как не попасть

Dec 02, 2008 13:36

По логике мой пост будет ближе всего к "Политике" Аристотеля - я рассмотрю три типа школ, в которые по крайней мере некоторым детям ходить можно или даже нужно, и расскажу, в какие варианты этих школ попадать не следует. Категорически. Естественно, картинка будет усреднённая для Москвы, Подмосковья и совсем не Москвы.

Тип первый: обычная районная школа

Практика показывает, что встречаются вполне приемлемые варианты этого типа. Хорошие учителя первых классов, которые не перегружают детей, не дают им потерять интерес к учёбе, не позволяют им превратиться в стаю и друг друга загрызть - зачастую именно отсюда. Естественно, самый лучший способ выявления таких учителей - агентура из числа других родителей. С помощью хорошего учителя иногда можно разрешить даже специальные проблемы вроде дисграфии (трудности с письмом), хотя весьма вероятно, что такому ребёнку порекомендуют и отдельные занятия с психологом. Отсутствие излишних понтов в программе нередко очень полезно. Например, в обычных школах даже читающие дети почти всегда проходят через алфавитный период в результате чего, например, разборчиво и автоматически пишут и соединяют буквы. В пафосных гимназиях алфавитный период иногда пропускают. Почти всегда в районной школе есть одна главная учительница, что для большинства детей нормальнее и лучше. Им защитник нужен, а втолковать, что взрослый, с которыми они общаются каждый день - не защитник, а аппарат для наблюдения их ошибок и слабостей - в этом возрасте нереально. Сомнительна мне лекционная система для мелких. В то же время есть специальные системы обучения, вполне подъёмные и полезные для детей средних способностей в исполнении разумного учителя. Занковская, например. И в некоторых классах районных школ она встречается.
Зачастую в таких школах есть и  хорошие предметники, агентуре они тоже неплохо известны.
Если школа находится в Вашем районе, то взять Вас туда должны в любом случае (но не обязательно в любую параллель - тут-то и может прятаться засада). При ответственном директоре в школе может быть хорошая столовая. Если школа новая и столичная, то при ней может быть бассейн, а это не всегда роскошь, а иногда и дело первой необходимости (для астматиков, например). Для младших классов обычно есть и продлёнка, нередко всего до 17 часов, зато дешёвая. Качество - в зависимости от учителя, во всяком случае с ребёнком погуляют.
Несмотря на то, что школа обычная районная, вполне возможна специализация - одни младшие классы занимаются по занковской системе, другие по обычной, в одних старших упор делается на физику с математикой, в других - на гуманитарные предметы. Это было бы неплохо, если бы только... см. далее.
Детей в классе почти наверняка будет много. 30 человек - совсем не предел. Претензии не к директору. Претензии к тем, кто эти нормы устанавливал. Даже если младшие сидят отдельно, то в столовой, в туалете и т.д. они неизбежно встречаются со старшими - с возможностью неприятных случаев вроде отъёма денег и мобильников. С шансами может не хватать одного-двух предметников, особенно учителей языка, физкультуры и прочих товарищей, у которых есть куда лучшие способы прокормиться, чем общеобразовательная школа. В хорошей школе директор будет искать, кем заткнуть дырки, и, во всяком случае, не допустит отсутствия 2-3 учителей в выпускном классе.  Но тут мы уже переползаем в

вариант скверный: зловонная помойка

Зловонную помойку может представлять собой как школа целиком, так и отдельные классы (чаще всего это "В" или "Г"). Некоторые признаки того, что с существованием помойки все смирились:
для неё не ищут недостающих учителей,
для учеников, а иногда и для педагогов привычен мат,
прогулы и другие нарушения ученика из такого класса не становятся форс-мажором,
хорошо учиться в таком классе хорошо считается позорным,
слишком усердных могут и поколотить,
детей из других классов и школ запугивают переводом на помойку.

Всё это признаки того, что пора смываться.
Как такое получается? Расскажу о нескольких детях, все они ходили в нашу районную школу, хотя некоторые недолго. У одного мать так и не дошла на его день рожденья - возвращалась пьяная с работы, под колёса - и в больницу. Второго мать за оставленный на улице велосипед била среди ночи ногами по лицу. Обутыми. Тоже пьяная вернулась. Третьего мачеха лет в одиннадцать выставила из дома. Ещё у одной пары мать не работала и выгоняла их побираться. Жившая с ними тётка лет шестнадцати умерла во сне - то ли передоз случился, то ли растущий организм не выдержал голодухи. Тут недавно обсуждали, как ужасно быть водопроводчиком. Живой папа-водопроводчик в таком раскладе? Работающий? Умеренно пьющий? Ребята, да это счастье.
Чаще всего это совсем не тупое быдло, хотя психопатов среди них хватает, а отсутствие школьных знаний поражает. Очень озлобленные дети, и нередко весьма талантливые - беда, если талант и озлобленность вложены в чью-то травлю.
Пока их распихивают по разным классам в приемлемой концентрации, с ними обычно можно справиться. Многих даже можно учить. Когда их собирают в один большой отстойник, ситуация становится невыносимой. И когда в таком отстойнике оказывается просто нормальный двоечник-троечник или ученик, родители которого не приподняли вовремя задницу и не выяснили, где он будет учиться, - это ужасно. Естественно, наличие отстойника даже в хорошей и престижной районной школе - повод для очень осторожного к ней отношения. Не всё тут от школы зависит - это правда. Но если из одного класса готовят в престижный ВУЗ, а в другом трёх учителей нет - картина ясна.

По сравнению с этим то, что встречается в обычной районной школе - фигня заурядная переносимая. Ну обнаружите Вы, что на детский праздник кто-то из родителей от избытка добрых чувств принёс ребятишкам любимую песенку про "йогурты-хуйогурты". Принесите что-нибудь получше. Ну сидит рядом с вашим детищем товарищ, у которого в заднице шило, на шиле - пропеллер, а в голове - как бы погулять. Подерётся, потом помирится - такие моторчики часто любопытнее и сообразительнее других детей. И если ваше дитя по примеру родителей любит задвинуть что-нибудь вумное, то именно он может стать благодарной аудиторией. Ну ходят классы "стенка на стенку" - пока это дело добровольное и не очень кровавое, тоже вынести можно.

Если вы всё же решили линять, то вам будут предлагать домашнее обучение. Реально это означает, что обучение ребёнка целиком отвечаете Вы - следите за его режимом, бегаете за учителями, которые приходят совсем не так часто, как обещали, объясняете непонятное. Вы это точно сможете? Единственные известные мне исключения встречались в младших классах - там почти всё зависит от доброй воли одного человека. Но вообще в районной школе система простроена так, что обеспечить вам качественное домашнее обучение никто не может.
Ну да, если ребёнок ходит на кружки, на какие-то дополнительные занятия, имеет домашние обязанности, то день у него структурирован и учиться дома ему легче.
Если ребёнок общительный или из многодетной семьи, то взаимодействие со сверстниками страдать не будет. Но домашнее обучение нередко предлагают тем, у кого с общением и так совсем плохо, а как ему учиться - непонятно.
Если класс выносимый, а ребёнок хворый, но умный, то гораздо лучше взять справку и гулять один-два дня в неделю. Существуют общеобразовательные школы для ослабленных детей - кто что-нибудь о них знает, поделитесь, пожалуйста.

Ну вот. О первом типе школ знаю больше всего, далее, видимо, буду иногда просить помощи зала. За мной ещё два поста.

лучше поздно...

Previous post Next post
Up