Моле Антонеллиана в Турине - итальянская сестра Эйфелевой башни

Feb 19, 2015 08:08




Они ровесницы: Эйфелева башня в Париже, возведенная ко Всемирной выставке  1889 года, и Моле Антонеллиана (Mole Antonelliana) в Турине, после многих трудностей достроенная и открытая  в том же году. Они антиподы: парижское металлическое диво, которое одним современникам казалось прекрасным, другим - ужасающим, и туринская башня старой доброй кирпичной кладки, снизу - неоклассика, сверху - неоготика.











Торжество неоклассицизма

Строительство туринской башни (впрочем, тогда еще никто и не ведал, что это будет башня, да еще такая высокая) началось в 1863 году, когда маститый архитектор Алессандро Антонелли (1798 - 1888) получил от еврейской общины Турина заказ на строительство синагоги. Отношения Антонелли с заказчиками сложились несчастливо из-за того, что страстью архитектора были высокие башни. Он уже прославился тем, что достроил базилику Сан-Гауденцио в Новаре куполом и шпилем, и в туринском проекте твердо вознамерился превзойти самого себя. В результате из представительного, но вполне компактного здания, синагога должна была, по его замыслу, превратиться в "Mole" - громадину, исполинское сооружение. Антонелли внес в проект изменения, после чего высота здания  с 66 метров увеличилась до 113-ти. Пропорционально высоте выросла смета и удлинились сроки строительства. Все это никак не устраивало еврейскую общину, и не только из-за удорожания проекта. Высокий острый шпиль, делавший здание похожим на готический собор, не соответствовал традициям строительства синагог. В результате в 1869 году работы были приостановлены, а будущая башня  так и осталась стоять с временной крышей.



Первоначальный проект синагоги



Эволюция проекта





Макет башни

В 1873 году муниципалитет Турина выкупил недостроенное здание, предложив еврейской общине участок земли
в престижном районе города  близ Корсо Витторио Эммануэле, где и была возведена красивая синагога в традиционном мавританском стиле.







Туринская синагога в мавританском стиле

Строительство гиганта-моле возобновилось, причем общая высота здания по окончательному проекту достигла 167,5 метра. Руководил строительством все тот же  90-летний Антонелли, который часто поднимался на лифте под купол, чтобы лично наблюдать за работами. Архитектор умер, меньше года не дожив до окончания строительства в 1889 году. Внутренняя отделка башни была завершена лишь в 1909 году, после чего в удивительно эффектном, но малофункциональном здании был открыт Музей Рисорджименто - итальянского освободительного движения, центром которого считается Турин. В 1938 году музей Рисорджименто переехал в более подходящее для экспозиции палаццо Кариньяно, а башня Моле Антонеллиана гордо продолжала нести звание самого высокого кирпичного здания в Европе, пока в 1953 году с ней не произошло несчастье. Ураганный ветер повалил 47-метровый шпиль. К 1961 году здание было восстановлено и приняло первоначальный облик, но оно утратило свою "каменную" идентичность: в ходе  реставрации только внешняя часть купола была облицована кирпичом, а изнутри его укрепили стальными конструкциями и железобетоном.











Между куполом и шпилем, кака раз на середине высоты Моле,
маленький классический  "храмик" -  "темпьетто".










В 2000 году, наконец, нашлось достойное применение для огромного полого пространства Моле Антонеллиана: здесь разместился Национальный музей кинематографии (Museo Nazionale del Cinema). Основанный коллекционером и историком Марией Адрианой Проло, интерактивный музей насчитывает 7 200 кинолент,
300 000 афиш, 20 000 книг и многое другое. Он входит в двадцатку самых посещаемых музеев Италии.



Головокружительный подъем на лифте





Взгляд на музей  кинематографии из кабинки лифта

Внутреннее пространство башни опоясывают галереи, экспозицию  можно увидеть не только посещая музей, но и поднимаясь под купол Моле в лифте. Этот подъем требует некоторого мужества: в башне нет шахты, и лифт на тросе парит в пространстве, вознося пассажиров на смотровую площадку, с которой открываются (особенно в ясную погоду) виды на окруженный цепью снежных вершин  Турин.











Виды на Турин со смотровой площадки Моле Антонеллиана

Так же как Эйфелева башня, ставшая символом Парижа, Моле Антонеллиана - самое знаменитое здание Турина, которое не минует ни один путешественник. Она изображена на итальянской двухцентовой монетке, ее очертания вдохновили создателей лого туринской зимней  олимпиады 2006 года, и даже ликерные бутылки делают здесь в форме Моле.



Бутылки с ликером в форме Моле Антонеллиана



Лого Зимних олимпийских игр 2006 в Турине
по мотивам Моле Антонеллиана

кинематограф, Турин, архитектура, прекрасные синагоги, Италия

Previous post Next post
Up