Оригинал взят у
katani08 в
В тиши восточного гарема - в плену безудержных страстей (часть 1) Султан и одалиска - статуэтка-подсвечник
Франц Гарднеръ - Россия (вторая половина XIX века)
При взгляде на гарднеровский подсвечник как не вспомнить канделябр из чеховского рассказа
"Произведение искусства".
"- Конечно, если смотреть с точки зрения толпы, - ... - то, конечно, эта высокохудожественная вещь представляется в ином свете...")))
Антон Павлович Чехов
You can watch this video on www.livejournal.com
В гареме нежится султан - старинная студенческая песня
Исполняет - группа "Последний переулок"
Автор музыки и слов песни предположительно Дмитрий Анисимович Богемский (1878-1931), а дата её создания - не позднее 1910-го года.
А вообще песня "В гареме нежится султан" восходит к эпохе вагантов, в оригинале она пелась на латыни. Существует её немецкая версия, сочиненная теологом и преподавателем Христианом Людвигом Ноаком (Christian Ludwig Noack), (1767-1821).
Антонио Ривас (1845-1911) - Музыка в гареме
Антонио Ривас (Antonio Rivas) - испанский художник-ориенталист.
Гарем, а точнее харем (от арабского "харам" - запретное, священное место), или сераль (от итальянского seraglio - огороженное место, зверинец) - закрытая и охраняемая жилая часть дворца или дома, в которой жили жёны мусульман, наложницы и их служанки, то есть женская половина дворца или дома.
Посещение гарема было дозволено только хозяину и его близким родственникам.
Слово сераль пришло в итальянский и французский языки из персидского - Serai (большой дом, дворец). В турецком языке его аналог - saray (сарай).
В русском языке бытовали слова "серальник", производное от слова "сераль", - российский помещик, заведший себе сераль (гарем) из крепостных девушек, и "серальки" - крепостные наложницы.
Как-то не очень благозвучно звучат эти слова, вы не находите?)))
"Серальник" и его "серальки"
Христианину позволено иметь только одну жену, а мусульманину - четыре. Многоженство в исламской культуре имеет свои причины: войны оставляли много вдов и сирот и, чтобы они не оставались без защиты и средств к существованию, по закону братья или другие близкие родственники обязаны были взять в жёны этих вдов с тем, чтобы заботиться о них и об их детях. Взять же себе вторую жену просто так, потому что поднадоела первая, можно было только при условии согласия этой первой, а также при возможности дать обеим одинаковое материальное обеспечение и не обделить любовью и лаской ни одну из них. И так с каждой последующей женой. Поэтому в реальной жизни подавляющее большинство мусульман имели и сейчас имеют только одну жену. Многоженство - удел богатых и здоровых. Другое дело, что этим богатым и здоровым никто не запрещал кроме жён иметь ещё и наложниц, ибо, как сказал Александр Иванович Куприн устами Платонова - героя повести "Яма":
"Надоест же, в самом деле, все одно и то же: жена, горничная и дама на стороне. Человек в сущности животное много и даже чрезвычайно многобрачное.")))
В отличие от простых смертных, султаны и падишахи имели гаремы, в которых бывало по нескольку сотен наложниц. При этом многие из этих правителей не женились вовсе, дабы жёны не проедали плешь и не выносили мозг сплетнями и дрязгами, а родственники жён не крутились бы под ногами, требуя для себя почестей и хлебных мест. Наложницы, в отличие от жён, были девушками подневольными, а попросту - рабынями, поэтому были всегда милы и приветливы. И родственников у них не было или были они где-то далеко и ни на что не претендовали. Но дети от наложниц обладали всеми теми же правами, что и дети от жён.
Click to view
Если б я был султан
Фрагмент из кинофильма "Кавказская пленница"
Благодаря гаремам у восточных правителей не было проблем с престолонаследниками, как это случалось порой в христианских странах. Старший из всех сыновей наследовал престол, если же с ним что-то случалось: смерть в результате болезни или он погибал на войне, были ещё другие сыновья. Дочерей же своих эти правители выдавали за нужных им людей, а те, в свою очередь, за счастье породниться с правителем, служили ему верой и правдой.
Из всех женщин государства в самом привилегированном положении находились мать падишаха, его жёны, если он официально женился, и его дочери. Мать правителя воцарялась в гареме одновременно с тем, как её сын восседал на престол. Мужьям же дочерей правителя не разрешалось иметь ни других жён, ни наложниц. Обидеть жену такому мужу не приходило в голову даже в страшном сне - жена ведь сразу же пожалуется отцу. А папа у нас кто? Правильно, султан. Обидеть дочь такого уважаемого человека - всё равно, что обидеть его самого, а кто посмеет обидеть падишаха, тот и дня не проживёт.
Порядок в султанских гаремах царил поистине армейский: существовала своя иерархия среди обитательниц гарема, субординация и этикет, который был сродни дипломатическому протоколу.
Поскольку самой могущественной восточной империей в средние века была Османская империя (то, что от неё осталось, сегодня это Турция), то говоря о гареме, чаще всего имеют в виду гарем турецкого султана.
Султан - титул правителя в исламских государствах. В Коране - священной книге мусульман словом "султан" обозначается отвлечённое понятие власти. Таким было значение этого слова в первые века ислама. Позднее термин стал обозначать единоличного представителя светской власти, в противоположность имаму, религиозному авторитету.
В Османской империи в период, начиная с XV века по 1922-й год, султаны носили титул падишаха.
Падишах (от древне-персидского "pati-xšāyaθiya-" - правитель, царь) - иранский монархический титул, также использовавшийся в некоторых других странах Азии. У европейцев титул падишаха считался аналогом императорского титула.
Статуэтка-болванчик "Султан"
Германия (середина XX века)
Жан Огюст Доменик Энгр (1780-1867) - Большая одалиска (1814)
Жан Огюст Доменик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres) - французский художник, живописец и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века.
Одалиска (от турецкого "odalık" - горничная, рабыня, служанка) - женщина, состоящая в гареме султана. Статус одалисок был ниже статуса официальных жён. Фактически они были прислужницами султанских жён и чаще всего ни разу не попадали в султанскую спальню.
Обратить на себя внимание падишаха было целью и мечтой каждой одалиски.
В западном искусстве в конце XVIII века появилась мода на восточную экзотику. Она продержалась весь XIX век и даже затронула начало XX века. Это направление в искусстве называется ориентализм.
Образы прекрасных одалисок будоражили воображение западных художников-ориенталистов. Эти художники чаще всего и в Османской империи никогда не бывали, не то что в султанском гареме, но рисовали много и с чувством то, что подсказывало их воспалённое воображение, выдавая свои мечтания за реальность. Одалиски на их картинах чаще всего слоняются полуголыми по гарему, не зная, чем заняться, либо нагишом валяются на подушках, изнемогая от безделья. В жизни всё было не совсем так, но разве это имеет значение, когда речь идёт о прекрасном?)))
Франсиско Масриера Мановенс (1842-1902) - Гаремная красавица
Франсиско Масриера и Мановенс (Francisco Masriera y Manoven) - испанский художник и златокузнец, заражённый ориентализмом.
Теодорос Раллис (1865-1923) - Наложница
Теодорос Раллис (Θεόδωρος Ράλλης, Théodore Jacques Ralli) - греческий и французский художник. Принадлежит французской школе академизма и, одновременно, является самым характерным греческим художником-ориенталистом.
Анри Адриен Тану (1865-1923) - Одалиска (1904)
Анри Адриен Тану (Henri Adriene Tanoux) - французский художник-ориенталист и автор морских пейзажей.
Анри Адриен Тану (1865-1923) - Одалиска
Йозеф Седлачек (1789-1845) - Одалиска
Йозеф Седлачек (Josef Sedlacek) - австрийский художник-ориенталист.
Довольно часты сюжеты с одалисками в гаремной бане (хаммам - баня на Востоке) - оно и понятно, в баню ведь одетыми не ходят.)))
Эдуард Бернар Деба-Понсан (1847-1913) - В бане гарема
Эдуард Бернар Деба-Понсан (Edouard Bernard Debat-Ponsan) - французский художник-академист.
Жан Огюст Доменик Энгр (1780-1867) - Малая купальщица - интерьер гарема
Реже одалиски на картинах танцуют или играют на каких-то музыкальных инструментах.
Ханс Зацка (1859-1945) - Досуг в гареме
Ханс Зацка (Hans Zatzka) - австрийский художник, известный также под псевдонимами H.Zabateri, P.Ronsard и J.Bernard.
Тишен Рамзей Пиел II (1799-1885) - Досуг в гареме (1830)
Тишен Рамзей Пиел II (Titian Ramsey Peale II) - американский художник, натуралист, энтомолог и фотограф.
Случаются среди великого множества картин на тему гаремов и вполне реалистичные жанровые полотна, на которых одалиски заняты чем-то полезным, например, шитьём.
Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928) - Гарем
Фредерик Артур Бриджмен (Frederick Arthur Bridgman), - американский художник-ориенталист.
Фредерик Артур Бриджмен (1847-1928) - Гарем- рассказчица
Попадали девушки в султанские гаремы разными путями. Так как исламские законы запрещали заключать в рабство свободных людей, проживающих в исламском государстве, независимо от их вероисповедания, обычно девушки были чужестранками - происходили из самых разных земель и были представительницами различных культур. Некоторые девушки приобретались в качестве военной добычи, а другие покупались на рынках рабов.
Жан-Леон Жером (1824-1904) - Рынок рабов
Жан-Леон Жером (Jean-Léon Gérôme) - французский художник, живописец и скульптор, представитель академизма.
Торговцы рабами порой многие дни везли свой "товар" через пески пустыни, чтобы добраться до невольничьего рынка.
Отто Пильны (1866-1936) - Отдых в пустыне
Отто Пильны (Otto Pilny) - швейцарский художник-ориенталист.
You can watch this video on www.livejournal.com
Дюк Элингтон - Караван
Статуэтка "Одалиска обнаженная в оковах"
Volkstedt Германия (до 1935-го года)
Теодорас Раллис (1865-1923) - Султанская фаворитка
Анри Адриен Тану (1865-1923) - Султанская фаворитка
Жан Огюст Доменик Энгр (1780-1867) - Одалиска с рабыней (1842)
Тот факт, что у одалиски есть своя рабыня, говорит о том, что она поднялась на ступеньку выше в гаремной иерархии - стала наложницей султана.
Адольф Сил (1829-1907) - Фаворитка
Адольф Сил (Adolf Seel) - немецкий художник, автор восточных архитектурных пейзажей.
Султанским фавориткам полагались отдельные покои, в отличие от простых одалисок-служанок, которые жили по нескольку человек в одном покое.
Статуэтка "Лежащая одалиска"
Германия - (первая половина XX века)
Копия статуэтки (XIX век) фабрики Франца Гарднера (Россия)
Николай Александрович Руссов (Волков-Муромцев), (1844-1928) - Купленная
Николай Александрович Волков-Муромцев (урожденный Волков, фамилию Муромцев принял вместе с наследством от двоюродного дяди, Руссов - псевдоним) - русский художник-акварелист. Долгие годы жил в Венеции, где и умер. В его честь дом, в котором он жил - Palazzo Barbaro переименован в Palazzo Volkoff.
Русские художники, в сравнение с западными, всегда были более реалистичными, что можем видеть на картинах, посвящённых гаремной тематике.
Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) - Одалиска
Василий Дмитриевич Поленов - русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог.
Карл Брюллов (1799-1852) - Одалиска
Карл Павлович Брюллов - русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма.
Очень полюбилась тема одалисок-наложниц русским мастерам малой пластики, даже такого народного промысла, как
Гжель.
Статуэтка "Одалиска"
Россия - завод А.М.Миклашевского - (1838-1861)
Статуэтка "Нубийская наложница"
по модели завода Миклашевского
СССР - (1920-е годы)
Не знаю, возможно, в каких-то гаремах и были нубийские наложницы, но только не в гаремах турецких султанов. Чёрных невольниц там использовали исключительно как служанок.
Статуэтка "Одалиска в бане"
СССР (ЛФЗ) - (1930)
Автор - Наталья Яковлевна Данько (1892-1942)
Наталья Яковлевна Данько - советский скульптор-керамист. С 1919-го года была заведующим скульптурного отдела Ленинградского фарфорового завода (ЛФЗ).
Флакон для духов в стиле арт-деко "Одалиска"
СССР- Волховскя фарфорово-фаянсовая фабрика "Коминтерн" - (1925)
Автор - Наталья Яковлевна Данько (1892-1942)
В истории султанских гаремов было много одалисок, ставших не просто наложницами султанов, но даже любимыми наложницами - фаворитками, но была лишь одна, которая стала законной женой султана, причём единственной. Это была известная сегодня всем Роксолана - девочка из городка Рогатин, что на западе современной Украины, угнанная из родного дома крымскими татарами при очередном набеге на западные русские земли - Червонную Русь, находившуюся тогда (начало XVI века) под польской короной. На невольничьем рынке в Кафе она была продана в гарем турецкого султана.
В данном случае, как говорится, не было бы счастья, так несчастье помогло. Сначала она сумела обратить на себя внимание султана Сулеймана:
You can watch this video on www.livejournal.com
Танец Хуррем - Роксоланы
Фрагмент из сериала "Великолепный век"
производства Турции
Портрет Сулеймана Великолепного (1530)
Тициан (1488/1490-1576)
Прошла тернистый путь от простой наложницы до фаворитки:
You can watch this video on www.livejournal.com
You can watch this video on www.livejournal.com
Фрагменты из сериала "Великолепный век" производства Турции
И наконец достигла невозможного - стала султаншей - законной женой турецкого султана Сулеймана Великолепного, самого великого правителя Османской империи и самого могущественного монарха своего времени.
You can watch this video on www.livejournal.com
Фрагмент из сериала "Великолепный век"
производства Турции
Портрет Роксоланы (1530)
Тициан (1488/1490-1576)
Тициан Вечеллио (Tiziano Vecellio) - итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Возможно вам показалось, что я рекламирую турецкий сериал "Великолепный век"? Нет, нет, нет и ещё раз нет! Вот что я прочитала на одном кинофоруме:
"Сам ты "Прекрасный век"! "Великолепный век" он называется! Не советую, потому что эта зараза на 4 сезона, каждая серия по полтора грёбаных часа, сериал очень красивый, с шикарными костюмами, с обалденными декорациями, с кучей интриг, с красивыми актёрами...
Смотрю 3-й сезон, муж начинает меня ненавидеть (ноута его лишили, еду приходится разогревать самому и вообще!) - а я не могу оторваться..."
Так вот я полностью солидарна с предыдущим оратором. Только врождённая сила воли заставила меня бросить просмотр этого сериала на полдороги - угорела от интриг в этом змеепитомнике и, главное, стало жалко заброшенного мужа.)))
Кстати, дорогие барышни, дамочки бальзаковского возраста, дамы средних лет и тётки элегантного возраста, просмотр сериала "Великолепный век" можно использовать как мощный антидепрессант в критические моменты жизни. Знаю нескольких женщин, которых это просто-таки спасло в очень тяжёлых ситуациях: переживания по поводу того, кто из сериальных героев кого победит, кто с кем и против кого дружить будет, кого следующего удавят шелковым шнурком, так засасывали, что затмевали собственные невзгоды, а поскольку сериал долгоиграющий, то и эффект этот был растянут во времени, которое как раз было необходимо для того, чтобы переварить свои собственные беды.
You can watch this video on www.livejournal.com
Гарем султана Сулеймана - документальный Фильм
Карл Антон Хакель (1745-1798) - Роксолана и султан (1780)
Карл Антон Хакель (Karl Anton Hickel) - австрийский художник, как его называли, "путешествующий портретист".
Султан и Роксолана у Хакеля получились этакой опереточной каскадной парочкой.)))
Статуэтка "Хюррем Хатун" (окрашенный металл, ручная работа)
Греция Marinakis Bros - (2000-е годы)
You can watch this video on www.livejournal.com
Последний гарем (Harem suare) - художественный фильм производства Турции - Италии - Франции (1999)
"Последний гарем" - историческая драма, в которой показан султанский гарем в последние годы правления султана Абдул-Хамида II (1842-1918) - последнего самодержавного правителя Османской империи (1876-1909).
Click to view
"Гарем" - документальный фильм (2016)
ТИФЛИССКАЯ ПЕСНЯ
Как лезгинская шашка твой стан,
Рот - рубин раскаленный!
Если б я был турецкий султан,
Я бы взял тебя в жены...
Под чинарой на пестром ковре
Мы играли бы в прятки.
Я б, склонившись к лиловой чадре,
Целовал тебе пятки.
Жемчуг вплел бы тебе я средь кос!
Пусть завидуют люди...
Свое сердце тебе б я поднес
На эмалевом блюде...
Ты потупила взор, ты молчишь?
Ты скребешь штукатурку?
А зачем ты тихонько, как мышь,
Ночью бегаешь к турку?..
Он проклятый мединский шакал,
Он шайтан! Он невежа!..
Третий день я точу свой кинжал,
На четвертый - зарррежу!..
Искрошу его в мелкий шашлык...
Кабардинцу дам шпоры -
И на брови надвину башлык,
И умчу тебя в горы.
Саша Чёрный (1880-1932)
ВТОРАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА ЧЕТВЁРТАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА Статуэтка "Одалиска"
Россия
Гжель - (середина XIX века)
Click to view
Как турецкая сабля твой стан
Текст песни - приблатнённый уличный вариант стихотворения Саши Чёрного
Поёт - Аркадий Северный