Авторы котоальманаха "Коты через века"
alise84,
dhyul,
marinagra,
archigenova,
ekolovratпредставляют вторую часть выпуска "Британский кот" и желают вам, друзья, приятного чтения!
Первую часть выпуска "Британский кот" можно полистать
ЗДЕСЬ
Говоря об англичанах, мы, прежде всего, представляем себе викторианцев. Славная и долгая викторианская эпоха стала высшим проявлением "английскости", в полной мере раскрыла британский характер. И именно в эту эпоху любовь англичан к кошкам достигла апогея. Англичан можно назвать пионерами котоведения. Когла мы "постим котэгов" в ЖЖ, то идем по пути, проложенному англичанами, которые на заре появления фотографии уже фотографировали для открыток кошечек в смешных нарядах и снабжали фото остроумными надписями, помещали котопортреты на обложках журналов. Увы! Заставить кошек в платьях и бантах позировать было не так уж просто, поэтому иногда для постановочных фото использовались кошачьи чучела(. Викторианская эпоха оставила нам забавные кошачьи фотопортреты и множество трогательных фотографий нарядных детишек и прелестных юных девушек с котятами.
Обложка детского журнала. Январь 1872
Викторианские фотографии девушек с кошками
13 июля 1871 года в Лондоне, в знаменитом Хрустальном Дворце (Crystal Palace), построенном к Всемирной выставке 1851 года, состоялась первая в мире профессиональная выставка кошек, организованная известным английским художником и любителем кошек Гаррисоном Уэйром (Harrison Weir). Много позднее, в своей книге "Наши кошки и все о них" ("Our Cats and all abourt them", 1892) он вспоминал, как все происходило.
"Много лет тому назад, раздумывая о большом количестве кошек, поодиночке содержащихся в Лондоне, у меня возникла идея, что было бы неплохо проводить «выставки кошек», чтобы люди начали относиться более внимательно к различным породам, окрасам, рисункам и т. д. И домашний кот, сидящий у огня, мог открыть своему владельцу красоту и уникальность, неизвестную доселе, поскольку тот на это просто не обращал внимания".
"Вдохновленный этой идеей, я позвонил своему другу мистеру Уилкинсону, в то время - управляющему Хрустальным дворцом. С его необыкновенной прозорливостью он понял, что «это следует сделать». За несколько дней я все подготовил и все рассчитал: призовую систему, цену входного билета, число классов и баллы, по которым они будут присуждаться, призовую систему в каждом классе, их количество, различные особенности окраса, формы, размеры и пол, за которые они присуждаются. Я также сделал рисунок кошачьей головы, чтобы его распечатали чёрным на жёлтой бумаге для афиш".
"Мистер Ф. Уилсон, владелец зоомагазина и шоу-менеджер компании, собрал достаточное количество кошек вместе, среди которых была и моя голубая тэбби Old Lady («Старая Леди»). Тогда ей было около 14-ти лет, тем не менее, она была лучшей в своём окрасе, и позднее её так никто и не превзошёл, разве что сравнялся. К ее ошейнику я прикрепил серебряный колокольчик, который она носила на своей первой выставке". (Тэбби называют в Англии кошек с рисунком на шкуре - мраморно-полосатых и пятнистых).
Так Гаррисон Уэйр изобразил участницу выставки - свою кошку Олд Леди
Уэйр разработал концепцию выставки и ее регламент, а также определил стандарты пород, ввел градацию по окрасам и длине шерсти. На выставке демонстрировались 170 кошек 25 различных пород, даже один инвалид - дикий шотландский кот, в "боях" утративший лапу. Судьи раздали 54 премии. Такое большое количество наград должно было стать стимулом для участников будущих кото-шоу. За необычным мероприятием пристально следили репортеры. На следующий день ведущие лондонские газеты - The Times, The Daily Telegraph, Morning Post, Illustrated London News - на первых полосах наряду с важными политическими и светскими событиями разместили материалы и рисунки с «первой в мире тщательно организованной выставки кошек». Оказалось, что многим посетителям недостаточно одного кошачьего дня в Хрустальном дворце. И, по мнению лондонцев, это стало единственной оплошностью организаторов.
Гаррисон Уэйр с призером выставки кошек
Благодаря выставке число английских котолюбов увеличилось много кратно!
Гаррисон Уэйр пишет в своей книге:
"В день выставки я взял билет в Ладжет Хилл (Ludgate Hill) на поезд до Хрустального дворца. Сидя в комфортабельном купе первого класса, признаюсь, я волновался. Удастся ли эксперимент? На что это будет похоже? Будет ли там много кошек? И как много? Как будут вести себя животные в клетках? Будут ли они мрачными или будут стремиться вырваться на свободу, отказываясь от еды? Усядутся и воспримут всё тихо и покорно, или начнут буянить? Я никак не мог представить себе картину происходящего: всё было так ново.
Пока я раздумывал над этим, дверь открылась - и вошел приятель.
- А,- сказал он, - как поживаешь?
- Отлично, - ответил я. - Я еду на выставку кошек.
Рисунок Гаррисона Уэйра. Кот мистера Смита - один из призеров выставки.
- Что? - удивился он. - Шоу кошек? Я их ненавижу. Выгоняю их из своих владений, как только замечу. А сколько хлопот у вас будет с кошками в клетках! Вы же не свяжете их. Какой там будет шум, и как они все будут пытаться вырваться, или задушат себя своими ошейниками.
- Мне жаль, очень жаль, - ответил я,- что ты не любишь кошек. Со своей стороны, я считаю их очень красивыми, грациозными животными, и они такие же домашние в своих привычках, как собаки, если не больше. Они очень полезны в охоте на мышей и крыс. Кошки скребутся в дверь, когда хотят войти или выйти. Они отличают воскресенье от других дней недели и не выходят ждать тележку с мясом в этот день.
- Погоди, я вижу, ты любишь кошек, а я нет, так что давай оставим этот разговор.
- Нет, - сказал я, - почему же? Вот поэтому я и учредил Выставку кошек. Я хочу, чтобы все видели, как выглядит здоровый ухоженный кот. Почему бы коту, который сидит мурлыча вблизи нас у огня не быть объектом интереса? Почему бы нам не оценить его по окрасу, породе, размеру? Так пойдём же со мной, мой дорогой старый друг, и посмотрим на самую первую в мире Выставку кошек."
Рисунок Гаррисона Уэйра
"Мы с приятелем вошли в Хрустальный дворец. Мы не услышали никаких криков, воя, визгов, никто из кошек и не пытался вырваться. Кошки спокойно лежали в своих клетках, раскинувшись на пурпурных подушках, не издавая ни звука, по-домашнему мурлыча. Время от времени они лакали поставленное перед ними свежее молоко.
Да, там были большие и очень большие кошки, кошки среднего размера и маленькие, кошки всех окрасов и видов. И даже прекрасные чисто белые персидские кошки. По мере того, как мы проходили мимо клеток, я видел, как у моего друга появлялся все больший интерес. Он то и дело говорил:
- Какой красавец! А вот ещё один!
- И ничего удивительного, - сказал я, - многие из кошек, которых ты видел прежде, были бы такие же красивые, если бы за ними хорошо ухаживали или хотя бы вообще ухаживали. Обычно же с ними дурно обращаются, их плохо кормят и плохо содержат, просто потому, что это кошки… Всё же, скажу, что выставка могла бы быть еще больше, если бы не было так сложно уговорить хозяев, хотя, как ты видишь, они содержат своих питомцев в прекрасных условиях.
- Я и не представлял себе такого разнообразия видов, окрасов, размеров, - сказал он на прощанье.
Спустя пару месяцев я зашел к нему, он обедал, и рядом с ним на кресле сидели две прекрасные кошки".
Кошки разных пород. Рисунки Гаррисона Уэйра
"Это не единичный случай того, как выставка кошек изменила отношение к домашним кошкам. С тех пор по всей стране стали проводиться выставки кошек, возрос интерес к ним в самых разных слоях общества, за очень красивых кошек стали дорого платить. Я надеюсь, что благодаря этим выставкам кошки получат то обращение, которое они заслуживают. Даже если всего несколько человек благодаря выставкам полюбит кошек, значит, я все это затеял не зря. Не зря я учредил первую выставку кошек в Хрустальном дворце."
Фронтиспис и титульный лист книги Гаррисона Уэйра "Наши кошки и все о них"
Вдохновленный успехом выставки и огромным интересом публики к кошкам, Уэйр написал свою знаменитую книгу, которая стала образцом для многих последующих изданий по котоведению. Вот что он пишет:
"После выставки кошек в Хрустальном Дворце, я получил много писем с с самыми разными вопросами. Одни спрашивали: «На что похож настоящий черепаховый окрас?», другие: «Как выглядит тэбби?», третьи: «А голубой тэбби?». Один писал о прекрасном характере своего кота, другой интересовался, как избавить кота от дурной привычки царапать мебель и т.д. После долгих раздумий и по многочисленным просьбам я решил опубликовать свои заметки о кошках, их привычках, инстинктах, особенностях, пользе, окрасах, рисунках, форме и других качествах, которые являются необходимыми, для того, чтоб выставляться на выставках".
Рисунок Гаррисона Уэйра
Спустя пять месяцев после первой выставки любители кошек встретились в Хрустальном дворце во второй раз. Впоследствии выставки кошек стали проходить под патронажем королевы Виктории, владелицы двух синих персов.
В 1887 году в Англии был организован первый клуб любителей кошек, который существует и поныне. Он называется "Национальный клуб любителей кошек". Позднее была создана европейская организация "Международная федерация любителей кошек".
Англичанам принадлежит идея создания кошачьих питомников. В "Книге о кошках" Френсис Симпсон (Frances Simpson, “The Book оf The Cat”, 1903.) подробно рассказывается о том, каким должен быть кошачий питомник со спальней, игровой комнатой для кошек с котятами, изолятором.
Вот как Френсис Симпсон рекомендует устроить спальню "кошкиного дома".
Удобные спальные ящики или корзины должны быть в каждом спальном отделении. Зимой они заполняются сеном, летом - газетами или оберточной бумагой. Кошки любят лежать на бумаге. И она удобна, ее легко заменить после одного или двух дней использования. Не рекомендуется использовать старые ковры, подушки, одеяла. Они становятся влажными при сырой погоде, сохраняют грязь и запахи. Лоток, наполненный сухой землей или опилками, необходимо иметь в каждой комнате. Лотки необходимо мыть каждое утро, так же, как и полы в комнате. В спальне должны быть окна, которые снаружи закрываются деревянными ставнями, что помогает сохранить тепло.
Страница из "Книги о кошках" Френсис Симпсон
А вот игровая комната.
Это центральное помещение. Стены могут быть обиты специальной бумагой. На сенах помещаются дипломы, фото победителей и пр. Фасад этой комнаты застеклен. Для защиты от сквозняков снизу установлена деревянная планка, а стекло изнутри защищант проволочная сетка. Окна должны открываться наружу и быть достаточно высоко, чтобы обеспечить свежий воздух и в дождливую погоду без ущерба кошкам. В этой комнате пол бетонный или асфальтовый, покрыт линолеумом или клеенкой. К стенам прикрепляются полки, чтобы кошки могли прыгать на них. Ставятся старые стулья, плетеное кресло с парой подушек. Это удобно и приятно, как для владельца, когда он приходит навещать кошек, таки для самих питомцев. Мячики для котят, катушка, подвешенная на резинке, стимулируют здоровые подвижные игры.
Викторианские кошки не только позировали для фотографий, участвовали в выставках и счастливо обитали в питомниках. Они прилежно работали в рекламе. Рекламные карточки-вкладыши, которые покупатели находили в упаковках товаров, стали популярны в Англии в 1880-90-х годах. Их коллекционировали, и зачастую люди предпочитали тот или иной товар ради красивых картинок. Покупатель, собравший полную серию карточек, получал от магазина подарок. Рекламировались продукты, швейные машинки и принадлежности для шитья, лекарства, кремы для обуви, мыло, косметические средства, краски и многие другие товары. Сюжеты рекламных карточек были самые разнообразные, в большинстве своем очень забавные, и шаловливые домашние любимцы - кошки и собаки - были тут как раз к месту.
А как представлены коты в английской поэзии и прозе? В живописи и книжной иллюстрации?
Об этом мы рассказываем в
ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ выпуска "Британский кот"!
Источники
http://lizacats.ru/pervaia_vystavka_koshek.htmlhttp://lizacats.ru/pervyi_pitomnik_koshek.htmlhttps://marinni.dreamwidth.org/311974.html Нажми, чтобы прочитать!