В прошлом году мы нашли в тамбовском архиве письмо главы Тамбовского наместничества Г.Р. Державина, собственноручно полностью им написанное, о наличии которого не подозревали даже архивисты. Опубликовала его в статье
«Державинский мост в Тамбове» в альманахе «Тамбовские древности» (2013. Вып. 4).
В этом письме, датированном 2 января 1788 года, Гаврила Романович собственной рукой писал о «постройке каменного моста». Он предписывал коменданту города полковнику М.Д. Булдакову (о последнем см.
здесь и
здесь):
«Из доставленных ко мне ведомостей от здешней казенной палаты усмотрел я, что оная палата почитая 200 дубовых бревен длиною десять аршин, толщиною от 5 до 6 вершков, обошедшуюся ей покупкою с поставкою из Моршанска в Тамбов по 90 ко[п]., взятыми взаимообразно на сваи к строящемуся каменному мосту; а поелику постройка каменного моста производится из экономической суммы под ведомством вашим, и теперь самый удобный зимний путь, посредством которого можно будет купить лес и перевезть гораздо выгоднейшими ценами, нежели как в неудобное время, то сего ради благоволите, ваше высокоблагородие, снесясь с казенною палатою о качестве леса на постройку моста…, приискав в покупке, не пропуская нынешнего зимнего пути; или, ежели палата согласна будет, то заплатить ей по надлежащей цене из экономической суммы деньгами, о чем от меня в палату сего же числа сообщено и по исполнении не оставя меня без уведомления…» (в тексте расставлены дополнительные знаки препинания).
Этот мост через Студенец стоит в Тамбове на улице Советской по сию пору. Однако, несмотря на то, что арочные каменные мосты XVIII века считаются национальным достояние России, наше сооружение не только не внесено в список памятников, но даже мысль об этом госорганом охраны памятников представляется крамольной.
Более двух лет назад общественность обратилась в соответствующую инстанцию, которая по закону должна выявлять новые объекты культурного наследия, изучать их и популяризировать, с предложением придать мосту статус памятника, но встретила активное сопротивление. Вместо проведения государственной историко-культурной экспертизы, была создана общественная «рабочая группа», призванная снять с повестки дня этот вопрос. Была придумана огромная цифра (300 тыс. р.), которая, якобы, должна быть истрачена на экспертизу из бюджетного источника. За исследователями, которые публиковали архивные документы, свидетельствующие о причастности Г.Р. Державина к строительству моста, государственные служащие планомерно и старательно закрепляли имидж «выдумщиков» и «сказочников», а сама мысль о постановке на учет ими называлась «смешной». И даже тогда, когда общественность стала собирать деньги на экспертизу (ее цена, как оказалось, равна всего 20 тыс. р.), представитель госоргана охраны памятников стал пытаться заранее поставить под сомнение ее достоверность!
Ради чего тратится столько сил и энергии на противостояние делу, которое тот же госорган должен сам делать? Ради того, чтобы угодить городским структурам, которые выдали разрешение на строительство в нарушение Генплана города Тамбова, Федерального закона об объектах культурного наследия, Градостроительного и Водного кодексов? Ради того, чтобы прикрыть свое нежелание заниматься выявлением в городе новых памятников (а то ведь они, памятники, не дай бог, помешают инвесторам по своему разумению застраивать исторический центр)? Ради того, чтобы прикрыть свои прежние ошибки, сделанные сознательно или из-за некомпетентности?
На протяжении последних месяцев нам говорят, что мост в результате стройки не пострадает. Однако развернувшиеся работы ведут к тому, что вскоре его значительная часть, как и Студенца, окажется под землей.
Да, Державин, превысив свои должностные полномочия, нарушил закон и попал под суд. Однако нарушил не самые существенные его стороны и, кроме того, ради благого дела -
ради снабжения продовольствием армии, стоявшей под Очаковым. А сейчас? Ради чего нарушаются несколько федеральных и региональных законов при строительстве, ведущемся на Студенце?
Фото 17 июля 2014 года