Строительство подземного перехода на перекрёстке улиц Советской и Октябрьской в Тамбове - на месте, где стояла первая деревянная Знаменская церковь (1637). Фото 2009 г.
Статья М.А. Климковой "Знаменская церковь г. Тамбова" (Тамбовские древности / Сост. С.И. Андреев. Тамбов, 2010. С. 95-106).
Знаменская церковь города Тамбова
(исторический обзор по письменным источникам)
Весной 2009 г. при строительстве в Тамбове подземного пешеходного перехода через улицу Советскую были найдены остатки старейшего деревянного храма, посвящённого иконе Знамение Пресвятой Богородицы, и часть казачьего погоста при нём [1].
Во время археологических раскопок на месте строительства было обнаружено дубовое основание восточной стены храма. Оно располагалось на одной оси с кафедральным Спасо-Преображенским собором [2], параллельно его фасаду, а, значит, эта постройка являлась частью единого градостроительного плана. Таким образом, стало возможным сложить представление о градообразующем ядре тамбовской крепости, состоявшем из деревянных сооружений: городского собора, 50-метровой проезжей Московской башни [3] и церкви Знамения.
На плане Тамбова конца 1710-х гг. [4] Знаменский храм изображён на территории острога (укреплённого поселения около кремля), что подтверждается описью крепости 1659 г.: «Да внутри острога построена церковь Знамения Пречистыя Богородицы с пределы, а что у той церкви образов, и книг, и риз, и всякой церковной утвари, и колоколов, и тому роспись… у знаменского попа Григория» [5].
К сожалению, проведение раскопок было разрешено лишь на небольшом участке, и при открытии основания храма они завершились. По поводу подобного случая, когда 150 лет ранее рядом с этим местом, при строительстве пристройки к зданию почты, тоже нашли захоронения, И.И. Дубасов сожалел: «…наши коммерсанты всего менее интересуются наукою, предпочитая ей рабское служение одному золотому тельцу» [6].
История строительства храма
Историю древней Знаменской церкви можно восстановить по письменным источникам.
О храме известно, что его «приход образовался по сооружении в 1637 году деревянной церкви с внешней стороны крепости, устроенной в 1636 г. и положившей начало городу Тамбову» [7]. Судьба этого храма напоминает судьбу многих других церковных зданий, которые сначала возводились из дерева, потом ветшали (или горели) и возобновлялись примерно на том же месте. В документах писали: «Храм построен на месте старого».
Первую деревянную трёхпрестольную Знаменскую церковь возвели в 1637 г. «дельцы» казачьей Черниевой пустыни, которые работали на строительстве тамбовской крепости. В грамоте 1638 г. говорится: «Наряжены они были к нашему Тонбовскому к городовому делу, и они де городового дела сделали одним своим монастырём: поставили на речке на Липовице острог, да в Тонбове городе поставили ж в Казачьей Слободе церковь во имя Знамение Пречистые Богородицы, а в ней три престола, да они ж де поставили в городе две большие башни, одну на четырёх мостах, а другую на пяти мостах, да в городе же срубили и поставили они два роската, да торговую баню, да около города и острога копали они ров […]. А было монастырских деловцов на месяц по 25... Давали деловцу по 4 рубли человеку и больше» [8]. Башню «на пяти мостах» возвели южнее Московской, проезжей, а рядом построили церковь, которая, судя по описанию 1659 г. [9], имела приделы, а, значит, была немаленькой. С.А. Березнеговский считал, что она была двухэтажной [10].
Часть бревна основания алтарной стены Знаменской церкви (1637) в Тамбове. Фото 2009 г.
Знаменская церковь встала на перекрёстке главных дорог. Одна из них, идущая с запада через Козловскую башню острога к кремлю, сформировала улицу Знаменскую (ныне Октябрьская); другая, проходившая через башни Хопёрскую (около места, где сегодня стоит здание музыкального училища) и Никольскую (около моста через Студенец), со временем стала улицей Большой-Дворцовой (ныне Советская).
Основным населением острога были казаки, защищавшие крепость.
«Древний тамбовский летописец» сообщает, что в 1637 г., во второй год после основания Тамбова, на него напали татары. Полковые казаки под предводительством дворян отбили нападение и преследовали неприятеля 500 км, до Северского Донца, вернувшись в Тамбов с пленными: «В 145 [1637] году при… Романе Боборыкине приходили воинские люди под Тамбов, и за ними он, Роман Боборыкин, послал лучших людей, дворян и полковых казаков, по числу 400 человек. И зашли тех татар на степи, и отбили у них всех коней те наши служивые люди и 2 человека от тех татар взяли, а те татары отошли пехотою, и после того он, Роман, послал нарочитых людей - Андрея Колоду, а с ним 50 человек. И дошли они тех татар у Северского Донца, и мурзу у них убили начального человека. И тех татар побито рядовых людей 5 человек, а в Тамбов привели тех остальных татар 63 человека» [11].
Поход 1637 г. был первым успешным военным делом тамбовцев. В том районе располагались Муравская и Изюмская сакмы - дороги, по которым «приходили на Рязанския места и в Низовые города Озовцы и Ногайские кочевые татаровя» [12]. Крепости Козлов и Тамбов с тех пор явились для них непреодолимой преградой, поэтому в 1638 г. хан Богадур Гирей требовал разрушить новые города.
Поскольку Знаменская церковь, располагавшаяся в Казачьей слободе, была приходской, то, очевидно, желание освятить её в честь иконы Знамения исходило от полковых казаков, а само освящение могло состояться 27 ноября (10 декабря н.с.) - на соответствующий праздник.
На иконе Знамение показано поясное изображение Богоматери с молитвенно воздетыми руками, на груди которой, на фоне круглого щита (сферы), - Младенец Спас-Эммануил. Подобные иконные образы появились на Руси в XI-XII вв. и получили своё название после 1170 г., когда в Великом Новгороде, во время нападения на него неприятеля, произошло чудо - знамение. Все дальнейшие явления икон Знамение в России были связаны с военными победами. Среди них - освобождение от польско-литовской интервенции в 1612 г. и победа в Отечественной войне 1812 г.
Битва новгородцев с суздальцами. Фрагмент иконы. 1460-е гг.
Таким образом, есть основание предполагать, что в посвящении тамбовской Знаменской церкви сохранилась память о победе, которая ознаменовала начальную историю города-крепости.
При описании исторического центра Тамбова И.И. Дубасов использовал в качестве ориентира Знаменский храм более поздней постройки, называя его «Острого-Тамбовской церковью». Перечислив основные строения в кремле с двором воеводы, собором и архиерейским подворьем, он переходил к описанию острога: «К западу от этого порядка [от стен кремля], в направлении к нынешней Знаменской церкви, были выстроены: приказная изба, казённые анбары и двор стрелецкого головы. К югу - тянулись избы приказных и площадных подьячих, и у главных крепостных ворот возвышалась стрелецкая караульня» [13]. Однако на плане конца 1710-х гг. упомянутые строения показаны с южной и западной стороны от деревянного храма (первоначальной постройки), что и подтвердили археологические раскопки. Около стен кремля возводить что-либо, кроме оборонительных сооружений, военными правилами запрещалось, поэтому за алтарями казачьей церкви хоронили первых строителей и защитников города. С запада от церкви находилась площадь с торгом.
По составу своих жителей слобода, где стояла Знаменская церковь, изначально называлась Казачьей. В документах говорилось: «Слобода в остроге - пешие казаки, полтретья ста [250] человек, а служба их по городу на караулах, переменяючись посуточно по 8 человек» [14]. В описи 1668 г. сообщалось: «В Тамбове: служилых людей 2342, посадских нет» [15].
Со временем около храма расположились службы епископа Рязанского и Муромского Илариона. В купчей грамоте 1667 г. сохранилось описание характерного для XVII в. двора: «Се аз Танбова города церковной знаменской дьячок Михайла Иванов сын Попов в нынешнем во 175 [1667] году Февраля в день продал… в остроге двор свой на порозжей на государевой земли Танбова города старосте поповскому, Покровскому попу Кирилу, а во дворе изба сосновая трёх сажен, крыта дором сосновым, да клеть сосновая ж на подклете с приклетом, около двора городьба с трёх сторон тыном дубовым, новым. А взял я за тот двор… домовых святительских денег девять рублёв. А тот двор куплен на казённыя деньги на приезд архиепископским приказным людем и детем боярским... А тот мой двор подле Знаменскова попа Григорья, а меж них городьба…» [16].
1. О результатах первых исследований см. в статье автора: Освящённая в честь первой победы // Тамбовская жизнь, 2009, 16 мая.
2. На плане конца 1710 гг. (РГВИА. Ф. 349. Оп. 59. Д. 179) все три Преображенских собора (1636, 1683-1684, 1694-1798) расположены на одной линии. На башню с проезжими воротами был ориентирован фасад каменного собора. См.: Климкова М.А. Спасо-Преображенский собор (судьба памятника архитектуры как отражение истории государства). Часть 1. XVII век // Тамбовская старина, 2007. Вып. 1.
3. В районе башни сегодня стоит Памятный знак Героев Советского Союза и полных кавалеров Ордена Славы.
4. См. ссылку № 2.
5.Город Тамбов в 1659 году // ИТУАК, 1885. Вып. VI. С. 16. Здесь и далее в дореволюционных источниках расставлены дополнительные знаки препинания для удобства чтения.
6. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. М., 1883. Вып. 2. С. 95.
7. Андриевский А.Е. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911. Ч. 1. С. 38.
8. Рождества Богородицы Черниев монастырь // ИТУАК, 1885. Вып. XIII. С. 45.
9. См. ссылку № 4.
10. Березнеговский С.А. Тамбовский кафедральный Спасо-Преображенский собор // ИТУАК, 1913. Вып. LV. С. 237.
11. Тамбовские летописи / Публикация Н. Орлова // ИТУАК, 1918. Вып. LVIII. С. 149.
12. Выписка в Разряде о построении новых городов и черты // ИТУАК, 1892. Вып. XXXIII. С. 49.
13. Дубасов И.И. Указ. соч. С. 21.
14. Тамбовские летописи. С. 149.
15. Опись городам, ведомым в разряде, в 1668 г. //
Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. М., 1962. Кн. VII. С. 305.
16. Копии документов Исторического архива в приложении к описи П.И. Пискарёва // ИТУАК, 1891. Вып. XXXII. С. 95.
Продолжение следует.