В Германии масленица уже закончилась, но в соседней Швейцарии она началась, как всегда, на 10 дней позже, в ночь с воскресенья на понедельник. Этой ночи
БАЗЕЛЬ ждет весь год: специальные календари отсчитывают дни вовсе не до 1 января, а до Фаснахта (Fasnacht), масленичного карнавала. В эту ночь в Базеле спят разве что младенцы, да и то не дома, а в колясках на улице. Центр города бурлит: кафе переполнены, на тротуарах не найти свободного местечка, а на площадь перед ратушей просто не протиснуться.
Перед началом парада
Однако, хоть словом «карнавал» и приходится пользоваться, при швейцарцах его лучше не произносить: они настаивают на том, что базельский Фаснахт - совершенно уникальное явление, а посему должен называться только так и никак иначе! А уж сравнивать его с какими-либо иными праздниками, в том числе и с немецкой масленицей (Fastnacht), просто кощунственно! Атмосфера Фаснахта непередаваема, и тот, кто пытается его описать, берется, с точки зрения жителей Базеля, за дело заведомо безнадежное. Тремя самыми прекрасными днями в году называют они свой праздник, и всякий, кто побывает в эти дни в Базеле, убедится в их правоте.
Масленичные карнавалы проходили в Швейцарии уже во времена римлян, но традиции базельского Фаснахта возникали постепенно, и его сегодняшний сценарий окончательно сложился чуть более 100 лет назад.Фаснахт можно сравнить с грандиозным трехдневным спектаклем на городских улицах, который ставят сами жители, объединяясь в особые сообщества, так называемые «клики». Клика (Clique) - это нечто среднее между клубом единомышленников и самодеятельной театральной труппой. Таких клик в городе около 300, а всего в карнавале участвует до 18 тысяч человек.
Первая забота членов клики - придумать и изготовить карнавальные костюмы, парики и маски. Впрочем, говоря «маска», мы опять рискуем вызвать недовольство базельцев! Здесь в ходу иное слово - «ларве» (Larve), его значение: маска, личина, чудовище, страшилище. Традиционные базельские ларве отнюдь не склонны веселить публику: они печальны, гротескны, иногда даже зловещи, но никак не смешны. Карнавальный костюм, маска-ларве и парик полностью скрывают тело ряженого. В Базеле не принято украшать обычную одежду забавными деталями - приклеенными бородами, фальшивыми усами и дурацкими носами. Ты либо принадлежишь к миру Фаснахта, либо нет.
Строго ограничивается и маскарадная тематика, хотя непосвященному не просто понять суть этих ограничений. Вы вряд ли увидите в Базеле традиционных для немецких карнавалов «ведьм», не встретите «цыганок», «ковбоев», «пиратов». Средневековый шут в лоскутном наряде тут будет вполне уместен, а современный рыжий клоун в клетчатых штанах - нет. Творчество в пределах традиции - таково главное правило Фаснахта, и нарушая его, произвольно вводя новшества, можно услышать нелестное: „Du bisch unfasnächtlich!“ («ты выглядишь неуместно, не по-фаснахтски!»). Величаво-сумрачные фигуры ряженых придают базельскому карнавалу оттенок меланхолии и тревожащей таинственности; но потому-то он и заслужил свою славу неповторимого, что в его атмосфере естественно соединяются взаимоисключающие, казалось бы, настроения.
"Вагги" толкают повозки с фонарями
Переносные фонари: Яркость, фантазия и остроумие
Фаснахт - не только царство печальных ларве, но и стихия веселого смеха. Это легко ощутить, увидев самые поразительные и красочные атрибуты Фаснахта - огромные, иногда в несколько метров высотой, расписные фонари, которыми клики очень дорожат и гордятся. Члены клики сообща продумывают сюжеты для росписи фонарей. Иногда это фантастические сцены, но чаще всего - злободневные карикатуры с остроумными комментариями и стихами, понятными, увы, лишь тем, кто владеет «швицер дюч» (швейцарским немецким) и находится в курсе городских событий. Обсудив все детали, фонарь заказывают художнику, который натягивает на решетчатый каркас ткань и расписывает ее (прежде внутрь фонарей помещались особой формы подсвечники со свечами, но сейчас они обычно освещаются лампочками). Фонарь клика получает накануне карнавала и, заботливо укрыв его от посторонних глаз, переносит в свой любимый погребок (Cliquenkeller), где единомышленники встречались весь год и где собирались для репетиций входящие в клику музыканты.
Подготовка к карнавалу стоит немалых денег: каждый раз и костюмы и фонари делаются заново! Собрать средства и распределить их между кликами - забота так называемых комитетов, которых в городе несколько десятков. Больше всего денег комитеты выручают от продажи памятных медалей (Plakette) с эмблемой и девизом очередного Фаснахта. Причем выпускаются плакеты трех видов: медные за 6 швейцарских франков, серебряные за 12 и золотые за 40. Разгуливать в дни Фаснахта без плакеты - все равно, что прийти в театр без билета. Так что не будем нарушать правила, прикрепим плакету к одежде и поспешим занять места среди зрителей: до начала парада „Morgenstreich“ («Утренняя шалость» или "шутка"), открывающего карнавал в ночь с воскресенья на понедельник, остались минуты.
Слева - характерная маска "Вагги"
Часы бьют четыре, и с их последним ударом город мгновенно погружается в полную темноту - гаснут фонари, рекламные щиты, витрины, окна... Толпа издает испуганно-торжествующий вопль, и его тут же подхватывает музыка - пронзительные звуки флейт-пикколо и низкий рокот барабанов. Словно реки колеблющихся огней вытекают из переулков, сливаются вместе, и вот уже шествует по улицам фантастическая процессия. Строем, медленно и отрешенно, маршируют мимо притихших зрителей диковинные существа: короли, монахи, мавры, маги, феи, сказочные птицы с острыми клювами, оскалившиеся волки, кабаны, быки, драконы и какие-то вовсе неведомые твари, которым и названия-то не найти. Типичная маска - грубоватый зубастый озорник «Вагги». Нос "Вагги" задран в небо так высоко, ччо хозяин маски смотрит на мир через его ноздри.
Тамбурмажор взмахивает жезлом
На головах у участников шествия закреплены зажженные фонарики причудливых форм, и в их неверном свете фигуры выглядят романтично и даже немного устрашающе. На фоне черного неба плывут светящиеся кубы, колеса, пирамиды - большие фонари, которые несут на шестах и носилках, везут на повозках. Клика за кликой идут в строгом порядке, будто движется какое-то сказочное воинство: за шеренгами флейтистов выступает тамбурмажор с жезлом, а за ним - барабанщики. Ритм этого призрачного шествия и однообразно-заунывная музыка завораживают, хочется смотреть еще и еще...
Клику ведет тамбурмажор с жезлом в руке
Типичный зубастый "Вагги" с "глазком" в ноздре маски
Постепенно начинаешь различать детали. Маска тамбурмажора - ведущего клики - больше, а наряд еще богаче, чем у «рядовых» участников парада. Костюмы поражают разнообразием, но головные фонарики у членов одной клики всегда одинаковы. Фонари-цветы уступают место фонарям-домикам, фонарям-часам, фонарям в виде настольной лампы под абажуром. Неожиданно клики, повинуясь жезлам тамбурмажоров, расходятся в разные стороны. Скоро весь город охвачен музыкой, и то тут, то там возникает из-за угла или мелькает в переулке светящаяся колонна. Это, пожалуй, самое интересное - бродить по городу и наблюдать за кликами. На широких улицах и площадях они образуют «водовороты» огней, движутся навстречу друг другу, пересекаются, умудряясь каким-то непостижимым образом изящно разминуться.
Это, однако, нелегкая работа - часами маршировать в маске, да еще с фонариком на голове, бить в барабан, играть на флейте или нести на носилках фонарь. Время от времени тамбурмажор заводит свою группу в один из погребков: погреться и подкрепиться мучной похлебкой и другими традиционными для Фаснахта блюдами. Отдохнули - и снова на улицу. Лишь в шесть утра начинается в городе будничная жизнь, включается освещение, и клики уходят со сцены. Но антракт длится недолго: после полудня по улицам Базеля походит еще более массовое многочасовое шествие - веселый
КОРТЕЖ.
Маски ждут хозяев у входа в кабачок