него обещание, что в России он начнёт подготовку документов для заключения брака, который был ей очень нужен, чтобы юридически оформить их более чем десятилетний союз, на который многие смотрели с осуждением, однако обещания не сдержал. Вместо этого в сентябре того же года он познакомился с 18-летней Ниной Андреевской, на которой женился годом позже. Мюнтер же провела тяжелейшие годы в скитаниях по Скандинавии, поближе к России, бомбардируя ускользающего любимого письмами, остававшимися без ответа, делая запросы о его местонахождении и всё ещё на что-то надеясь. О женитьбе Кандинского она узнала лишь много лет спустя.

Познакомились они в 1902 году. 25-летняя Мюнтер пришла учиться в "Фалангу", недавно открывшуюся школу Кандинского. Лето 1902 года учитель с учениками провёл в Кохеле, где произошло первое сближение художников. Но Кандинский к этому времени уже женат на своей кузине Анне Чемякиной и считает себя не вправе идти на поводу у своих чувств. К концу лета однако он уже не в силах им сопротивляться, поэтому он просит Габриэле уехать из Кохеля, не дожидаясь окончания выездной сессии. Мюнтер уезжает к сестрам в Бонн, а к Кандинскому приезжает жена Аня. В октябре они снова в Мюнхене и связь возобновляется. Одно время они пытаются обуздать взаимное влечение и быть просто друзьями, но Кандинский срывается и всё возвращается на круги своя. Это очень мучительное для обоих время. Кандинский не в силах оставить Аню, с которой прожил уже 10 лет и которая приехала из-за него в чужую страну. Мюнтер же не устраивают отношения любовного треугольника и вечной тайны, она требует от любимого сделать выбор. Только летом следующего года Кандинский решается поговорить с женой, которая, будучи человеком терпимым и понимающим, жертвует собой и отпускает его с миром. В сентябре 1904 года Кандинский выезжает из их совместной квартиры. К этому моменту он уже год помолвлен с Габриэле, но жить с ней вместе пока не решается. А это просто необходимо, чтобы проверить отношения на прочность. Кандинский находит выход: он предлагает Мюнтер пожить вместе вдали от Мюнхена, где его все знают, и прежде всего от своей брошенной жены, по отношению к которой он чувствует себя виноватым. Пара проводит несколько лет в путешествиях: 1903 год - Голландия, 1904-1905 - Италия, Тунис, Дрезден, где они обходят пешком "саксонскую Швейцарию", потом Брюссель, Милан и Рапалло, затем предместье Парижа Севр, летом 1907 года - Швейцария пешком и на велосипедах, потом год в Берлине. Глядя на этот список, кажется, что им можно только позавидовать, на самом деле для обоих это очень непростой период. В своих воспоминаниях Мюнтер пишет: "Жизнь была слишком нестабильной, чтобы чувствовать удовлетворение." Нетрудно представить, как ощущала себя в начале ХХ века незамужняя женщина, живущая с женатым мужчиной. Люди смотрели на нее неодобрительно, в гостиницах им не разрешали селиться в одном номере... Кандинский тоже в мрачном расположении духа, особенно в парижский год - Париж ему чужд, он хочет уехать, Мюнтер же, наоборот, с наслаждением окунается в бурлящую культурную жизнь, посещает художественные курсы, на этой почве возникают первые серьёзные ссоры, которые сопровождаются мучительной рефлексией о правильности сделанного выбора, неудовлетворённостью и новыми укорами совести из-за жены.

После путешествия в апреле-мае 1908 года в Южный Тироль, где написаны последние этюды мастихином в стиле позднего импрессионизма, пара возвращается в Мюнхен, намереваясь остаться в городе или его близи. Вот тут-то и появляется в их жизни Мурнау.

Они попадают туда, блуждая по окрестностям, и сразу очаровываются этим местом.
По совету Кандинского и Мюнтер в Мурнау на несколько месяцев поселяется другая известная пара художников Явленский и Веревкина, к которым в конце июля-начале августа присоединяются Кандинский с Мюнтер.
Обе пары живут в гостинице Грисброй.



В. Кандинский, "Мурнау. Вид из окна Грисброй", 1908

Живописная пестрота края в начале осени и длительные беседы с коллегами по искусству способствуют рождению нового видения и стиля, прорыву в живописи. Особенно много пишет Мюнтер: до пяти этюдов в день. "После кратковременных мучений я сделала там большой прыжок вперёд: от копирования природы в более или менее импрессионистической манере к прочувствованию содержания, к абстрагированию, к передаче экстракта."- напишет позже Габриэле. Весной 1909 года обе пары снова в Мурнау. К этому времени Кандинский уже организатор "Нового мюнхенского объединения художников", в котором собрались мюнхенские художники, искусство которых не вписывалось в традиционные рамки. Для него и Мюнтер - это очень интенсивный год.

Летом 1909 года они снимают только что построенную виллу Ксавера Штрайдля, в которую Кандинский влюбляется с первого взгляда. Через очень короткое время не без его влияния Мюнтер покупает виллу.

С этого момента и до начала Первой мировой войны пара в тёплое время года живёт в этом доме, принимает гостей, заботливо возделывает прилегающий участок земли, расписывает мебель, постепенно превращая своё жилище в "Gesamtkunstwerk". После разрыва с Кандинским, проведя несколько лет в скитаниях, Мюнтер возвращается в этот дом и живёт в нём до конца своих дней. Многие работы Кандинского, созданные во время их совместной жизни, остаются у неё. Вернувшись в Германию с молодой женой, Кандинский пытался через адвокатов заполучить назад своё имущество, но встретил со стороны Мюнтер отпор. В гневе она написала ему сорокастраничное письмо, где высказала все свои обиды. Кандинский признал свою вину и оставил ей в качестве "моральной компенсации" свои картины. Позже, рискуя жизнью, она спасла их в подвале этого дома от произвола нацистов, а потом, незадолго до своей смерти, подарила мюнхенской галерее в доме Ленбаха, вместе с некоторыми своими картинами и картинами других представителей "Синего всадника" из своей коллекции. С Кандинским она так больше и не встретилась.

Такова в общих чертах история их отношений.

А теперь добро пожаловать в Мурнау!

Вот так выглядит главная улица городка.



Главная улица в Мурнау

Такая плотная застройка только в центре, стоит пройти несколько минут, как оказываешься в сельской идиллии, среди утопающих в зелени частных домов. Всё вокруг залито солнцем, а в воздухе тишина и покой, по дороге мы почти не встречали людей.




На картинах Кандинского и Мюнтер Мурнау ещё более солнечный и безлюдный. Я очень люблю эти работы Кандинского: яркие сочные краски, формы всё более упрощаются и уплощаются, залитый солнцем пейзаж словно растворяется в воздухе, уже чувствуется движение в сторону абстракции, хотя предметы в большей или меньшей степени всё ещё читаются.

МУРНАУ КАНДИНСКОГО



В. Кандинский "Мурнау. Сельская улица", 1908



В. Кандинский "Мурнау. Пейзаж с зелёным домом", 1908



В. Кандинский "Мурнау. Кольгруберштрассе", 1908



В. Кандинский "Мурнау. Пейзаж с башней", 1908

Забавно сравнивать написанное с натуры с современными видами тех мест, но проводить такое исследование в компании полуторагодовалого мальчика, сопровождавшего нас, было, к сожалению, невозможно. Зато в интернете мне попалась фотография, на которой видно, что со времён Кандинского и Мюнтер в центре городка изменилось мало.



В. Кандинский "Дома в Мурнау на Обермаркт", 1908



В. Кандинский "Улица в Мурнау", 1908



Те же дома на фотографии Габриэле Мюнтер, около 1909



В. Кандинский "Мурнау. Улица с женщинами", 1908



В. Кандинский "Мурнау. Йоханиссштрассе", 1908



В. Кандинский "Мурнау с синим домом", 1908



В. Кандинский "Осень в Мурнау", 1908



В. Кандинский "Мурнау. Вид с железной дорогой и замком", 1909



В. Кандинский "Грюнгассе в Мурнау", 1909



В. Кандинский "Дома в Мурнау", 1909



В. Кандинский "Мурнау с радугой", 1909



В. Кандинский "Замок и церковь", 1909



В. Кандинский "Церковь в Мурнау", 1909



В. Кандинский "Пейзаж вблизи Мурнау с паровозом", 1909



В. Кандинский "Мурнау", 1909

МУРНАУ МЮНТЕР



Габриэле Мюнтер "Заборные тени", 1908



Габриэле Мюнтер "Переулок в Мурнау", 1908



Габриэле Мюнтер "Сельская улица в Мурнау", 1908



Габриэле Мюнтер "Мурнау", 1908



Габриэле Мюнтер "Вечер на Мурнауском болоте", 1908



Габриэле Мюнтер "Дом на зимнем солнце, 1909



Габриэле Мюнтер "Три дома в Мурнау", 1909



Габриэле Мюнтер "Зелёный домик", 1910



Габриэле Мюнтер "Зелёный дом. Мурнау", 1911



Габриэле Мюнтер "Мурнау. Желтый дом", 1911

Работы Мюнтер более поздних лет.



Габриэле Мюнтер "Мурнау в мае", 1924



Габриэле Мюнтер "Деревья на Хагенвег", 1931



Габриэле Мюнтер "Синие горы и снег", 1933



Габриэле Мюнтер"Завтрак птиц", 1934



Габриэле Мюнтер "Главная улица Мурнау с повозкой", 1934



Габриэле Мюнтер "Олимпиаштрассе", 1936



Габриэле Мюнтер "Ранняя весна. Мурнау", 1937



Габриэле Мюнтер, "Мурнау. Облако в форме дерева над замком", 1939



Габриэле Мюнтер "Мурнауское болото", 1946



Габриэле Мюнтер "Оттепель", 1948

Я много слышала о Замковом музее в Мурнау с его богатой коллекцией работ "Синего всадника". Туда-то мы и отправились первым делом, оставив дом Мюнтер на второе.
Музей расположен в замке XIII века, знакомом многим по одной из работ Кандинского.






В.Кандинский, "Замок I", 1908

Подступы к замку по-прежнему пестрят цветами.




Во дворе тихо и уютно. Наш маленький Яша, встречающий рёвом любую попытку ввести его в музей, провёл здесь несколько упоительных часов, по очереди истязая родителей своим неуёмным исследовательским интересом.




Я была в музее дольше остальных, но умудрилась не заметить по мнению мужа самого главного. Котёнок Мюнтер очень похож на нашу кошку Аринку в младенчестве.



Габриэле Мюнтер "Испуг"

Зато я надолго задержалась в зале подстекольной живописи - ремесла, распространённого в Баварии, Австрии и Богемии и во многом повлиявшего на стиль "Синего всадника". В такой живописи краски наносятся в обратном порядке на оборотную сторону стекла, они не смешиваются, а накладываются слоями в чистом виде, готовые картины из-под стекла выглядят сочно и декоративно. Отдельные примеры подстекольной живописи известны ещё со Средних веков, в XIX же веке она распространилась массово и стала источником дополнительного зимнего дохода крестьян. В основном это были картины религиозного содержания.



Зал подстекольной живописи в Замковом музее в Мурнау

В начале XX века в Мурнау жил мастер, работавший по стеклу, Гейнрих Рамбольд, у которого взялась учиться очарованная этим явлением Мюнтер. Очень скоро она заразила этой техникой Кандинского, а потом и Франца Марка, Августа Маке, Генриха Кампедонка. В музее я увидела незнакомую монохромную работу Клее в этой технике.




Мюнтер сперва копировала чужие работы, а потом стала писать свои, совсем в другом стиле.



Габриэле Мюнтер "Вид Мурнау с озера", 1910



Габриэле Мюнтер "Баварский пейзаж с хутором", около 1911



Габриэле Мюнтер "Деревенская улица зимой", 1933

Кандинский тоже много писал в этой манере. Стены дома в Мурнау до сих пор увешаны такими картинами на стекле, вставленными в пёстрые, на мой взгляд, даже аляповатые рамы, расписанные авторами и неотделимые от самих картин.



В. Кандинский "Св. Георгий", 1911

От музея до дома Мюнтер идти минут десять. С колясками, мышками, кошками чуть дольше - потому что в конце нужно по узкой тропинке подниматься в горку. Зато вид с неё открывается чудесный: зелёные кроны деревьев, красные черепичные крыши, светлые фасады замка и церкви на фоне синего неба и гор.




А это фотография Мурнау, сделанная за несколько лет до его открытия Кандинским и Мюнтер.



Мурнау в 1900 году

Барочная церковь св. Николая фигурирует не на одном десятке картин Кандинского и Мюнтер, при этом ракурс почти всегда один и тот же. Почему - я поняла на месте. Эту фотографию я сделала, стоя в проёме входной двери "русского дома". Думаю, часть этих картин - виды из окна, а другая часть, наверняка, написана в чудесном саду, который они так любили.




На фотографии Мюнтер больше простора, за сто лет вилла значительно обросла соседями.



Вид из "русского дома" на холм с церковью, фото Габриэле Мюнтер 1910 или 1911 года




Габриеле Мюнтер "Мурнау и церковь", 1910

Ещё пейзажи с церковью св. Николая, около которой, кстати, Мюнтер нашла своё последнее пристанище: от могилы очень хорошо виден "русский дом".



В. Кандинский "Мурнау. Вид с замком, церковью и железной дорогой", 1908



В. Кандинский "Мурнау с церковью", 1910



В. Кандинский "Вид на Мурнау с церковью", 1910



В. Кандинский "Эскиз Мурнау с церковью II", 1910



В. Кандинский "Мурнау. Горный пейзаж с церковью II", 1910



Габриэле Мюнтер "Пейзаж с церковью", 1910



Габриэле Мюнтер "Мурнау", 1954

Внутри дома многие вещи сохранились в прежнем виде и стоят на прежних местах - во многом это результат стараний организаторов музея, воссоздавших интерьер по картинам его жильцов. Почти вся мебель пёстро расписана в баварском духе с вкраплениями отдельных типичных для Кандинского мотивов, таких как летящие во весь опор всадники.

Диван со столиком в гостиной. Они же на картине Габриэле Мюнтер.






Габриэле Мюнтер, "Диванный столик", 1910

Другой угол гостиной.






Габриэле Мюнтер, "Кандинский и Эрма Босси", 1912

Ещё одна комната. На кровати в глубине соседней комнаты - Кандинский.






Габриэле Мюнтер "Интерьер в Мурнау", 1910

Столовая



В. Кандинский "Интерьер (Моя столовая)", 1909

Расписанная лестница со всадниками.




И мебель.










Мастерская с массивным мольбертом. На стенах, помимо коллекции подстекольной живописи, в основном поздние картины Мюнтер, ранние работы хозяйки дома и картины Кандинского сейчас в галерее Ленбаха в Мюнхене или в Замковом музее в Мурнау.




Сад вокруг дома не менее пёстр и симпатичен, чем сам дом, а наших детей он явно заинтересовал больше. Путешествие с малыми детьми - занятие очень утомительное, но Мурнау довольно неплохо подходит для такого рода туризма. В музее Яша изнывал и мы по очереди пасли его во дворе, зато в саду вокруг "русского дома" он набегался вволю, наслаждаясь долгожданной свободой. Из "русского дома" мы пошли купаться в озере и тут уж он точно простил нам свои музейные мучения.

Кандинский с Мюнтер любили свой сад не меньше дома, они часами копались в нём, выращивая всякую всячину, и радовались своим агрономическим удачам.

Вот они, сельские труженики.



Кандинский в саду



Мюнтер в саду

Что же они выращивали на своих грядках?
Рассматривая по возвращении мурнауские картины того периода, однозначно я распознала только подсолнухи.



В. Кандинский "Мурнау. Сад", 1909



В. Кандинский "Мурнау. Сад", 1910

Позже я прочитала переписку. Вот некоторые выдержки из писем Кандинского Мюнтер, уехавшей к родным на лето. Из них видно, насколько интересовала знаменитого абстракциониста простая крестьянская работа в саду и её результаты. Как подробно он описывает каждую ягодку!

30.06.1911
Сегодня в четыре приехал с большим количеством багажа. Было очень жарко. Сразу пошёл в сад и съел несколько клубничин. Потом выпил чаю. [...] Потом снова в сад. Вот как там обстоят дела. Не украдено ни одной ягоды (т.е. ни одной смородины и пр.) Клубничные кусты будто обрызганы большими каплями крови. Самая большая сегодня такого размера (рисунок). Здорово? Грядка просто светится - уже издали, там их сотни! Хороши также мелкие, которые мы принимали за лесные ягоды (или выродившиеся) - они такие и тёмно-красного цвета. В этой области нам, действительно, повезло. Крыжовник слабый - маленький и совсем мало. Смородины много и хорошей. Малина только появляется, но ее не так мало, как мы думали: несколько фунтов выйдет точно. Картошка хорошая и большая (20-25 см). Огурцы - третий лист, здоровые. Новый посев рядом (забыл, что это) взошёл отлично. (Нарисованная клубника - это та, что мы видели уже большой, но ещё зелёной, вверху справа от дома.) Трава снова высокая. [...] Полил сад. [...] Немного прогулялся по Коттмюллераллее (была ужасная жара), почти всё скосил.



Та самая Коттмюллераллее, ведущая к дому.

02.07.11

И всё-таки у нас будет, может быть, 20-30 вишен! [...] Очень хороша не только редиска, но и редька. На круглой клумбе тоже всё в порядке, кое-что цветёт (тот же сорт, что и раньше). Наверху ирисы - почти отцвели. Чёрную смородину буду собирать завтра, чтобы Фанни её сразу законсервировала, как она планировала. Мак с большими бутонами - до пояса.

[...] Как жаль, что ты не можешь собирать и есть с грядки!

7.7.1911

Собрал ещё фунт клубники. Розовый куст у дома цветёт чудесно - прямо-таки цветущий букет, розы числом около двадцати расположены тесно друг к другу и образуют букет. Также цветут разные цветы на круглой клумбе. [...] Мы ещё посеяли салат, редис и шпинат.



Круглая клумба и её создатель

Во время реставрационных работ пятнадцатилетней давности дому вернули облик времён проживания в нём Кандинского, тогда же была восстановлена и эта клумба, кусочек которой виден на фотографии. Я хорошо побегала по её гравиевым дорожками, догоняя своё резвое чадо.




22.7.1911

Меня ужасно огорчает, что ты не можешь насладиться здешней прекрасной погодой и плодами своих стараний, упорства, работы в саду, где сейчас всё так чудесно цветёт и плодоносит! Конечно, твоё путешествие тебе что-то даст, и хорошо, что ты в него отправилась (это, наверняка, тебя обогатит, может быть, в том числе материально), и всё же даже когда я радуюсь саду, мне грустно, что тебе остаётся только представлять всё это. Но ничего! Мы ещё наверстаем упущенное осенью! Идёт? Будем вместе готовить грядки к весне и к следующему году обустроим наш сад ещё лучше. Ты знаешь, как прекрасна тут осень! Сейчас жарко, даже слишком жарко. В Мурнау пыль! Не чудо ли это? Вечно мокрый "Свиной переулок" покрылся пылью. Всё ждёт дождя. Иногда мы даже то тут, то там поливаем ... газон.

И т. д. и т. п.

А теперь в саду растут чудесные яблони, под ними во множестве валяются яблоки, которые почему-то никто не собирает и они портятся. Пока Лизка рисовала под яблоней, Яшка спас несколько спелых экземпляров от гниения, засунув мне в сумку, и мы с удовольствием похрустели ими по дороге к озеру.




Штаффельское озеро






Габриэле Мюнтер "Пейзаж со Штаффельским озером, Мурнауским болотом и церковью", около 1909



Габриэле Мюнтер "Мурнауский пейзаж (Штаффельское озеро)", 1924



Габриэле Мюнтер "Синие горы и снег", 1933



Габриэле Мюнтер "Штаффельское озеро", 1933



Габриэле Мюнтер "Вид из погребка Грисброй. Домик у Штаффельского озера"



Габриэле Мюнтер "Штаффельское озеро", 1934



В. Кандинский "Осенний пейзаж с лодками", 1908

живопись, "Синий всадник", Кандинский, Мурнау, искусство, фото, Мюнтер, инфанта, вылазки, инфант

Previous post Next post
Up