Начало (часть 1)
здесь.
Находки с места погоста Знаменской церкви (1637) в Тамбове. Фото 2009 г.
Статья М.А. Климковой "Знаменская церковь г. Тамбова"
(Тамбовские древности / Сост. С.И. Андреев. Тамбов, 2010. С. 95-106).
Знаменская церковь города Тамбова
(исторический обзор по письменным источникам)
От Казачьей до Стрелецкой слободы
К концу XVII в. казаков в остроге сменили стрельцы, что было связано с Разинским восстанием.
Тамбов, ставший в 1670 г. плацдармом для борьбы с восставшими, попал в осаду на 4 месяца [17], во время которой казаки перешли на сторону мятежников [18]. Острог в то время пострадал [19], в том числе сгорела и Знаменская церковь [20].
С.А. Березнеговский считал, что осаждавшие не причинили городу большого вреда, «а только в то время осады некоторое число жителей померло от голода» [21]. Однако документы свидетельствуют о других последствиях. Так, 25-26 октября воевода Е. Пашков сообщал в Разрядный приказ об измене казаков и переходе их на сторону восставших: «А со мною, государь, холопом твоим, только в осаде в Тамбове московских стрельцов полуголова Григорей Салов с стрельцами, з двумястами человеки, да тамбовцев, государь, стрельцов из двух слобод, Полковой и Покровской, всех с 500 человек. И говорят, государь, те тамбовцы, градцкие люди, что тебе… изменить они не хотят. А у тех, государь, тамбовцев, которые хотят сидеть в осаде, в-ызмене братья их и дети, и в тех, государь, тамбовцах будет ли правда или нет, и тово, государь, ведать не по чему» [22]. 17 ноября козловский воевода С. Хрущов извещал Хитрово о том, что «приступом… в Танбове те воровские казаки и изменники в остроге сажгли 2 башни да 3 прясла острожных, да в остроге двор подьячева, домы Алтухова [23], да ряд весь выжгли ж» [24]. В ряду казачьих дворов сгорел и приходской храм. П.Н. Черменский писал: «Это видно из описания города от 1678 г., когда в нём строили снова церковь Знамения, так как «прежнюю церковь… сожгли воровские люди в бунт 1671 года» [25]. На плане конца 1710-х гг. новая церковь указана южнее местоположения сгоревшего здания.
После тех событий Казачья слобода была переименована в Стрелецкую, что свидетельствовало об увеличении в городе более надёжных, чем казаки, войск, а казачий погост начал приходить в запустение.
История новой, восстановленной церкви, была связана со временем служения первых тамбовских епископов Леонтия и Питирима, а также с Азовскими походами [26]. Так, например, в жизнеописании святителя Питирима упоминается, что в 1696 г. по царскому указу «в дом Боголепнаго Преображения Господня преосвященному епископу Питириму в Тамбовском уезде в Талинской Поляне» были прикреплены земли и при межевании «города Тамбова Знаменский поп Никита, вместо прихожан своих, шести стрельцов…, руку приложил» [27].
В конце XVII в. в Тамбове дислоцировался Выборный (Бутырский) солдатский полк, находившийся под командованием генерала П. Гордона. Ему была определена особая роль в Азовских походах, поэтому в 1695 г. сюда, под руководство Гордона, подтягивались и другие полки. Поскольку тамбовский кремль с Соборной площадью из-за своей тесноты не могли быть военным центром, то его роль стал играть острог.
Из Москвы (от Успенского собора) и из Тамбова (от Знаменской церкви) войска направились в первый поход на Азов. Как известно, крепость, открывавшую путь в Азовское море (Меотийское озеро), не взяли, и царь Пётр начал строительство флота для второго похода [28].
В качестве военных единиц стрелецкие полки просуществовали до 1720-х гг., а Стрелецкая слобода в Тамбове сохраняла своё название до XIX в.
Документы свидетельствуют, что служилые люди вели имущественные тяжбы с церковниками. Например, Стрелецкой слободы стрельцы Ефим Хлыстов «с товарищи… крепостей владенья своего на отводную землю не положили, а учинили спор к той [Казанской] монастырской земле… Да в нынешнем же 715 г. августа в 5 день били челом великому государю гор. Танбова Стрелецкой слободы стрельцы Савелей Ворожейкин с товарищи: …в 192 [1684] году, по грамоте из Приказу Большаго Дворца, против челобитья дедов и отцов их, Танбова города стрелецких пятидесятников и десятников и редовых стрельцов Романа Петрова с товарищи, стольник и воевода Иван Апраксин отвёл им сенные покосы, что слывут воевоцкие луга, з Сухининою дорогою подле их стрелецких дач» [29]. Среди «спорщиков» в документах перечислены стрельцы: Степан Блохин, Евсей Сапожников, Иван Кушелев, Иван и Кондратий Переславцевы, Герасим Тишунин.
К концу XVIII в. жители слободы числились однодворцами. Так, 13 ноября 1800 г. к епископу Феофилу писал «города Тамбова Стрелецкой Слободы однодворец Савостьян Арпанников, приложив при сём той Слободы от жителей увольнительное письмо, Ему данное, просил о определении Ево в означенный [Трегуляевский] монастырь в число братства» [30].
Во второй половине XVIII в. на территории Стрелецкой слободы, распространившейся за острог ещё в XVII в., были построены Петропавловская и Введенская церкви. Информацию о возведённой на месте храма Петра и Павла новой церкви встречаем у Г. Хитрова: «Архидиаконская. Она построена с одним престолом купцом Феодором Уткиным в 1778 году вместо деревянной Петропавловской, которая в то же время перенесена за город на кладбище» [31].
Введенская церковь числилась при Знаменском храме, была погостной и располагалась при выезде из западных проезжих Козловских ворот, «на выгоне» (ныне территория бывшего Успенского кладбища). В документах упоминается: «…в состоящей в Стрелецкой слободе на выгоне погостной церкви Введения Пресвятыя Богородицы и приделе усекновения честныя главы Иоанна Предтечи…» [32].
Введенский храм с окружавшей его территорией изображён на перспективном плане города Тамбова 1781 г. В 1788 г. он сгорел, о чём сообщалось: «…слушав рапорт десятоначальника здешней приходской Знаменской церкви священника Михайлы Иванова, который на рассмотрение представил, что минувшего апреля 28 числа состоящая в здешнем городе [в] Стрелецкой слободе кладбищенская Введенская церковь со всею имеющейся в ней церковною утварью незнаемо по какому случаю сгорела» [33].
Вероятно, в 1798 г. на стрелецком погосте установили церковь, перенесённую с одного из упразднённых городских кладбищ. Такой вывод можно сделать из рапорта М. Иванова: «Репорт города Тамбова приходской Знаменской церкви священника Михаилы Иванова, при котором взнёс за купленную им и приходскими людьми бывшую на кладбище Боголюбскую церковь достальныя ста семидесяти рублей» [34].
План Тамбова 1720-1722-х гг.
17. Тамбовские летописи / Публикация Н. Орлова. С. 153.
18. «И пыль веков от хартии отряхнув…»: Хрестоматия по истории Тамбовского края. Тамбов, 1993. С. 38.
19. Там же. С. 40.
20. Черменский П.Н. Г. Тамбов в XVII в. как тип военно-сторожевой крепости // Известия Тамбовского общества изучения природы и культуры местного края. Тамбов, 1927. Вып. 2. С. 5.
21. Цит. по: Орлов Н. Прим. // Тамбовские летописи. С. 153.
22. «И пыль веков от хартии отряхнув...». С. 38.
23. В списке 1671 г. Троицкого Цнинского монастыря, который «в нынешнее смутное время сгорел без остатку», узнаём о стрелецких начальниках: «…стрельцев головы Алексея Рукина и приказной избы подъячава Фомы Алтухова…» (Материалы, относящиеся к истории Тамбовского края. По документам Московского Архива Министерства Юстиции. Вып. 1. Г. Тамбов и его уезд / Сост. И.Н. Николев. Тамбов, 1884. С. 22).
24. «И пыль веков от хартии отряхнув…». С. 40.
25. Черменский П.Н. Указ. соч. С. 5.
26. Подробнее см.: Климкова М.А. Святитель Питирим, Азовские походы и строительство русского флота // ТЕВ, 2010. № 1.
27. Молчанов Н. Жизнеописание святителя Питирима, епископа Тамбовского. Тамбов, 1914. С. 100-101.
28. См.: Климкова М.А. Указ. соч.
29. Материалы, относящиеся к истории Тамбовского края. С. 90-92.
30. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 37. Л. 254.
31. Хитров Г. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. С. 32. В связи с активным строительством храмов в XVIII в. (напр., Варваринской); «бывшей при ней [Петра и Павла] приход распределён к другим церквам» (ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 195. Л. 46).
32. Там же. Д. 185. Л. 224.
33. Там же. Л. 323. Любопытно, что на новых планах Тамбова конца XVIII в. приписная Введенская церковь обозначена, а главная Знаменская - нет. См.: Атлас по истории Тамбовского края. Тамбов. 2009. С. 10.
34. ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 309. Л. 17 об.
Продолжение следует.