10 день. 6 апреля. Бонампак.
Итак, три года назад мы не сидели в самоизоляции. Нет.
6 апреля 2017 года мы сначала долго ехали по бугристым дорогам мексиканского штата Чьяпас, потом плыли в маленькой лодочке по приграничной с Гватемалой реке, лазили по завораживающему Яшчилану, а потом отправились в небольшой майянский город Бонампак. Но наш радостный полет на полдороги прервали, объяснив, что до самих руин на своей машине нельзя, нужно совесть иметь и дать местным заработать.
Ничто не могло расстроить наше благодушное состояние. Проехать на такси остаток пути? Да отлично! Сиди, расслабляйся.
Начнем с полезной информации.
Сайт, где расписане работы и стоимость билетов
https://www.inah.gob.mx/zonas/31-zona-arqueologica-de-bonampakМы заплатили снова три раза: 60 песо+130 песо+250 песо (всё на двоих, примерно 18$)
Координаты Бонампака 16.704636, -91.064571
Координаты места, где нужно оставить машину, я не найду. Но не волнуйтесь, дальше положенного не уедете, остановят и пересадят.
Найден Бонампак был только в 1946 году, да и то, случайно.
Дело в том, что в джунглях этого региона, в Лакандонской сельве, живет один уникальный народ - лакандоны... Себя они называют "настоящие люди".
Их считают прямыми потомками древних майя.
"Настоящим людям" удавалось полностью сохранить свободу и самобытность вплоть до конца XIX века. В отличие от многих других племен все это время они смогли избежать контактов с внешним миром. Отчасти благодаря непроходимым джунглям и страшным легендам о них, отчасти благодаря привычке селиться небольшими группами и беспрестанно менять место жительства.
Ученые, которые радостно бросились изучать этот народ в начале XX века, надеялись, что многое прояснится в истории майя. Но очень быстро выяснилось, что лакандоны напрочь забыли письменность, да и остальные достижения науки и культуры древних майя утратили. Однако, их религиозные обряды были упрощенной копией древнейших обрядов майя.
Сейчас их около 1000 человек. Постепенно они теряют свою самобытность, многие перешли в христианство, дети часто уезжают в город за совсем другой жизнью. Жили и живут они земледелием, да вот еще, возможно, это именно они собирают деньги за проезд к Бонампаку. Правительство выделило им определенную территорию, но как ни странно, они страдают от своих же, от индейцев.
Лакандоны постоянно подвергаются нашествиям чужаков-крестьян, кочующих в поисках земли. Сегодня эти земли населяют более 250 000 бедняков - цельтали, чоли, цоцили и тохолабали, и под их натиском лес съеживается, как шагреневая кожа. Среди соседних общин майя мир между лакандонами и «сильными мира сего» не всегда находит понимание. (
Цитаты отсюда)
Так вот. В 1946 году к ним приехал американский фотограф - Джайлс Хили. Он хотел снять фильм о майя, поэтому надолго поселился среди лакандонов. И вот он стал замечать, что время от времени все мужчины племени куда-то исчезают на несколько дней. В лучших традициях приключенческих фильмов он проследил за ними. И выяснил, что они уходят к древним заросшим храмам и там совершают свои обряды. Так был открыт Бонампак - в переводе "разрисованные стены"!
Схема города
Если Яшчилан - это стелы и барельефы, то Бонампак - это фрески!
(фреска из 3й комнаты)
Известный американский археолог русского происхождения,
Татьяна Проскурякова, пишет:
Бонампак «был просто небольшим городком, находившимся в густо населенной области. Это был, по-видимому, своего рода „филиал" более крупного центра - Яшчилана. Отпечаток яшчиланского стиля на изделиях художественного ремесла Бонампака виден совершенно отчетливо. А мастера, создавшие в течение многих поколений особый „бонампакский" стиль, обучались, вероятно, в школах Яшчилан».
Главным архитектурным комплексом Бонампака является акрополь, расположенный на северном склоне небольшого холма, и площадь перед ним
На акрополе, имеющем два основных яруса, было сооружено около полутора десятков различных храмовых и дворцовых сооружений. Настенные росписи были найдены в самом большом из них - Храме Фресок (на фото справа, под крышей). Здание практически не разрушилось с течением времени, поэтому его внутренние помещения остались целыми.
Три комнаты Храма Фресок полностью расписаны, и стены, и потолки. Важно, что тут переданы реальные исторические события.
Различные стороны жизни майя: пышные процессии, ритуальные обряды, войны, избиение пленных,- представлены здесь живо и ярко, без всяких мистических символов или пышных декоративных узоров.
На стенах первой комнаты мы видим изображение величественной процессии царской фамилии, включая Верховного правителя в ритуальном наряде. Вокруг него танцоры, сопровождаемые слугами, надевают костюмы с украшениями из перьев птицы кецаль. На нижнем панно - группа танцоров в масках и музыканты, несущие трещотки, барабаны, трубы и свистульки.(Описание фресок Ч. Галленкамп)
Верхняя потолочная часть у меня вообще не сфотографирована нормально, там темновато, а стены с танцорами и музыкантами вот
Для ясности добавляю то ли прорисовку, то ли обработанную как-то фотографию
(с сайта
http://www.mezoamerica.ru/indians)
На росписях 2й комнаты показана сцена набега на вражеское селение. Орды воинов, тела которых ярко раскрашены, с безумной яростью бросаются на своих врагов. На северной стене изображены трофеи, захваченные в этом бою, а перед непобедимыми вождями майя стоят на коленях, ожидая решения своей участи, пленники. (Известно поимённо, кто на кого и когда напал, чем дело кончилось и т д, но это уж будет через край)
(мое фото)
(компьютерная обработка, с того же сайта)
(мое)
(не мое, компьютерная обработка)
В 3й комнате изображена другая торжественная процессия, также посвященная празднованию победы. Вверху на северной стене (над входом) представлены царь и знать в парадных одеждах. В верхней части восточной стены - придворные дамы, готовящиеся к торжествам. Большую часть южной, восточной и западной стен занимает сцена с изображением ритуального танца, в котором принимает участие царь, стоя наверху пирамиды, и его многочисленное окружение.
(мое)
Любопытная сцена - придворные дамы готовятся к празднику, красятся? прихорашиваются Как я могла подумать такое! Легкомыслие не в духе майя. Снова кровавый ритуал прокалывания языка и закапывания кровью каких-то документов.
(не мое, компьютерная обработка)
(мое)
Танцевальная массовка
(прорисовка)
(мое)
Художники-реставраторы описали, как создавались эти фрески (расцвет Бонампака и фрески - это 7 - 8 век).
Сначала на белой поверхности штукатурки обозначались тонкой красной линией фигуры. Затем пустые пространства внутри рисунка заполнялись цветными красками, а фигурам придавались объемность и рельефность с помощью жирного черного контура. И Техеда, и Калети считали, что первоначальные силуэты наносились еще на мокрую штукатурку в соответствии с подлинно фресковой техникой. По мнению Калети, для заполнения краской пустых пространств рисунка применялись кисти из шерсти животных или перья, а для создания более точных деталей - кисти из шерсти кролика. Художники майя пользовались разнообразными минеральными красками. Голубая состояла из толченого байделита, красную и розовую делали из окиси железа, желтая изготовлялась из охры, темно-коричневая - из битума или асфальта, а черная - из угля. При смешивании в различных пропорциях голубой и желтой красок получалось множество оттенков зеленых тонов.
Ну вот.
Видео снимать Диме не разрешили там, где фрески. Он был разочарован.
Ну ничего, на улице оторвался
На стеле - Чан Муван II - правитель Бонампака. Чтобы укрепить позиции на просторах мира майя, Чан Муван поступил мудро, он женился на сестре могущественного соседа - Царя Яшчилана Ицамнах Балама III (Щит Ягуара, о котором немного говорили в предыдущем посте). Таким образом Бонампак обрел покровителя и вступил в пору своего процветания. Перед Чан Муваном стоит его мать, а за спиной - жена.
На этой шестиметровой стеле, самой высокой из майянских, тоже Чан Муван ΙΙ.
Разглядывая все эти фрески и стелы, заметили, что лица индейцев не сильно изменились за прошедшие века. Таксист, который нас вез в Бонампак, был точной копией какого-нибудь древнего правителя. Его не сфотографировали, постеснялись. Но вот нашла хорошее фото на эту тему
После Бонампака поехали обратно в Паленке, к нашим гекконам, паукам и прожорливым комарам.
В расходах за этот день у нас записано: ресторан - 270 песо (11$), ну это ладно, хоть раз в день мы едим, есть грех. Читаю дальше: печенье ? - 15 песо (60 центов), чипсы ?? - 30 песо , попкорн ??? - 20 песо.
Помилуй боже, да это вакханалия какая-то! Даже не могу уже сейчас представить степень нашего расслабона и довольства жизнью, чтобы вот так скупать всё подряд) Особенно меня поражает попкорн. Мы его едим с регулярностью раз в два года! А тут на тебе - где-то в Чьяпасе закупились))
А в конце списка расходов эдакой розочкой в петлице изящно подписано: туалет - 5 песо. А что, логично, после такого продуктового набора)).
В Паленке приехали уже снова в сумерках, легли спать во вчерашнем вымоленном моими слезами номере со стенами и стеклами в окнах. Спали чутко, ночью кто-то шастал вокруг домика и постукивал.
Предыдущая часть здесь
https://marika-v.livejournal.com/54316.htmlСледующая часть здесь
https://marika-v.livejournal.com/54898.html