ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА

Jun 30, 2016 22:51




В образе Царевны-Лягушки отразились также мифологические представления о Творце.

В вариантах сюжета героине присущи черты разных типов творцов: культурного героя, демиурга и творца, обладающего божественной природой.

Подобно культурному герою, Царевна-лягушка добывает (достает, переносит) чудесные (идеальные) предметы из другого мира - из царства своего отца:

«есть у отца моего сороцка, что ни шва, ни стежка, как лита*140.

В большинстве вариантов героиня выступает в ипостаси демиурга: создание предметов (творение) происходит во времени, захваченном сюжетом.

В «производственных процессах* участвуют силы природы («ветры буйные*), птицы (вороны141; «все птички, все синички, все воробушки, все голубушки, все соколы* во главе с орлихой |42), животные (мыши, крысы |43) и персонажи, отмеченные признаками социально-сословного характера («мамушки, нянюшки, верные служанушки* |44), по отношению к которым героиня выступает как организатор или волеизъявляющее существо.

Божественное начало героини в вариантах передастся через христианский мотив нерукотворности творения («не шито, не ткано, все равно как высажено* ,4J) и/или христианскую терминологию

(«собрала все мучинки и крупинки и дунула своим духом - ну, так и хлеб испекся*, «она собрала нитинки и паутинки, собрала и дунула своим духом, вот и выткалось полотно* ,4°).


Рассматривая мотив творения в сюжете Царевна-лягушка в космогоническом аспекте, нельзя не отметить космическую природу самой героини, проявляющуюся в различных ее характеристиках: в имени (Свет-Луна,47); в родственных связях с героями, имеющими космическую природу

(«Если земля клонит, то мать в погоню гонит. Лес шумит - отец летит* 148 - космические родители - земля, небо (?)); в причастности к первоэлементам космоса - стихиям: воде, земле, огню, воздуху (ветрам)|49.

Мотив творения мира в сюжете не исчерпывается «ремесленным» кодом.

Отражение одного из актов космогенеза (создание ландшафта, живых существ (птицы, рыбы), а также культурных объектов (корабль)) реализуется посредством такого явления, которое в сказке квалифицируется как «чудесное умение* (в данном сюжете - умение «танцевать*).

Основные детали эпизода «чудесного танца* Царевны-лягушки, соотносимого нами с актом творения, следующие:

1) Мотив ущербности существующего пространства, отсутствие в нем того, что будет сотворено («Все у тебя, тятенька, хорошо, а одно неисправно (...) У тебя вот вокруг дому саду нет*1*0.

2) Четкая регламентация времени, когда произойдет творение: пир с его кульминационным моментом - пляской героини, как правило, назначается на ночь - темное время суток (другая, единичная, модификация мотива тьмы: «(...) вели папаше забить окна, чтобы не было свету во дворце (...)IJI).

Характерное для космогонии преобразование тьмы в свет в сюжете реализуется с помощью мотива сияния в ночи света/огня/молнии при появлении Царевны- лягушки, а также посредством обозначения видимости того (все увидели), что сотворила героиня.

3) «Материальный состав «сырье» для объектов творения - остатки еды (куски мяса, мослы - прах, твердь) и питья (жидкая субстанция), смешанные (в хаосе) в рукавах героини.

4) Оценка созданного Царевной-лягушкой в эстетической категории красоты («Красота-то какая стала* ”), что соответствует мифологическому представлению об эстетической отмеченности (красота, украшенность) космоса|54, а также констатация связанного с «красотой* состояния веселья («и такое сделалось веселье, какого никогда не бывало»1”).

5) Необходимый для творения переход от неподвижности к движению реализуется в сюжете в мотиве танца/движения рук героини (ср. с традиционными представлениями о продуцирующей силе танца, движений рук, ног (взмахи, подпрыгивания и пр.), в ритуальной сфере нашедшими отражение в магических действиях, направленных на воспроизводство: урожай, приплод скота, деторождение)

Д. А. Баранов, Е. Л. Мадлевская. ОБРАЗ ЛЯГУШКИ В ВЫШИВКЕ И МИФОПОЭТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.

источник
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up