Ещё статьи о Державинском мосте

Apr 28, 2014 19:43



Начало здесь.

В сборнике "Тамбовские древности" даны еще две публикации о Державинском мосте - сотрудника архива Ю.В. Мещерякова и независимого эксперта Министерства культуры А.В. Новосельцева. Ранее они были представлены в "АиФ-Тамбов", причем статью Новосельцева тогда напечатали с небольшими сокращениями, а сегодня,  в "Тамбовских древностях", она дана полностью.




Ю.В. Мещеряков,
старший научный сотрудник ГАТО

В Тамбовском областном архиве сохранились документы, в которых говорится о строительстве каменного моста через речку Студенец во времена Г.Р. Державина. Среди них: «ведомости материалов», купленных для строящегося моста, журналы «строенной экспедиции» Тамбовской казённой палаты и «ордера» (предписания) тамбовского коменданта Матвея Булдакова офицерам губернской роты Зенковичу и Уварову об отдельных эпизодах, связанных со строительством.

Большинство документов относится к 1787 году - времени, когда сооружение моста велось особенно интенсивно. Так, в ордерах коменданта Булдакова затрагиваются такие вопросы, как покупка песка, леса, строительных инструментов и прочих материалов, необходимых для возведения моста, о выплате жалованья работникам и т.д. По этим документам можно проследить за всеми этапами работ: «каменными ломками» в Ценском лесу, забиваньем свай, рытьём земли, подвозкой камня, щебня и кирпича, укладкой «под столбы в бут камня» и прочими строительными процессами. При этом комендант неоднократно ссылается на ордера самого Державина, подтверждающими тот факт, что все детали, связанные со строительством, находились в поле зрения Гавриила Романовича.

Согласно описи «состоящему в городе Тамбове казённому каменному и деревянному строению» от 20 ноября 1789 года, каменный мост («длина пятьдесят одна сажень один аршин с половиною, ширина четыре сажени один аршин, вышина три сажени два аршина») был к тому времени готов и успешно функционировал.



Фото 12 апреля 2014 года

А.В. Новосельцев,
независимый эксперт Министерства культуры РФ,
советник Российской Академии архитектуры,
член Союза архитекторов России

После осмотра моста через речку Студенец в городе Тамбове для меня стало бесспорным полное соответствие размера кирпича, примененного при строительстве данного сооружения, тем характеристикам, которые приводятся в архивных документах XVIII века: 6х3х1,5 вершка (27х13х6 см).

Интересной оказалась форма арки моста (одной из трёх, выходящих сегодня на дневную поверхность) - трёхцентровая. Именно такие арки применялись в конце XVIII века. Но что важно для меня, как исследователя архитектуры, - это то, что использование подобных арок в Тамбове было не единственным. В здании современной духовной семинарии Казанского монастыря, надёжно датированном концом XVIII столетия, увидел арки и своды точно такой формы.

Первоначально несколько удивил размер шва раствора, применявшегося при строительстве моста, - он был несколько меньше, чем обычно делался в то время. Однако в исторических документах зафиксирован факт, который объясняет эту ситуацию и, более того, позволяет понять особенности местных строительных приёмов, а именно: раствор был известковым, а известь добывалась на значительном расстоянии от места стройки, поэтому она была дороже, чем кирпич, и на толщине шва старались экономить. Те же самые приёмы были замечены мною при обследовании зданий Тамбова.

Были замечены некоторые несоответствия датировок отдельных деталей моста со временем его строительства. Это вызвано тем, что наружный облицовочный слой кладки был заменён в процессе эксплуатации моста в более позднее время, - видимо, из-за того, что он постоянно нарушался паводковыми водами и ледоходом. Подтверждением тому являются те же самые документы по мосту, в которых говорится, что уже на следующий год после завершения его строительства, после паводка, производился ремонт его лицевой кладки. Однако формы и конструкции моста сохранились прежними, первоначальными, что является основанием признать его объектом культурного наследия - и как памятника архитектуры, и как инженерного сооружения, и как исторического памятника, построенного при участии главы Тамбовского наместничества Гаврилы Державина. Тамбовский мост - редкий случай, когда история его строительства до мельчайших деталей была описана великим русским поэтом и государственным деятелем, что ещё более усиливает его историко-культурную значимость не только для Тамбова, но и для всей России.

Что касается дальнейшей судьбы моста, то я не вижу препятствий к его использованию в качестве подземного пешеходного перехода, что позволило бы большему числу горожан и гостей города увидеть это сооружение, что почти не доступно в настоящее время. Однако я считаю, что, поскольку мост был трёхарочным, необходимо провести земляные работы и раскрыть оставшиеся две арки. Это, с одной стороны, откроет подлинный вид моста целиком, и, с другой стороны, позволит использовать его арочное пространство не только для перехода, но и, возможно, для создания экспозиции, посвящённой археологии, истории, культуре, градостроительству города Тамбова. В данном случае все работы необходимо будет проводить силами лицензированных организаций. При этом, наверное, следует определиться с охранными зонами моста с учётом ландшафта, видовых точек, и все предполагаемые строительные работы проводить как охранные по отношению к данному выявленному объекту.

Визуальный осмотр города позволил определить, что в нём много недооценённых зданий, которые необходимо включить в список памятников. В частности, Тамбов является одним из тех городов, где находится большое число памятников периода модерна - от одноэтажных обывательских домов до крупных общественных зданий. А принцип формирования внутриквартальной застройки доходных домов того периода является прекрасным примером для нынешних архитекторов - так, как можно застраивать внутриквартальные пространства и, тем самым, уплотнять застройку, не изменяя её художественной ценности. Этот пример уникален для России. Только при таком бережном отношении к наследию, к опыту предшественников, Тамбов может сохранить своё неповторимое лицо - ритм застройки, её художественную особенность.

Тамбовские древности, 2013. Вып. 4. С. 158-160.


Фото 19 апреля 2014 года

Мещеряков Ю.В., Державинский мост, Тамбовские древности, книги, мосты, Новосельцев А.В.

Previous post Next post
Up