Решила начать публиковать рассказ-воспоминание Н.В. Давыдова «Былая провинция». Частями, по мере возможности, когда будет появляться свободное время.
В рассказе Давыдова дается прелюбопытнейшее описание выборов в Российской империи. Удивительно, что еще никто не использовал его в качестве готового сценария для экранизации. Книга, куда вошел рассказ, видимо, редкая, поскольку в Сети не находится.
Но сначала об авторе и об издании.
Николай Васильевич Давыдов (1848-1920), писатель, юрист, общественный деятель, живший в усадьбе Кулеватово Моршанского уезда Тамбовской губернии, учившийся и работавший в Тамбове, оставил интересные воспоминания. Одно из них - «Былая провинция» - посвящено событию, которое могло произойти в 1861-1863 году, когда в некоем губернском городе N проходили дворянские выборы предводителей. В то время, до выхода 1 января 1864 года Положения о губернских и уездных земских учреждениях, это были единственные выборы в России. Книга Давыдова с его рассказом вышла в свет в 1917 году, когда стали происходить одни выборы за другими, на которые все население возлагало большие надежды. Сегодня выборы проходят часто и о каждом подобном событии тоже можно сочинить рассказ.
Описанный Давыдовым губернский город очень похож на Тамбов, только на это почему-то пока никто не обратил внимания. Судите сами. Возьмем, например, описание: «Общий вид города N не отличался от обычного типа губернских городов Центральной полосы России в дореформенную эпоху. Город пересекала длиннейшая главная улица, на которой возвышались рядом с небольшими деревянными домиками каменные палаты местных богачей, лежали кое-где пустыри, красовались совершенно фантастические по стилю постройки с башнями, зубчатыми стенами, напоминавшая в одно время и средневековый замок, и швейцарское шале, и русскую избу. Затем Садовая улица, дома которой укрывались от пыли чахлыми садочками и палисадниками; Базарная улица и площадь с каменными рядами и магазинами довольно слабого содержания, множество боковых улиц и переулков, большею частью не мощеных, где низенькие деревянные дома, нередко прямо хибарки, чередовались с посеревшими и погнувшимися вперед или набок заборами, - улиц, в который осенью и весною в распутицу въезжать было более чем рискованно. Отдельно от других стояли губернаторский дом и большое здание дворянского собрания; на берегу у реки выделялся массивный собор, и, наконец, обращали на себя внимание острог, больница и театр; церквей было много. Со зданий полицейских частей поднимались ввысь пожарные каланчи».