11 день. 7 апреля. Паленке
Давно я не вспоминала про двух наших героев - Стефенса и Казервуда. Но вот мы вернулись к нитке их маршрута. Мы в Паленке.
Ох, сколько уже написано про этот город! И фильмы сняты. А всё благодаря одной неожиданной находке. Но не будем забегать вперед.
С утра мы без особого сожаления распрощались с нашей гостиницей в джунглях, помахали рукой гекконам и шумным соседям у бассейна, погрузили чемодан в багажник и поехали к руинам Паленке.
На парковке мы были атакованы местными, которые предлагали помыть машину, пока мы бродим. Это первый раз такое. Вежливо отказались.
Название "Паленке" закрепилось за этим городом по названию ближайшей деревни. Когда Стефенс и Казервуд в 1840 году прибыли в Санто Доминго дель Паленке, они надеялись отдохнуть после трудного пути по джунглям. Однако деревня представляла столь печальное зрелище после недавно свирепствовавшей здесь холеры, что исследователи поспешили к руинам.
Паленке - был для них вторым городом майя после Копана.
К походным условиям им было не привыкать, и для экономии времени и сил они поселились прямо среди развалин Большого Дворца.
"Сквозь просвет между деревьями мы увидели фасад какого-то огромного здания, пышно украшенного фигурами из штука, изысканными и элегантными. Прижавшись вплотную к нему, росли деревья, ветви которых проникли через дверные проемы внутрь здания. По своему стилю и внешнему облику оно было неповторимо своеобразным и привлекало какой-то печальной красотой.
Мы привязали наших мулов к деревьям, поднялись по каменным ступеням лестницы, сдвинутым в сторону или сброшенным вниз, и вошли во дворец"
Общий вид на дворец:
С другого ракурса, из интернета:
Реконструкция Дворца в местном музее:
Один из 4х внутренних дворов Дворца:
Это было массивное здание с множеством комнат, расположенных вокруг четырех углубленных в землю двориков. Над ним возвышалась сорокафутовая каменная башня, смутно напоминавшая восточную пагоду. Ряды удивительных рельефов из штука украшали внешние пилястры здания. Вероятно, это были «портреты» верховных жрецов в затейливых головных уборах из перьев и ритуальных одеждах. (Ч.Галленкамп)
Эта башня - единственная, нет больше ничего похожего в городах майя.
Предполагают, что она служила для астрономических наблюдений или просто была дозорной башней. Никаких тебе романтических историй про принцессу в башне, дракона...
Какие-то из рельефов на стенах дворца сохранились до сих пор, другие разрушились или перемещены в музей
Дворец, как и положено всем значительным сооружениям майя, поднят над уровнем земли и построен на террасе.
Терраса с восточной стороны:
Галерея с западной стороны:
Во дворце сохранились некоторые внутренние помещения и подземные переходы из одной части в другую. Из одного из таких Дима выныривает.
Найдите на фото
Где-то тут еще была сауна и аж три древних туалета, но мне на глаза не попались.
За год перед Мексикой
мы были в Перу, и там нас просто валило с ног волнами восторга перед мегалитическими сооружениями, мы каждый день щупали полигональную кладку и следы обработки камня неведомыми инструментами, а наши глаза всё упорнее устремлялись на лоб!
Перед поездкой в Мексику мы, конечно, изучили все материалы
Склярова по их мексиканской экспедиции. Сразу было ясно, что если что-то и есть похожее на перуанские чудеса, то это именно тут, в Паленке. У меня было выписано, где именно заветные мегалитики и всякие следы циркулярных пилок искать. Надо было обойти Дворец снаружи и посмотреть на основание его платформы с северной стороны.
Обошли, посмотрели.
Дима аж глаза прикрыл: не могу, мол, это видеть... Несерьезно это, конечно. Как блокнотик для записи слов сравнивать с Большой Советской энциклопедией.
Ну и вот еще
Угловой элемент справа от Димы. В общем, пока! не о чем говорить. Никаких тебе мегалитов и працивилизаций, всё чинно, благородно, по-майянски.
Но вернемся к Стефенсу и Казервуду.
Только наши герои более-менее обустроились в своем Дворце, только освоились их слуги-индейцы и подали им обед, только Стефенс подстелил себе под глиняную плошку большой лопух вместо скатерти, хлынул ливень!
рис. Казервуда
"Вдруг небо заволоклось тучами, раскатистый гром оповестил о приближении очередной бури. Через двери дворца, расположенного на высокой ступенчатой террасе, мы видели, как ветер рвал и гнул макушки деревьев бескрайнего леса, простиравшегося внизу. Через несколько минут ослепительная молния засверкала в дверях дворца, и тут же начался ливень, который в одно мгновение залил обеденный стол"
Ну у вот и у нас так же! Вымокли очень быстро, насквозь. Таким образом вся прогулка разделилась на две части: до дождя и во время дождя.
Сначала мы бродили, делая вид, что ничего не происходит, и посмеиваясь, что мудро не согласились на мойку машины. А потом не выдержали.
Бродим:
Жить в руинах Паленке - это не эксклюзивное изобретение наших "попутчиков". За несколько лет до них тут жил путешественник, художник и просто граф - Жан Фредерик Вальдек. Только он обустроил себе квартирку не во Дворце, а вот в этом сооружении на фото выше. И с тех пор оно называется Храм графа.
Очень примечательная личность этот Вальдек. Из тех, о ком можно снять приключенческий фильм, особенно, если приврать).
Начнем с того, что графом он называл себя сам, а иногда, по настроению, бароном или герцогом. Никто не знает, где он родился и кто он собственно по национальности. Он сам называл себя то французским, то австрийским, то английским подданным. Есть также мнение, что он чех.
Он утверждал, что был участником экспедиций: сначала Южная Африка, потом Египет с Наполеоном, но в документах о нем нет никаких упоминаний. Достоверно известно, что он приложил руку к изданию набора порнографических открыток в 1830 году в Париже, а потом рванул в Мексику и влюбился во все ее древности.
С 1832 года он два года! жил в Паленке и рисовал. Милослав Стингл пишет, что не только любовь к руинам, но и привязанность к одной из местных девушек удерживала его тут так долго. Он же пишет, что Вальдек умер в возрасте 109 лет в Париже не от старости и болезней, а от того, что засмотрелся на красивую женщину, и был сбит экипажем.
Два года человек рисовал, а почему же мы не разглядываем его рисунки? Увы, он не копировал, как Казервуд, он именно рисовал. Натура эмоциональная, экспрессивная, он додумывал то, чего тут никогда не было в рельефах и даже в иероглифах. Например, в его таблицах иероглифов мы видим головы слонов! Да, это очень хорошо соотносилось с его собственным мнением, что индейцы - потомки египтян. Но не более того.
Однако, некоторые и сейчас утверждают, что были такие иероглифы, и слоники были, а потом время их уничтожило. А злые ученые, которым эти слоны поперек горла, ибо не вписываются в официальную картину, обвиняют Вальбека в фантазерстве.
Ну знаете, нет. Одно дело многотонные мегалиты и полигональная кладка, тут я верю, что это не инки строили, ибо факты вопиют. А другое дело слоники на рисунках... Тут доказательств нет, что не наврал. Особенно, если разглядывать другие его рисунки и сравнивать с сохранившимися оригиналами.
Ну, пойдемте дальше:
как в любом приличном городе - поле для игры в мяч
Северное святилище:
Где-то тут у меня вдруг зазвонил телефон. Звонила мама одноклассника младшего сына (тогда ему было 11 лет). Я, растерявшись, взяла трубку. Тут мне что-то начали рассказывать про драку в классе, после уроков, куда-то пошли, кого-то побили. Моего? Нет. Мой? Нет. Но, может, рядом стоял. И вообще, случай вопиющий!
Для меня это все было, как голос из другой галактики. У меня тут храмы с гребнями, древние профили на рельефах, ливень тропический и ревуны на деревьях... Путешествие - это всегда маленькая жизнь в параллельной реальности. И время там движется по-другому, и ты не тот человек.
Ну кое-как разговор завершили. После того, как старший сын вырос, мне перестали звонить о всяких разбойных случаях. Младший - тихий и спокойный ребенок. Это, наверно, был единственный случай, когда он в чем-то оказался замешан) А я в Мексике. Ну бывает, что.
Мы долго терпели прилипшую одежду и струйки воды, стекающие за шиворот, но тут дождь усилился. А пойдем-ка мы пока в музей! Точнее, поедем. 1,5 км под ливнем нет смысла идти.
Побежали до машины, уточнив на выходе, что по нашим билетам мы можем весь день входить и выходить сколько угодно раз. Около машины те же самые люди, кто предлагал мойку, теперь кинулись к нам с дождевиками. Но мы опять отказали им, сочтя, что поздно, и нам уже ничего не поможет.
Доехав до пустой стоянки музея, мы вспомнили, что вообще-то у нас полный чемодан сухой одежды в багажнике и даже полотенце там есть! (когда мы через два месяца оказались ровно в такой же ситуации, но уже в Грузии, мы не растерялись! опыт!)
Все-таки в путешествиях на машине есть безусловные преимущества. Мы спокойно переоделись и уже почти сухие и очень мятые пошли в музей.
Прервемся, пожалуй.
Полезная информация:
часы работы, стоимость билетов тут
https://www.inah.gob.mx/zonas/163-zona-arqueologica-palenqueкоординаты парковки Музея археологического сайта Паленке 17.488009, -92.040926
Сайт музея
https://www.inah.gob.mx/red-de-museos/240-museo-de-sitio-de-palenque-alberto-ruz-l-huillierкоординаты парковки самой археологической зоны 17.484969, -92.048646 (между музеем и археологической зоной примерно 1,5 км, билеты действуют и туда, и туда, дополнительно покупать не надо)
Предыдущая часть моего рассказа здесь:
https://marika-v.livejournal.com/54528.htmlСледующая часть здесь
https://marika-v.livejournal.com/55270.html