Мексика. Паленке (часть 2)

May 03, 2020 01:41

11 день. 7 апреля. Паленке.

"В 1953 году в Паленке найден каменный рельеф... Мы видим на нем человека, сидящего наклонившись вперед в позе жокея или гонщика; в его экипаже любой нынешний ребенок узнает ракету. Она заострена спереди, снабжена странно изогнутыми выступами, похожими на всасывающие дюзы, а потом расширяется и заканчивается языками пламени. Человек, наклонившись вперед, обеими руками орудует множеством непонятных контрольных приборов, а левой пяткой нажимает на какую-то педаль. Он одет целесообразно: в короткие клетчатые штаны с широким поясом, в куртку с модным сейчас японским воротом и с плотно охватывающими манжетами... Активна не только поза у столь отчетливо изображенного космонавта: перед лицом у него висит какой-то прибор, и он следит за ним пристально и внимательно" (Эрих фон Дэникен)

Слева - фрагмент рельефа, справа  - 3д реконструкция этого механизма, куртку только с японским воротником забыли.



Ну, что делать будем? Пойдемте разбираться.



Как вы уже догадались, мы вплотную подошли к теме "космонавта из Паленке". Однако, потопчемся еще немного на пороге.

В 1840 году Стефенс и Казервуд карабкались по деревьям, чтобы попасть на вершину Храма надписей. Лестницу они не нашли, она была засыпана землей. Внутри они обнаружили прекрасные иероглифические таблицы, правда заросшие толстым слоем мха. Мох соскоблили (наконец, в ход пошли сапожные щетки, который слуга Стефенса прихватил с собой из их квартиры в Гватемале)

Храм надписей (рис Казервуда)


3д реконструкция центральной части Паленке:



цифра 1 - Дворец
под цифрой 2 - Храм Надписей

"Я не в силах передать впечатление, которое произвели на вас эти говорящие, но нам совсем непонятные таблицы,- при. знается Стефенс.- Капитан Дель Рио и Дюпе упоминают о них а своих работах, но никто из них не дал ни одной зарисовки. Вероятно, это произошло оттого, что в их экспедиции не было хорошего художника, который мог бы с беззаветной предан­ностью отдаться трудной работе, как это делал Казервуд" (Стефенс)

Рисунок


А это мы уже фотографируем в Музее Паленке (там мы спрятались от дождя, если помните).



Теперь перенесемся в июнь 1952 года.
Мы видим, что по ступенькам уже расчищенного Храма надписей бегут вверх вполне солидные люди, они взволнованы, спотыкаются, но карабкаются дальше. Наконец, их четырехлетний труд завершился грандиозным открытием. В темных глубинах пирамиды обнаружена гробница! Да еще какая необычная, уникальная.

В 1948 году мексиканский археолог Альберто Рус Луилье внимательно изучал Храм надписей. Он заметил, что пол этого храма состоит из больших плит, и по краям одной из них есть отверстия. Он решил, что эта плита поднимается. Действительно, так и оказалось. Плиту подняли, под ней обнаружился туннель и несколько ступенек, ведущих вниз. Кажется, вот оно - начало истории о сокровищах. Беги скорее вниз! Но скоро сказка сказывается...

Все пространство над лестницей было завалено камнями, щебнем, землей и т д. Потребовались огромные усилия, чтобы расчистить проход. Только через много месяцев археологи смогли спуститься вниз по двум пролетам лестницы из 66 крутых ступеней. Ну вот, кажется, они почти у цели.

Но нет, теперь путь им преграждает большая каменная стена. Ее пришлось разрушить. Разрушили - смотрят, а дальше снова завалы. Расчистили. И вот... перед ними "дверь". Ну как дверь... - гигантский треугольный камень весом более тонны! Вот тут уже прямо плюнуть бы, развернуться и пойти джинсами на рынок торговать.
Но настоящие археологи люди терпеливые и упорные. Тем более, что в камере перед "дверью" были явные указания, что все не напрасно. Какие? А скелеты. В неком подобии гробницы лежали скелеты: пять юношей и одна девушка (ну пол скелетов определили позже, конечно), у всех были деформированы по майянской моде черепа и инкрустированы зубы. Значит, не рабы, а знатные люди.

Вот тут только Альберто Рус понял, что все потраченные усилия были не напрасны. И вот, только в июне 1952 года, наконец удалось сдвинуть с места этот гигантский камень, закрывающий вход.

Дадим слово самому археологу:
"Из густого мрака неожиданно возникла сказочная картина фантастического неземного мира. Казалось, что это большой волшебный грот, высеченный во льду. Стены его сверкали и переливались, словно снежные кристаллы в лучах солнца. Как бахрома огромного занавеса, висели изящные фестоны сталактитов. А сталагмиты на полу выглядели, словно капли воды на гигантской оплывшей свече. Гробница напоминала заброшенный храм. По ее стенам шествовали скульптурные фигуры из алебастра. Потом мой взор упал на пол. Его почти полностью закрывала огромная прекрасно сохранившаяся каменная плита с рельефными изображениями. Глядя на все это с благоговейным изумлением, я пытался описать красоту волшебного зрелища моим коллегам. Но они не верили до тех пор, пока, оттолкнув меня в сторону, не увидели эту великолепную картину своими собственными глазами".

Склеп имел около 9 метров в длину и 4 метра в ширину, а его высокий, сводчатый потолок уходил вверх почти на 7 метров. Первое время Рус не мог понять, что же он нашел. Какое-то помещение для торжественных ритуалов? или все-таки гробницу? Почти все помещение занимал огромный каменный ящик, накрытый плитой 3,8 на 2,2 м. Великовато для саркофага? Рус тоже так решил и поначалу думал, что это алтарь.
Да что гадать, скажете вы, подними крышку "ящика" да посмотри! Прекрасная идея, только весит крышка 5 тонн. И сверху чудесная резьба, которую нельзя повредить.

Сначала решили определить, полый ли ящик внутри? Просверлили маленькое отверстие, определили - полый, просунули проволоку, вытащили, проволока оказалась в красной краске. Значит, саркофаг. Потому что уже было известно, что майя посыпают тела знатных покойников красной краской. Цвет восходящего солнца служил символом бессмертия.

С помощью автомобильных домкратов и бревен крышку все-таки удалось приподнять. А под ней... еще один каменный блок. Не для слабонервных работа, точно!
Наконец, и эта преграда была преодолена.
Изнутри саркофаг был пурпуным. На этом фоне белел костями довольно крупный скелет, обильно обсыпанный нефритовыми украшениями.

Ну вот так, только на скелете:



Храм надписей



Реконструкция:



Чья же это была гробница? И как она была построена?

Вес саркофага 15 тонн, он вырезан из целого камня. Абсолютно исключено, что его затаскивали в уже построенную пирамиду. Следовательно, пирамиду строили вокруг него.

Надо признать, вот тут, конечно, много перекличек с Египтом. Сама суть - гробница в пирамиде, тщательная маскировка ее от грабителей. Тот факт, что похоронен правитель, и скорее всего, он сам руководил постройкой своей будущей усыпальницы. Гигантские блоки, непонятно как транспортированные и вырезанные.
 После того, как смогли прочесть надписи на саркофаге,  выяснилось, что погребен в нем правитель Паленке - Кинич Ханааб Пакаль (Пылающий Цветочный Щит), родился он в 603 году, а умер 683!

Бюст Пакаля,  найден в храме Надписей


Огромную роль в его жизни играла мать. Только по ее линии он мог претендовать на престол, отец же не принадлежал к правящей династии.
Если помните, несколько постов назад  мы были в Калакмуле. И я писала, что Канульское (Змеиное) царство в какой-то момент подчинило себе огромную территорию, включая Паленке. Вот как раз тогда Пакаль был маленьким ребенком.

Ставленник Канульского царства, который правит в Паленке после их поражения, вызывает у всех злость и негодование. Тогда царевна Иш Сак Кук - мать Пакаля - предлагает на трон своего 12-летнего сына. Ее поддерживают. Так Пакаль становится правителем, а его мать - регентшей. Женщиной она была властной, всё решала единолично. Сын рос, но до управления его пока не допускали. Тогда он женился. Что еще было делать?  И не на сестре, как это часто водилось у правящих майя, а на царевне из соседнего царства.

В 640 году мать Пакаля умерла, и он наконец стал управлять царством самостоятельно. И оказался хорошим правителем! Он одерживал победы над врагами, вел масштабное строительство (Дворец тоже был построен при нем).

В конце 70х годов он начинает строительство своей усыпальницы, которую называют "Чертог девяти свершений", а мы сейчас зовем Храмом надписей.

Сейчас в Храм надписей подняться нельзя, а саркофаг и его знаменитая крышка находятся в музее Паленке.







Это родители Пакаля изображены на передней стенке саркофага





Саркофаг впечатляет, ни в коем случае не проскочите мимо музея!

Ну а как же космонавт? Что с крышкой?
Тут постарался наш писатель-фантаст Александр Казанцев. В 1968 году он опубликовал статью в советском журнале! "Техника - молодежи". в статье говорилось, что рисунок на саркофаге изображает космонавта, пилотирующего космический корабль. И внешность у него странная, и наверно он - инопланетянин.

Эту гипотезу подхватил известный писатель Эрих фон Дэникен и развил в своем бестселлере "Воспоминания о будущем" (1971 г), цитатой из которого я начала пост.  В заглавной фотографии поста я привела кадр из фильма, где показана 3д модель космического корабля Пакаля. Поскольку я изначально отношусь к этой версии, как к современному мифотворчеству, я не особо вникала, что там у них получилось, если интересно,  посмотрите сами.

Крышка саркофага



Прорисовка



Ну согласитесь, не будучи специалистом в культуре майя, тут можно увидеть всё что угодно.
Первооткрыватель гробницы, Альберто Рус Луилье, описывал рельеф так:

В нижней части мы видим страшную маску, одним своим видом напоминающую уже о разрушении и смерти: лишенные тканей и мышц челюсти и нос, большие клыки, огромные пустые глазницы. Это не что иное, как стилизованное изображение божества Земли. Его голову увенчивают четыре предмета, два из которых служат у майя символами смерти, а другие, напротив, ассоциируются с рождением и жизнью (зерно маиса и цветок или маисовый початок). На маске чудовища сидит, слегка откинувшись назад, красивый юноша в богатой одежде и с драгоценными украшениями. Тело юноши обвивают побеги фантастического растения, выходящие из пасти чудовища. Он пристально глядит вверх, на странный крестообразный предмет, олицетворявший собой у древних майя древо жизни, стилизованное растение-маис. На перекладине "креста" причудливо извивается гибкое тело змеи с двумя головами. Из пасти этих голов выглядывают какие-то маленькие и смешные человечки в масках бога дождя. На верхушке креста-маиса сидит священная птица кецаль. Птица тоже облечена в маску бога дождя, а чуть ниже ее видны знаки, символизирующие воду и два небольших щита с личиной бога солнца.

Современные ученые согласны с Русом: Саркофаг Пакаля назывался «Каменный Ковчег Бога Кукурузы». Рельеф на его крышке представлял царя в виде умирающего и воскресающего бога, крест символизировал маис (он же - мировое дерево), а вся сцена - надежду усопшего на возрождение.

Альберто Рус Луилье хотел, чтобы его похоронили в Паленке. В знак признания его выдающихся заслуг перед Мексикой его желание исполнили. Он похоронен в 50 метрах от Большого дворца и Храма надписей.



Если вы думаете, что это всё про Паленке, то вы ошибаетесь)
Этот день был долгим и очень дождливым. Реки воды текли по земле старого майянского города, который, кстати, сами майя называли Лакам-Ха - Большая вода. И поток моих слов не прекращается)

Предыдущая часть здесь https://marika-v.livejournal.com/54898.html

Следующая часть здесь https://marika-v.livejournal.com/55302.html

поездки, Мексика - 2017

Previous post Next post
Up