Русские народные промыслы - Синеокая Гжель (часть 1)

Apr 30, 2012 10:30



Художник Игорь Белковский - Натюрморт с подсолнухами



image You can watch this video on www.livejournal.com



Георгий Шендерев - вальс из сюиты "Узоры луговые"
                      Исполняет Государственный Уральский оркестр народных инструментов


              
              

Самый известный крупный народный художественный керамический промысел - подмосковная Гжель. Этот район из 27 сел и деревень бывших Бронницкого и Белгородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район), где проживают более 20 000 человек, давно славился своими глинами и гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость - деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево и другие, где было много мастерских.



Подмосковное село Броничи, когда-то вотчина царя Федора Алексеевича, в конце XVIII века было переименовано в уездный город Бронницы.

В новый уезд вошла и Гжельская волость, состоявшая в то время из 16 деревень.
Происхождение слова "Гжель" многие связывают по созвучию с глаголом "жечь", то есть "обжигать глину".

В разные времена эту местность называли Окжель, Акжель, Жгель. Но, вероятнее всего, название села происходит от названия реки Гжелки.



Река Гжелка утром

image Click to view



Юрий Чичков на слова Петра Синявского - Незабудковая Гжель
Поёт Надежда Филатова


              



Кинозарисовка "Гжель"


              

Гжельские крестьяне были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам они занимались они исключительно керамическим ремеслом.


С XVI века эти места упоминаются как "государева дворцовая волость", где не было крепостного права. Хотя это и не совсем так. Например, деревня Кузяево, в которой находились такие знаменитые гжельские заводы, как завод Фомина, братьев Новых, Храпуновых, Исаева, Храпунова-Нового, принадлежала помещикам.

Уникальные месторождения местных глин, выходящих на поверхность, дали начало керамическому промыслу с тех пор, как здесь поселились люди.

Гжельская глина высоко ценилась уже в середине XVII столетия - царь Алексей Михайлович в 1663 году издал указ, в котором было писано:
"... во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам".

В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу "для дела алхимической посуды".


              


Михаил Васильевич Ломоносов написал о гжельской глине:
"Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кои химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская которой нигде не видал я белизною превосходнее".


На основе гжельских беложгущихся глин русский учёный Дмитрий Иванович Виноградов изготовил в 1748 году первое русское фарфоровое изделие - "Ставок" (конфетница с крышкой) на Императорском заводе в Санкт-Петербурге.
(Дмитрий Иванович Виноградов - создатель русского фарфора, который своим качеством поразил Европу. Соученик и друг Михаила Васильевича Ломоносова. Виноградов - организатор первого в России фарфорового производства, которое первоначально называлось Порцелиновой мануфактурой, или Императорским фарфоровым заводом, с 1925 года - Ленинградским фарфоровым заводом имени Михаила Васильевича Ломоносова, а с 2005 года - опять Императорским фарфоровым заводом).
К сожалению, портреты учёного до наших времён не сохранились.


              
              


На искусство гжельских мастеров близость Москвы, как центра культуры и торговли, оказывала огромное влияние. Приблизительно каждые 50 лет менялась мода, в том числе на предметы быта, на посуду и гжельцы в каждый период создавали свои шедевры керамического искусства.
Среди множества изготавливаемых изделий, в основном посуды, встречаются изделия культового, декоративного характера, игрушки.

Самые умелые и талантливые мастера не могли остановиться на изготовлении простых предметов утилитарного назначения - они делали работы более сложные или по-новому декорированные. Эти произведения становились образцами для других мастеров и постепенно распространялись по всей Гжели, варьируясь на свой лад, - вот так и создавался стиль, который все мы сегодня знаем, и который носит такое привычное уху название - Гжель.

За, почти, семивековую историю Гжели здесь происходило много событий и перемен - менялась мода, требования рынка, но гжельцы год от года совершенствовали свое мастерство, осваивая новые технологии производства изделий из керамики.

Гжельские изделия всегда имели ярко выраженный народный характер, несли в себе национальные черты. Символично, что в сознании современников слова "Гжель" и "Русская народная керамика" стали в значительной мере синонимами.

image Click to view



"Гжель" и такая русская музыка -
Георгий Свиридов - Романс из музыки к кинофильму "Метель"

Как и всегда, по моему заказу муж сделал это слайд-шоу.


              
              

Гжельская майолика


Есть несколько видов изделий из керамики: майолика, полуфаянс, фаянс, фарфор, которые для Гжели не просто керамические термины, а эпохи, в период которых каждый раз происходило рождение уникального направления в керамике. И первым таким ярким явлением была
гжельская майолика.

Майолика (итальянское maiolica, от Majolica - старого названия острова Мальорка, через который ввозились в Италию произведения испано-мавританской керамики) - крупнопористые декоративные керамические изделия из беловатой или желтоватой обожженной глины, которые изготавливаются вручную, раскрашиваются огнеупорными красками, покрываются непрозрачной сверкающей глазурью, образуемой с помощью нанесения окиси различных металлов (кобальта, олова, свинца, меди, марганца, железа или даже платины и золота) и обжигаются при температурах свыше 900°С .
Этим изделиям свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск полива, контрастные сочетания цветов.




Современная гжельская майолика - фрагменты изразцов


Нанесённый от руки рисунок, в котором соединились сюжетная и орнаментальная роспись, исполнявшийся, всего в пять красок изысканных оттенков, имеет свойственную народному искусству плоскостную, с яркими цветовыми пятнами, манеру исполнения.

Производство керамических изделий из обожжённой цветной глины с крупнопористым черепком, покрытых глазурью, существовало уже несколько тысячелетий назад в Египте, Вавилоне и других странах Древнего Востока.

Наиболее крупными центрами изготовления подобного вида глазурованных глиняных изделий и керамики в Испании были Малага и Валенсия. В Италию майолика попадала из мавританской Испании через остров Мальорку, от названия которого и произошёл термин "майолика".

В дальнейшем, технологии и стили майолики развивались и достигли наиболее высокого уровня в Италии в эпоху Возрождения, откуда и распространились в другие европейские страны, в том числе и в Россию.


В Древней Руси Майолика была известна уже в XI веке. Высокого расцвета достигла архитектурная майолика Ярославля и Москвы в XVII веке (наличники окон, порталы, фризы, фигуры святых, изразцовые печи).

В XVIII веке майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику преимущественно с монохромной росписью по белому фону выпускал завод Гребенщикова в Москве, с полихромной - мастерские Гжели.

Первые образцы русской майолики начали производить на "Ценинной и табачных трубок фабрике", открытой купцом Афанасием Гребенщиковым в Москве, где по найму также работали и гжельские мастера. Они изучили секреты производства майолики, а по возвращении домой "учинились сами мастерами".
Гребенщиков долго боролся с гжельцами и пытался запретить
им изготовлять такие изделия, хотел получить монопольное                 
право на производство майолики.

Современные камины
                                                                                                                                                                                    из гжельской майолики


Гжельские гончары, обладавшие незаурядным мастерством, создали уникальные сосуды: квасники - декоративные кувшины с кольцевидным тулобом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырех массивных округлых ножках; кумганы - сосуды подобные квасникам, но без сквозного отверстия в корпусе.
Взяв за основу гончарную дисковидную флягу, они усовершенствовали внешний вид этих сосудов. Гжельских сосуды от других отличаются тем, что гончары посадили на плечики квасников лепные фигурки, отчего они приобрели бОльшую выразительность и декоративность. Сюжеты в скульптуре взяты из повседневной жизни. Унифицированные фигурки оттискивались в формы, а детали: руки, ноги вылепливаются вручную.



Для современной Майолики характерны экспериментаторство, поиски новых пластических и живописных возможностей массы, глазури, эмали.

В современной художественной практике майоликой также называют керамику с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.

На фотографиях представлены изделия современной гжельской майолики.





              

Гжельский полуфаянс

Старинная Гжельская майолика просуществовала в России очень недолго, не более полувека. К концу XVIII столетия в моду стал входить тонкий фаянс и постепенно производство майолики резко сократилось.

Изделия, которые привозили из Англии, стали образцами для подражания и развития следующей ступени керамического искусства в Гжели. Фаянс обладал более высокими техническими качествами: механической прочностью, крепостью глазури, и белизной, делавшей его похожим на фарфор, а относительная дешевизна вытеснила более трудоемкую в исполнении, громоздкую по формам и сравнительно непрочную майолику.


       



Английский фаянс - супница из знаменитого сервиза с зелёной лягушкой, хранящегося в Эрмитаже

Гжельцы видели в Москве тонкий, белый английский фаянс, знали, что эти изделия пользуются большим спросом и стали искать способ делать похожую посуду.

Ввозившийся в Россию английский тонкий фаянс, белый, легкий, украшенный печатными рисунками, через некоторое время стал для многих русских заводчиков эталоном для подражания. Но как найти рецепт фаянсовой массы? Гжельские гончары стали экспериментировать с местными глинами и создали на рубеже XVIII и XIX веков близкий к фаянсу материал, получивший название полуфаянс, или "простой фаянс". Из него изготовлялись изделия со специфической росписью, характерные исключительно для отечественного производства. Здесь он и производился до 80-х годов XIX столетия параллельно с фарфором и фаянсом.

В начале ХIХ века крестьянин деревни Кузяево Назар Максимов отыскал вблизи деревни Мининой, глину самого высокого сорта, которая получила название "мининка". Это была белая глина - именно она позволила делать качественную полуфаянсовую посуду.


Со старой майоликой их связывала преемственность форм и стилистика росписи, гжельцы и в полуфаянсе выпускали кумганы квасники и кувшины с прежними сюжетами. Но ассортимент постепенно менялся. Стали больше делать
рукомои, кружки, подсвечники, солоницы, столовую посуду без росписи.

Со временем уходили из быта кумганы и квасники, и лишь кувшины продолжали изготовлять по-прежнему. Полуфаянсовые изделия имели белый пористый черепок и декорировались подглазурной росписью растительного и геометрического характера. Выполнялась она не по сырой эмали, как в майолике, а по твердому черепку после первого обжига. У полуфаянса окончательный обжиг более высокий, чем у майолики.

В ранних полуфаянсовых изделиях часто встречаются сюжеты, взятые из майолик, и в цвете преобладает многокрасочность, но, начиная со второго десятилетия XIX века, в них доминирует только один цвет - синий. Краска изготавливалась из смальты. Несмотря на то, что расписывать полуфаянсовые изделия стали, в основном одной синей краской, что убыстрило процесс изготовления, изделия не стали проще, беднее и скучнее. Своеобразие и художественную выразительность изделиям из полуфаянса придавало большое разнообразие композиций растительного и геометрического характера, вариации тонов кобальтовой краски и разнообразные манеры исполнения мастерами.


              

Гжельский фаянс


Фаянс (от французского faience - название итальянского города Фаэнца, одного из центров керамического производства) - художественные изделия из белой обожженной глины со специальными примесями, покрытые прозрачной глазурью.
Фаянс получают трехэтапным обжигом: бисквитным - 1250˚С, глазурным - 1100˚С и закрепляющим рисунок при температуре (700-900)˚С.

Белый или раскрашенный, фаянс идет на изготовление посуды. Некоторые более твердые сорта фаянса называют опаком.

Внешне фаянсовые изделия отличаются пористостью черепка, полной непрозрачностью и глазурью на нижнем ободке изделий.

Фаянс применяется для изготовления предметов мелкой пластики, посуды, плитки и сантехнических изделий.

Рецепт тонкого фаянса был разработан гжельскими мастерами самостоятельно в конце 20-х годов XIX века. Усовершенствованием технологии изготовления фаянса постоянно занимался керамист Афанасий Леонтьевич Киселев. Ему же принадлежит изобретение целого направления в гжельской керамике: надглазурная роспись золотистым люстром - так называемого "бронзового товара".
Киселевские изделия по качеству конкурировали с такими известными и крупными производствами как Киево-Межигорская казенная мануфактура и фабрика Ауэрбаха.

Киселев впоследствии стал компаньоном Тереховых. Изделия из фаянса и фарфора фабрики Тереховых и Киселева в селе Речицы не раз принимали участие в промышленных выставках наряду с продукцией самых лучших отечественных фабрик. Владельцы удостоились золотой и серебряных медалей "за усовершенствование выделки фаянсовой посуды".

В музейных коллекциях, из продукции гжельских фабрик, которые выпускали фаянс, сохранились тарелки и предметы из сервизов: соусники, салатники, лотки, чайная посуда очень высокого качества.


В декоре изделий, преобладал печатный рисунок, но на фабриках Тереховых и Киселева в 30-х годах достаточно широко применяли ручную роспись. Тематика живописи часто перекликалась с сюжетами изображений на фарфоре.

Техника печатного рисунка была заимствована у англичан и стала широко применяться ввиду дешевизны изготовления, в отличие от ручной росписи. Гжельцы перерабатывали сюжеты и выработали свои каноны размещения печатного рисунка, поэтому изделия отличались от английских и от других российских производств.
Сюжеты, используемые на гжельских фаянсовых изделиях брались с лубочных картинок: сцены Крымской войны, романтические пейзажи, растительные узоры, геометрические орнаменты.

30-е и 40-е годы - время выпуска наиболее интересных с художественной точки зрения изделий из фаянса, с 50-х годов производство увеличивается, но уровень падает, а с 60-х годов наступает полоса разорения гжельских производств из-за жестокой конкуренции с крупными фарфоро-фаянсовыми фабрик ами Гарднера и Кузнецовых, а также отмены пошлины на импорт фаянса.





              

Гжельский фарфор



Художница Ольга Долгая - Гжель

image You can watch this video on www.livejournal.com



Георгий Шендерев - финал Концерта для домры и оркестра народных инструментов
Исполняет Оркестр народных инструментов МВД России

Фарфор (турецкое farfur, fagfur, от персидского фегфур)- художественные изделия из белой глины со специальными примесями.

Фарфоровые изделия отличаются непористым строением, непроницаемые для воды и газа, имеют низкое водопоглощение и достаточно высокую твёрдость, не имеют глазури на нижнем ободке и просвечиваются в тонком слое.


Обжигают фарфор при температуре 1250-1450°С. Обычно фарфор покрывается прозрачной глазурью.

Фарфор появился в Китае в IV-VI веках. В зависимости от температуры обжига различают изделия из твердого и мягкого фарфора.

В Россию фарфор стали привозить со 2-й половины XVI века.


Российским Императорским двором было повелено наладить производство отечественного фарфора. Для этой цели под Петербургом организована Невская мануфактура. В 1710 году предпринимаются попытки проверить пригодность гжельских глин для производства фарфора - порцелина.
В Гжель послали специальную комиссию, в которую входил Афанасий Гребенщиков, владелец керамического завода в Москве, хорошо знающий гжельские глины и Дмитрий Иванович Виноградов, которому императорским двором было поручено найти рецепт российского фарфора.


Виноградов и Гребенщиков осмотрели четыре образца местных глин и для первоначальных опытов взяли 2 тысячи пудов глины-песчанки и 500 пудов глины "жировки". Эту глину доставили на возах в Петербург. Места, из которых выкопали глину, огородили и запретили гжельцам брать там глину. Таким образом, место добычи было закреплено за казенной фарфоровой мануфактурой.

Около 1747 года Виноградов разработал способ производства фарфора из отечественных материалов.
Тогда же из гжельской песчанки-черноземки он составил рецептуру фарфоровой массы, из которой было изготовлено первое российское фарфоровое изделие "Ставок" (см. фото выше).

А как же фарфор всё же попал в Гжель?



Чайно-кофейный сервиз, выпускаемый "Объединением Гжель" под заказ в трёх цветах:
кобальтово-синем, малахитово-зелёном и вишнёвом



Гжельские мастера работали по найму на новых фарфоровых заводах и выведывали секреты технологии, вернувшись домой открывали собственное дело или продавали секрет. В Гжели бытует несколько легенд, которые рассказывают, как и откуда сюда попал секрет приготовления фарфоровой массы.
Как бы то ни было, но первым фарфоровое производство начал Павел Куликов (Куличков) из деревни Володиной 1810 году.

Но и другие предприимчивые гжельские мастера быстро освоили новое направление и оно распространилось по всей Гжели.


Производство фарфора к 40-е годам XIX века достигло наивысшего расцвета, В Гжели работало более семидесяти фарфоро-фаянсовых фабрик и более сорока живописных заведений.

Основным ассортиментом выпускаемой продукции были подражательные изделия, но крупные предприятия, такие как Тереховых- Киселева, имели собственное лицо и выпускали оригинальную продукцию, которая маркировалась. Мелкие же предприниматели старались не клеймить изделия чтобы уйти от уплаты налогов.
По всей Гжели мелкими предпринимателями организовывались живописные заведения,
они забирали на фабриках "белье" - белые посуду или фигуры, расписывали их в своих избах обжигали и сдавали обратно, а иногда сами же продавали изделия.



Вначале гжельский фарфор развивался, как подражательный ведущим заводам Гарднера и Попова, но гжельцы так переосмысливали увиденное, что их продукция получалась более самобытная. Активно использовалась позолота, в многокрасочной надглазурной росписи преобладали цветочные гирлянды, вазоны и корзины с букетами. Гжельские мастерицы выполняли их в упрощенной манере, часто пренебрегали мелкими деталями, посуда и скульптура получались у них несколько огрубленными, к пропорциям мастера относились свободно, не всегда отчетливо пролепливали рельефные и скульптурные детали.

Особое место занимала скульптура - фигурки бытового характера, которые воспроизводили оригинальные и необычные типажи.


      
      
      
      

Те, кто постарше, должны помнить эти незатейливые фигурки -
они повсеместно стояли на прилавках посудных и подарочных магазинов в 50-70-х годах.



image You can watch this video on www.livejournal.com



Николай Будашкин - первая часть Концерта для домры и оркестра народных инструментов


              
              

ВТОРАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА



#Гжель, народные промыслы, #народные промыслы, #декоративно-прикладное искусство, декоративно-прикладное искусство, Гжель, художники

Previous post Next post
Up