АЗБУКА АВАНГАРДА part-1.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИМЕНА И ПОНЯТИЯ ОТ А ДО Я, КОТОРЫЕ ПОВЛИЯЛИ НА МИРОВОЕ ИСКУССТВО
РОДЧЕНКО
Фотограф и художник Александр Родченко - идеолог сразу двух направлений: конструктивизма и линиизма. В «Манифесте раннего конструктивизма» он писал: «Ввел и объявил линию как элемент конструкции и как самостоятельную форму живописи». Родченко отражал пространство не с помощью цвета, а через линии и плоскости. Развивая идеи беспредметного искусства, художник перенес их в пространство новых форматов: эксперименты в области фотомонтажа, рекламные и агитационные плакаты в сотрудничестве с Маяковским, архитектурные проекты и дизайн.
Александр Родченко. Композиция. 1917. Государственный музей изобразительных искусств
имени А.С. Пушкина, Москва.
https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post477664179/ Александр Родченко. Лестница. 1930. Мультимедиа Арт Музей, Москва.
Александр Родченко. Белый круг. 1918. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
СУПРЕМАТИЗМ
Термин придумал Казимир Малевич для своих же работ. «Супремус» - «высший», супрематизм - искусство будущего, новый геометрический язык, возведение формы в абсолют. Традиционная живопись, по мнению Малевича, на тот момент была изжита. А супрематизм стал новой философской системой, изображающей «беспредельную абстрактную вселенную» с помощью цвета и форм. «Черный квадрат», представленный художником в 1915 году, открыл в русском авангарде новую страницу беспредметных форм.
Казимир Малевич. Супрематизм 8. 1916. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Казимир Малевич. Супрематизм (с восемью прямоугольниками). 1915.
Городской музей Амстердама, Нидерланды.
Николай Суетин. Супрематизм. 1920-1921. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания.
ТАТЛИН
Художник, график, сценограф Владимир Татлин считается основоположником русского конструктивизма. От кубизма он перешел к так называемым «контррельефам» - конструкциям из железа и дерева. Один из них - «Трамвай В» - приобрел коллекционер Сергей Щукин. Татлин первым загорелся идеей «художника-инженера», который будет создавать произведения искусства, полезные обществу. Он проектировал мебель и необычную посуду, разрабатывал костюмы и мечтал строить великие памятники вроде Третьего интернационала - башни-монумента, проект которой Владимир Татлин создал в 1919 году.
Владимир Татлин. Трамвай В. 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Владимир Татлин. Башня. Модель памятника III Интернационалу. 1919 год.
Фотография wikipedia.org
Владимир Татлин. Натурщица. 1913. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
УНОВИС
УНОВИС, или «Утвердители нового искусства», - художественная группа, которую создал Казимир Малевич в Витебске в 1920 году. Приехав сюда преподавать, художник собрал вокруг себя группу учеников. Они собирались на философские дискуссии, проводили выставки, оформляли город к разным праздникам. В 1921 году в местном журнале «Искусство» был опубликован манифест Уновиса. В основу педагогической системы Малевича легли принципы супрематизма, и целью объединившихся художников стало «создание чистого живописного образа».
Участники группы УНОВИС. Витебск, 1922 год. Слева направо: стоят Иван Червинко, Казимир Малевич,
Ефим Рояк, Анна Каган, Николай Суетин, Лев Юдин, Евгения Магарил; сидят Михаил Векслер,
Вера Ермолаева, Илья Чашник, Лазарь Хидекель. Фотография: thecharnelhouse.org
Участники группы УНОВИС. 1920 год. Фотография: evitebsk.com
Занятия в мастерской УНОВИСа. Сентябрь 1920 года. Справа налево: на переднем плане -
Иван Червинко, Георгий Носков, Михаил Векслер, Н. Фейгельсон; над ними - Ефим Рояк;
сидит - Николай Суетин; за столом - Лев Юдин, Нина Коган, Вера Ермолаева; у доски стоит
Казимир Малевич, рядом - Лазарь Хидекель, Илья Чашник. Фотография: thecharnelhouse.org
ФУТУРИЗМ
Футуризм (от итальянского futuro - «будущее») - это новый язык искусства. Своего расцвета направление достигло в литературе. В первую русскую футуристическую группу вошли Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Алексей Кручёных. Они называли себя «будетлянами», как позже писал Маяковский: «люди, которые будут». Футуристы отвергали реализм и старались сломать старые традиции в искусстве. Слово у них активно взаимодействовало с изображением: именно в это время появилась культура плакатов. Издавались рукописные книги, поэты иллюстрировали сборники, художники писали стихи.
Владимир Маяковский
«А вы смогли бы?»
Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?
1913
Давид Бурлюк
«Камень, брошенный с вершины»
Камень, брошенный с вершины,
Не вернется никогда! -
В лаве бурныя морщины, -
Камень книзу без следа;
Но сказали мне японцы,
Что к вершине, где так солнце
Светит ярко - ветер часто
Камень гонит вспять несчастной.
1921
Алексей Кручёных
«Тропический лес»
Пробуждается и встает
в белых клубах негр
смотрит на круглый живот
пробует острый верх
водомет голубой крыло головы
зубы сверкают среди барвинков
лежа на копьях листвы
кто-то играет на скрипке.
1913
ХЛЕБНИКОВ
Группа «Гилея» была одной из первых в русской авангардной поэзии, а поэт Велимир Хлебников - ее постоянным участником. Его произведения, которые многим казались бессмысленными, существовали в новой семантической системе, построенной на неологизмах. «Заумь» нового языка, игра со смыслами и фонетикой - все это для того, чтобы читатель не мог быть уверен, что понимает смысл стихотворения правильно. «Слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл», - писал Велимир Хлебников.
«Времыши-камыши…»
Времыши-камыши
На озера береге,
Где каменья временем,
Где время каменьем.
На берега озере
Времыши, камыши,
На озера береге
Священно шумящие.
1908
«Россия забыла напитки…»
Россия забыла напитки,
В них вечности было вино,
И в первом разобранном свитке Восчла роковое письмо.
Ты свитку внимала немливо,
Как взрослым внимает дитя,
И подлая тайная сила
Тебе наблюдала хотя.
Начало 1908-го
Облакини плыли и рыдали…»
Облакини плыли и рыдали
Над высокими далями далей. Облакини сени кидали
Над печальными далями далей. Облакини сени роняли
Над печальными далями далей… Облакини плыли и рыдали
Над высокими далями далей.
Март 1908-го
ЦВЕТОЗРИТЕЛЬНОЕ (ОПТОФОНИЧЕСКОЕ) ФОРТЕПИАНО БАРАНОВА-РОССИНЕ
Владимир Баранов-Россине, художник и скульптор, занимался также аудиовизуальными исследованиями. Еще в 1920 году он разработал оптофоническое пианино - оно же «цветозрительное» - и создал прообраз современных мультимедийных инсталляций. Его инструмент одновременно воспроизводил музыку и проецировал изображение. Каждая клавиша пианино соответствовала определенному звуку и цвету, причем яркость изображения можно было изменять с помощью фильтров. Баранов-Россине выступал с «цветомузыкальными концертами» в России и Европе, а оптофон часто использовали на своих выставках художники-авангардисты.
Оптофон Владимира Баранова-Россине. Фотография: cuntroll.ru
Оптофон Владимира Баранова-Россине. Фотография: artchive.ru
Оптофон Владимира Баранова-Россине. Фотография: arthive.com
ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ
История «Черного квадрата» началась в 1913 году, когда Михаил Матюшин поставил свою футуристическую оперу «Победа над Солнцем». Казимир Малевич создал декорации к спектаклю, в которых черный квадрат как символ победы «будетлян» (футуристов) закрывает Солнце. На основе этого образа в 1915 году художник написал картину, которую представил на итоговой футуристической выставке «0,10». «Черный квадрат» повесили в красном углу, где обычно висели иконы. «Я преобразился в нуль форм и вышел за нуль к беспредметному творчеству», - писал художник.
Казимир Малевич. Черный квадрат. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
ШАГАЛ
Сегодня Марка Шагала называют «предвестником сюрреализма». Художник писал экспрессионистские работы, а после поездки в его полотнах появились черты кубофутуризма. Однако сам Марк Шагал никогда не причислял себя ни к одной арт-группировке, не становился членом художественных объединений. В 1918 году он вернулся в родной город и открыл художественное училище и свободные мастерские, где живописи могли учиться все желающие. Через год в училище приехал преподавать Казимир Малевич - и началось противостояние двух художников-авангардистов. Последователи Малевича объявили училище «супрематической академией», и вскоре после этого Марк Шагал оставил свой пост и уехал в Москву, а позже - эмигрировал.
Марк Шагал. День рождения. 1915. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.
Марк Шагал. Я и деревня. 1911. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.
Марк Шагал. Прогулка. 1917-1918. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
ЩУКИН
Сергей Щукин - московский купец, меценат и коллекционер, человек, открывший России французских импрессионистов. Его коллекция вместе с собранием Ивана Морозова стала основой экспозиции авангардной живописи Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Щукин приобретал картины, которые в то время вызывали негативные отклики критиков и зрителей, а позже оказались знаковыми для живописи рубежа XIX-XX веков. Именно Щукин открыл российским зрителям Пабло Пикассо и Анри Матисса. За два панно Матисса - «Танец» и «Музыка» - коллекционер заплатил огромную на тот момент сумму: 15 и 12 тысяч франков. Особняк Щукина с произведениями художников-новаторов был открыт для посещения, и молодые авангардисты 1910-х годов могли знакомиться там с творчеством своих западных коллег.
Христиан Корнелиус (Ксан) Крон. Портрет Сергея Щукина. 1915.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Анри Матисс. Танец. 1910. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Анри Матисс. Музыка. 1910. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
ЭЛЬ ЛИСИЦКИЙ
Архитектор, художник, конструктор, первый отечественный графический дизайнер, мастер фотомонтажа, инженер. Лазарь Лисицкий, позже взявший себе псевдоним Эль Лисицкий учился живописи у Юделя Пэна. Влияние на его творчество оказали идеи супрематизма и конструктивизма. На их основе Лисицкий сформировал собственный стиль и разработал концепцию проунов - «проектов утверждения нового», - в которых плоскостной супрематизм переходил в архитектуру. Лисицкий назвал их «пересадочной станцией от живописи к архитектуре». Помимо архитектурных проектов (например, проекта горизонтальных небоскребов), художник занимался фотомонтажом и дизайном.
Эль Лисицкий. Проун 19D. 1922. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.
Эль Лисицкий. Клином красным бей белых. 1920. Российская государственная библиотека, Москва.
Эль Лисицкий. Проун 1С. 1919. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания.
ЮДИН
Лев Юдин учился живописи у супрематиста Казимира Малевича, однако основным направлением своего творчества выбрал кубизм. Помимо живописи, Юдин увлекался графикой и создавал миниатюрные бумажные скульптуры. Лев Юдин работал иллюстратором в журналах «Чиж» и «Ёж» - лучших детских изданиях того времени - и оформлял книги поэтов-обэриутов, например Хармса. Он предвосхитил появление концептуальной постановочной фотографии: в 1930-х годах художник создал серию абстрактных скульптур из бумаги и запечатлел их при особом освещении.
Лев Юдин. Голубой натюрморт. 1930-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Лев Юдин. Ню. 1930-е. Частное собрание.
Лев Юдин. Портрет мужчины в цилиндре. 1931. Частное собрание.
ЯКУЛОВ
Георгий Якулов известен как театральный художник и теоретик искусства, автор «Теории разноцветных солнц», которая объясняла как солнечный свет в разных странах влиял на происхождение разных стилей в искусстве. Цвет он считал отдельным самостоятельным элементом, который сам создает художественный образ. Якулов также работал в театре - например, оформлял знаменитые балеты Дягилева.
Георгий Якулов. Бар. 1911-1912. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Георгий Якулов. Портрет А.Г. Коонен. 1920. Частное собрание.
Георгий Якулов. Нападение льва на лошадь. Эскиз панно для кафе «Стойло Пегаса». 1919.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post477664179/ Ирина Локтионова-Долинская, куратор и продюсер образовательных программ ВДНХ.