Статья М. Климковой // Тамбовская жизнь, 2009, 18 фев.
РУБРИКА: «МИР ТАМБОВСКОЙ УСАДЬБЫ»
В 1914 году в Петербурге на русском языке вышла книга известного английского журналиста Уильяма Стэда, двумя годами ранее погибшего в Атлантике во время катастрофы «Титаника». Эта книга под названием «Депутат от России. Воспоминания и переписка Ольги Новиковой» была посвящена московской аристократке, талантливой писательнице и журналистке, предотвратившей несколько военных столкновений между Англией и Россией, - Ольге Алексеевне Новиковой (урожденная Киреева, 1840-1925).
Правая английская пресса представляла Новикову в образе русской разведчицы. К примеру, газета The World писала, что она - «платный агент русского правительства, занятие которого состоит в возбуждении интереса к этой стране, одурачивании влиятельных политических стариков и выведывании от них полезных сведений». Под «политическими стариками», очевидно, подразумевался премьер-министр Гладстон. (Воспоминания и переписка Новиковой, изданная Стэдом, стала свидетельством дружбы этой удивительной женщины с Гладстоном и влияния на него.)
Ольга Алексеевна Новикова. 1876
В 1874 году, когда в Болгарии началось восстание против османского ига, Англия, как известно, поддержала Турцию, считая, что Сербия и Черногория являются марионетками русского правительства, якобы специально спровоцировавшего мятеж для укрепления своего влияния на Балканах. В тот год 34-летняя Ольга Новикова жила наездами в Лондоне и, как никто другой, чувствовала военное напряжение, возникшее между Англией и Россией.
Сербы терпели поражение. Однако дух повстанцев стал постепенно подниматься, когда в их ряды начали вливаться русские волонтеры.
Первый русский волонтер, дворянин и офицер, скрывавшийся под именем Хаджи Гирея, героически погиб на Балканах 12 сентября 1876 года, что стало достоянием истории и, по мнению Стэда, определило переломный этап в ходе сербского восстания. Но каков был ужас Ольги Новиковой, когда она, заинтригованная известиями о таинственном иностранце, узнала, что он ее родной брат! Эта страшная новость пришла к ней из газет, в которых сообщалось: «Хаджи Гирей убит. Это был Николай Киреев». С того дня Ольга Алексеевна приняла на себя роль посредника между Англией и Россией, начав публиковать свои статьи в английских журналах и газетах, а также написав и издав книгу «Россия и Англия».
Именно Новикова, как считается, заложила основы современных информационных технологий, используемых ныне во время ведения войн. Стэд писал: «Если бы Ольга Алексеевна не жила в Лондоне, действие, произведенное смертью ее брата, …могло бы даже показаться более или менее мифическим. Но ее присутствие уничтожало всякий скептицизм. Всякий чувствовал, что геройское самопожертвование было присуще брату такой женщины, …она утверждала, что ее брат настоящий тип русского человека, чем немало содействовала открытию благороднейшего элемента в русском народе, сделанному английской публикой, - открытию, бывшему главным фактором, парализовавшим воинственные происки лорда Бикенсфильда в 1876-1878 гг.»
Таким образом, Россия в лице Новиковой обрела талантливого народного дипломата и мощный инструмент информационной пропаганды в Европе.
Любопытно, что жизнь Ольги Алексеевны была связана с Тамбовской губернией. Ее муж, генерал-лейтенант Иван Петрович Новиков, попечитель учебного округа в Киеве, а затем в Петербурге, владел имением при сельце Новая Александровка Козловского уезда (ныне село Новиково Староюрьевского района).
В Ново-Александровке у Новиковых родился сын Александр. Однако их семейная жизнь не складывалась, и, в конце концов, между супругами произошел разрыв. Друг семьи, известный педагог С.А. Рачинский, упоминал в одном из писем 1873 года, отправленных из Москвы: «Вторую половину вечера я провел у О. Новиковой. Она очень жалка - совершенно разорена банкротством брата, брошена мужем и не знает, куда голову преклонить». С того года Ольга Алексеевна стала подолгу жить в Лондоне, где нашла свое подлинное призвание, получив известность писательницы-дипломата.
Творческий, беспокойный характер передался от Ольги Алексеевны ее сыну - Александру Ивановичу Новикову (1861-1913), статскому советнику, публицисту и общественному деятелю. Получив блестящее образование на физико-математическом факультете Московского университета, в 1887 году он, полный сил и творческих планов, вернулся в родовое тамбовское поместье. С необычайной энергией он включился в земское движение, получив должность земского начальника.
Александр Иванович Новиков
Земская служба помогла Александру Новикову осмыслить проблемы русского села. Он понял, что главной причиной бедственного положения крестьян, их нищеты, забитости и невежества является безграмотность и отсутствие должного воспитания. Лишь просвещение, по его мнению, могло изменить сложившуюся ситуацию. «Только школа, - писал он, - серьезная, повсеместная, обязательная школа может дать со временем поколения, способные к самодеятельности… Школа - тот главный доктор, который один может спасти наш народ и от нравственного падения, и от экономического разорения».
Идеи народного просвещения сложились у Александра Ивановича под влиянием друга его семьи - Сергея Александровича Рачинского - дворянина, ученого, писателя, занимавшегося социальной педагогикой в построенных им школах в смоленском селе Татево. Рачинский, публиковавший свои статьи в российских изданиях, доказывал, что обучение детей должно иметь нравственные основы, поскольку учить надо не для сдачи экзаменов, а для самой жизни. Поэтому он стал возрождать допетровские национальные традиции, когда роль школы в нашей стране выполняла церковь, заботящаяся одновременно о духовном здоровье и начальной грамоте общества.
По подобию татевских, Новиков на свои средства основал в Александровке две школы - Свято-Ольгинскую (женскую второклассную) и Иоанно-Богословскую (мужскую церковно-учительскую). Посвящая их апостолу Иоанну Богослову и святой Ольге, он как бы примирил и соединил своих родителей, носивших имена этих небесных покровителей.
Как и в Татеве, устройство школ Новиков подчинил особенностям сельской России, где холодные зимы и большие расстояния между населенными пунктами заставляли детей отдаленных деревень приходить в Александровку на целую неделю. Поэтому Иоанно-Богословская школа получила форму интерната с общежитием на 100 человек. Для учителей на средства того же Новикова были возведены несколько домов.
Как и в Татеве, обучение в новиковских школах строилось на соединении элементов гуманитарных и точных дисциплин, а также обязательных занятий искусством, проходивших под покровом духовных ценностей церкви. При Иоанно-Богословской школе действовал класс иконописания, в котором преподавал художник Иван Петерсон - выпускник Татевской школы Рачинского и иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры. Об этом свидетельствовал сам Сергей Рачинский, сделавший в 1893 году в своем дневнике запись: «18 сент. …Часов в 11 приехал в школу Ваня Петерсон… Ваня доволен своею жизнью у Новикова (он преподает иконопись в устроенной Новиковым Ново-Александровской школе). У него 11 учеников, из коих большинство занимаются успешно. Жалование - 900 р.»
Открытию Иоанно-Богословской школы предшествовала постройка храма, при котором и было создано это учебное заведение. Строительство церкви и освящение ее в честь апостола-евангелиста Иоанна Богослова было задумано Александром Новиковым 30 июня 1890 года - в день кончины его отца, приехавшего, как обычно, в Александровку на лето. К 20 августа следующего года величественный каменный храм с пятью золочеными главами и тремя портиками был уже возведен и начал действовать (здесь в усыпальнице был погребен прах Ивана Петровича Новикова). Новое здание одноименной школы появилось в 1898 году.
К тому времени Александр Новиков уже не жил постоянно в Александровке. Он служил на разных государственных должностях сначала на Кавказе, потом в Крыму и в Астрахани. В 1902-1904 годах он был городским главой в Баку.
Родившись и воспитавшись в консервативной аристократической семье, в конце своей жизни Новиков коренным образом поменял свое мировоззрение и стал сторонником революционных взглядов, участвуя в митингах и собраниях, за что подвергался арестам и ссылкам. Когда проблемы здоровья ограничили его активность, он занялся публикацией материалов, посвященных народному просвещению. Всего за свою жизнь Новиков осуществил более 50 изданий - статей, брошюр, сборников, литературных работ.
В апреле 1917 года село Ново-Александровка было переименовано в Новиково. И сегодня, по прошествии века, школьные здания в нем сохраняются, - в них размещается профессионально-техническое училище. Об Александре Новикове и его добрых делах здесь помнят, а вот имя его матери, занимавшейся внешней политикой, до сих пор окутано ореолом тайны. Все это не может не наводить на мысль: а не была ли действительно Ольга Новикова русским «суперагентом»?..