АЗБУКА АВАНГАРДА
Владимир Бехтеев. Бой быков. 1919. Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург
https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post477664179/ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИМЕНА И ПОНЯТИЯ ОТ А ДО Я, КОТОРЫЕ ПОВЛИЯЛИ НА МИРОВОЕ ИСКУССТВО
АВАНГАРД
Авангард как явление появился во всех сферах искусства примерно в 1910-х годах. Можно назвать его основные имена и направления, но сформулировать общие черты практически невозможно. Это целая система проникающих друг в друга стилей, концепций, теорий, языков, школ. Авангард в изобразительном искусстве можно понимать как эксперимент - с концепцией, цветом, формой. Русский авангард в живописи вырос, конечно, из западных живописных направлений: импрессионизма, постимпрессионизма и символизма. Авангардное движение не сформировало единого стиля, ни одна школа не включала само слово «авангард» в название, этим термином не пользовались художественные критики.
Василий Кандинский. Поперечная линия. 1923. Художественное собрание земли Северный Рейн -
Вестфалия, Дюссельдорф, Германия.
Казимир Малевич. Точильщик. 1912. Художественная галерея Йельского университета,
Нью-Хейвен, Коннектикут, США.
Марк Шагал. Над городом. 1914-1918. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ
Самое крупное объединение раннего русского авангарда, которое, впрочем, просуществовало всего шесть лет. В основе творческого мировоззрения «Бубнового валета» - живопись Поля Сезанна с ее эмоциональной игрой цвета и фактуры. В объединение входили Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк, позже Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Наталия Гончарова. После их ухода в объединение вошли Марк Шагал, Владимир Татлин, Иван Пуни. Манеру, которую они выработали, называли русским сезанизмом. Их натюрморты и портреты на выставках соседствовали с работами Анри Матисса, Пабло Пикассо и Поля Синьяка.
Роберт Фальк. Старая Руза. 1913. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Владимир Татлин. Продавец рыб. 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Петр Кончаловский. Хлебы на фоне подноса. 1912. Рыбинский государственный историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник, Рыбинск, Ярославская область.
ВСЁЧЕСТВО
Теоретическую концепцию с таким «всеобъемлющим» названием выдвинули в 1913 году художники Михаил Ларионов, Михаил Ледантю, Кирилл Зданевич и литератор Илья Зданевич. Они подписали манифест «Лучисты и будущники», в котором провозгласили: «Все стили мы признаём годными для выражения нашего творчества, прежде и сейчас существующие». Авангардное движение действительно не сформировало единого стиля. Илья Зданевич представил свою концепцию на закрытии выставки Наталии Гончаровой, и дальше пропагандировал теорию всёчества на лекциях в Петербурге.
Михаил Ларионов. Петух и курица. 1912. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Наталия Гончарова. Весна. Белые испанки. 1932. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Наталия Гончарова. Синяя корова. 1911. Галерея Альбертина, Вена, Австрия.
ГИНЗБУРГ
Моисей Гинзбург (1892-1946), архитектор-конструктивист, стоял у истоков авангардной архитектуры. На первое место в конструктивизме вышла функциональность, а не декор, а архитектор - становился «организатором жизни», как писал Моисей Гинзбург. Новая архитектура отталкивалась от потребностей человека, однако не воспринимала его как отдельную личность. Индивид становился лишь частью определенной социальной группы, на нужды которой «работает» архитектор. В 1924 году Гинзбург опубликовал книгу «Стиль и эпоха». Эта работа стала теоретической основой конструктивизма, а построенный по проекту Гинзбурга Дом Наркомфина в Москве - визитной карточкой этого архитектурного направления.
Жилой дом на Новинском бульваре в Москве. 1928-1930. Фотография famous.totalarch.com
Дом текстилей. Конкурсный проект 1925 года. Фотография famous.totalarch.com
Дворец Советов. Конкурсный проект 1932 года. Фотография famous.totalarch.com.jpg
ДЯГИЛЕВ
Сергей Дягилев - юрист по образованию - учился живописи, собирал произведения искусства, организовывал выставки, стал одним из основателей группы «Мир искусства». Но имя его прочно связано с балетом - искусством, которое поначалу казалось Дягилеву недостойным внимания. Именно он открыл для европейской публики эстетику дворянской культуры XVIII-XIX веков, когда в 1909 году впервые привез за границу русский балет. Пользовавшиеся бешеной популярностью Русские сезоны позже трансформировались в «Русский балет Дягилева» - труппа базировалась в Монако, гастролируя по Европе и США.
Сергей Дягилев. 1910 год. Фотография: wikipedia.org
На вокзале - композитор Роже Дезормьер, Сергей Дягилев, танцовщик Серж Лифарь, писатель и театрал
Борис Кохно, балерины Александра Данилова, Фелия Дубровская и Любовь Чернышева. Фотография: persons-info.com
Композитор Игорь Стравинский и Сергей Дягилев в аэропорту Лондона. 1926 год. Фотография: persons-info.com
КРАСНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ (МУЗЫКА ВЫШНЕГРАДСКОГО, 1918)
Эстетика авангарда нашла свое воплощение и в музыке. Обновился музыкальный язык, возникли новые школы и теории. Среди них - ультрахроматическая музыка с делением полутона на мелкие интервалы. Внук министра финансов Иван Вышнеградский (1893-1979) разработал один из ее видов - четвертитоновую музыку. Одним из его знаковых произведений стало «Красное Евангелие» - цикл песен на стихи Василия Князева.
[flash=
http://www.youtube.com/v/ZxEVGuId88I&feature=emb_logo] Иван Вышнеградский. Красное Евангелие. 1/2. Песня 1
[flash=
http://www.youtube.com/v/U9vs63K5dLc&feature=emb_logo] Иван Вышнеградский. Красное Евангелие. 2/2. Песня 9
ЖУРНАЛ «ЛЕФ»
Журнал издавало творческое объединение ЛЕФ - Левый фронт искусств. Главным редактором был поэт Владимир Маяковский. За два года существования журнала в нем печатались Борис Пастернак, Велимир Хлебников, Николай Асеев, Алексей Кручёных и другие. Перед художественными произведениями размещали теоретические комментарии: например, перед поэмой Маяковского «Про это» пояснялось, что это «опыт полифонического ритма». Над обложками всех выпусков работал Александр Родченко. Журнал закрыли в 1925 году: официально из-за нерентабельности, на самом деле - из-за противоречий между литературными группировками внутри редакции.
ЛЕФ журнал Левого фронта искусств, № 1. Фотография vnikitskom.ru
Новый ЛЕФ журнал Левого фронта №4. Фотография monoskop.org
ЛЕФ журнал Левого фронта искусств, № 1. Фотография litfund.ru
ЗЛОТНИКОВ
Художник Юрий ЗЛОТНИКОВ (1930-2016) - абстракционист второй волны авангарда - был убежден, что на первое место в искусстве должен выйти язык науки. Он увлекался работами ученого-биолога Павлова, и не стремился в первую очередь перенести на полотно эмоцию, как художники-авангардисты начала ХХ века. Злотников изучал психофизиологическую моторику и «природу реакций на цвет и форму». В 1956 году он начал работать над серией беспредметных работ «Сигнальные системы» и создал более 100 графических рисунков, которые должны были положительно влиять на психику зрителя.
Юрий Злотников. Композиция №39. 1972. Московский музей современного искусства.
Юрий Злотников. Композиция №71. 1982. Московский музей современного искусства.
Юрий Злотников. Композиция №92. 1982. Московский музей современного искусства.
ИНХУК
ИНХУК, или Институт художественной культуры, появился в Москве в 1920 году по инициативе Василия Кандинского. Кандинский продвигал идеи нового искусства, которое строилось на синтезе живописи, танца и музыки. Ему в Инхуке противостояла группа конструктивистов во главе с Александром Родченко, для которых синтетическое искусство было обращением к прошлому, «предательством» модернизма. Инхук просуществовал недолго - до 1924 года, но в нем успели поработать многие знаковые деятели русского авангарда.
Василий Кандинский. Фотография wassilykandinsky.ru
ИНХУК (Институт художественной культуры). 1920 год. Фотография wassilykandinsky.ru
Александр Родченко на строительстве Беломорканала. 1933 год. Мультимедиа Арт Музей, Москва.
КАНДИНСКИЙ
Василий Кандинский - один из основателей русского абстракционизма. Первым абстрактным полотном принято считать именно его «Картину с кругом» 1911 года. В трактате «О духовном в искусстве» Кандинский пытался разобраться, как цвет воздействует на сознание зрителя. «Цвет - это клавиш; глаз - молоточек; душа - многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу», - писал он. Свои абстрактные картины он делил на три категории: импрессии, импровизации и композиции. Первые - прямые впечатления от созерцания; вторые - поток бессознательного; третьи, напротив, сознательно выстроенные.
Василий Кандинский. Картина с кругом. 1911. Грузинский национальный музей, Тбилиси.
Василий Кандинский. Синее небо. 1940. Национальный центр искусства
и культуры Жоржа Помпиду, Париж, Франция.
Василий Кандинский. Композиция VIII. 1923. Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк, США.
ЛУЧИЗМ
Основателем этого направления в живописи считается Михаил Ларионов. В его основе - мысль о том, что зрение человека воспринимает не сам предмет, а отраженные им лучи. Новое направление описал сам Ларионов: «Это почти то же самое, что мираж, возникающий в раскаленном воздухе пустыни, рисующий в небе отдаленные города, озера, оазисы, - лучизм стирает те границы, которые существуют между картинной плоскостью и натурой». Художник и его последователи в своем творчестве сосредоточились именно на этом: их картины отображают не сами предметы, а скорее их энергетику и эстетику. Лучисты называли свое направление «четвертым измерением живописи».
Михаил Ларионов. Стекло. 1912. Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк, США.
Михаил Ларионов. Красно-синий лучизм (Пляж). 1911. Музей Людвига, Кёльн, Германия.
Михаил Ларионов. Голова быка. 1913. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
МАЛЕВИЧ
Всемирно известный художник Казимир Малевич начинал с импрессионизма; потом в его творчестве можно проследить чередование неопримитивизма, кубофутуризма, алогизма. Он стал основателем нового направления русского авангарда - супрематизма, который в массовом сознании четко ассоциируется с «Черным квадратом» - торжеством чистой геометрической формы. Малевич презентовал свой стиль на выставке «0,10» в 1915 году. А в 1919-м он организовал «итоговую» выставку: от самых ранних работ до непосредственно супрематических, причем несохранившиеся картины он написал заново. Вскоре Малевич уехал в Витебск - преподавать. Там же появилось объединение «Утвердителей нового искусства» (УНОВИС).
Казимир Малевич. Супрематическая композиция. 1916. Частное собрание.
Казимир Малевич. Спортсмены. 1930-1931. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Казимир Малевич. Утро после вьюги в деревне. 1912. Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк, США.
НЕОПРИМИТИВИЗМ
Неопримитивизм - одна из художественных программ Михаила Ларионова. Ее он представил на выставке «Ослиный хвост» в 1912 году. Неопримитивисты отказались от академических приемов живописи. В творчестве молодых модернистов, работавших в рамках этого направления, с одной стороны, заметно влияние русской архаичной фольклорной традиции, с другой - французского импрессионизма. Активный период существования неопримитивизма - с 1908 по 1913 год.
Михаил Ларионов. Венера с птицей. 1920-1930. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Михаил Ларионов. Венера и Михаил. 1912. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Михаил Ларионов. Цыганка в Тирасполе. 1907. Частное собрание.
ОРГАНИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Представители школы, основанной Михаилом Матюшиным, воспринимали мир как целостную структуру, в которой на равных взаимодействуют звук, цвет и форма. Это еще одно направление беспредметной живописи, но не только ее: «Органическое направление» предполагало синтез искусств. Матюшин и сам был художником, философом и музыкантом - в частности, написал футуристическую оперу «Победа над Солнцем».
Михаил Матюшин. Цветок человека. 1918. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Михаил Матюшин. Движение в пространстве. 1922. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Михаил Матюшин. Лахта. 1924. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров.
ПРИМИТИВИЗМ
Примитивизм как направление авангарда сформировался в конце 1900-х годов, в нем сильно было влияние национальной фольклорной традиции. Само слово впервые использовал в рецензии поэт Сергей Маковский. Примитивизм - это сознательное упрощение. Инфантильные, немного наивные и слегка неуклюжие формы: то ли рисунок ребенка, то ли наскальная живопись, то ли сказочный русский лубок.
Нико Пиросмани. Женщина с пасхальными яйцами. 1910-е.
Московский музей современного искусства.
Нико Пиросмани. Кутеж молокан. 1905. Сигнахский музей, Сигнахи, Грузия.
Нико Пиросмани. Рыбак среди скал. 1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post477664179/ АЗБУКА АВАНГАРДА . Part-2