Русские народные промыслы - Синеокая Гжель (часть 2)

Apr 30, 2012 16:02



Художник Игорь Белковский - картина из серии "Гжель"



image You can watch this video on www.livejournal.com



Попурри из русских народных мелодий
                        Исполняет Оркестр народных инструментов Гродненского государственного университета имени Янки Купалы


              
              

После революции, в 1918-1919 годах, в Гжельском керамическом районе были национализированы все фабрики и мануфактуры. Из них семь наиболее крупных и хорошо оснащенных стали государственными заводами - они выпускали продукцию технического назначения. Художественный же промысел Гжели в этот период захирел. Местное население мало принимало участие в разработке новых видов и образцов для тиражирования. В основном разработки делались от случая к случаю художниками из Москвы.

Небольшой подъем наметился во времена НЭПа - начала складываться местная система профессионального образования, в частности, в селе Новохаритоново открылась Керамическая школа.
В Гжели появились профессионально подготовленные мастера. Наиболее удачные изделия гжельского фарфора даже шли на экспорт.
А затем перед государством встали грандиозные задачи модернизации экономики, ответом на которые стали индустриализация в промышленности и коллективизация в сельском хозяйстве. В это время государству было не до народных ремёсел. На долгие годы была прервана преемственность мастерства.






Возрождение Гжели началось после войны замечательным русским человеком, искусствоведом, бывшим графом Салтыковым Александром Борисовичем. И началось оно с изучения старых гжельских изделий. Александр Борисович работатал в НИИ Художественной промышленности. Он впервые атрибутировал гжельскую керамику XVIII века и задался целью возродить промысел.

К исследовательской работе он привлёк художницу Наталью Ивановну Бессарабову. Вместе с ней они составили альбом зарисовок коллекции Государственного Исторического Музея и на основе этого материала были разработаны эскизы современных керамических изделий.
Александр Борисович Салтыков разработал методику особой росписи - мазок подглазурной кобальтовой краской по белой гжельской глине. Позже и местные художники овладели росписью с тенями - от глубоких тонов до очень светлых и легких.

Салтыков
Александр Борисович


В 70-е годы этот стиль был признан как особый, гжельский. Именно в таком виде он стал одним из национальных символов России.

Опытной площадкой для внедрения этих разработок было выбрано одно из предприятий Гжели, в деревне Турыгино, где на то время выпускали изделия из фарфора, но, к сожалению, они не отвечали лучшим традициям гжельского народного промысла.
В 1944-1956 годах удалось внедрить в производство несколько образцов изделий с новой кобальтовой росписью.

Наталья Ивановна Бессарабова обучала мастериц особым приёмам гжельской росписи.
Сначала они выполняли росписи на фарфоре по эскизам Бессарабовой, но потом стали делать и свои композиции.

Бессарабова
Наталья Ивановна




К 1983 году творческий коллектив мастеров и художников составлял уже около 70 человек.
Большую роль в организации и развитии самого крупного предприятия на гжельском промысле - "Объединение Гжель", играл его генеральный директор, заслуженный работник культуры России, лауреат государственных премий, Герой Социалистического Труда Виктор Михайлович Логинов. Именно ему Гжель во многом обязана своей славой и популярностью.


В 70-90-х годах гжельская посуда стала очень модной.

Логинов
Виктор Михайлович

Но, так как в основном все процессы выполнялись вручную, выпуск продукции был ограничен, что не давало возможности удовлетворить спрос на гжельские изделия в полной мере, хотя выпуск продукции увеличивался с каждым годом.

В те годы народным художественным промыслом называли те предприятия, которые выпускали традиционную продукцию, как правило - это было одно производство на весь традиционный район.



Сложные времена наступили после распада Советского Союза. Заводы гжельской местности, чья традиционная продукция потреблялась прежде электротехнической, химической и медицинской промышленностью, а в новых экономических условиях оказалась невостребованной, стали искать пути выживания и обеспечения своих коллективов работой. Их руководители решили выпускать посуду, используя известный стиль и технологию бело-синей Гжели, копируя её формы и рисунки.

Кто-то стал ставить свое имя, а кто-то воспроизводил на своих изделиях товарное клеймо Гжели и даже факсимильную псевдоподпись известных мастеров. Только в районе Гжели возникло около тридцати предприятий, производящих подделки, и около семидесяти таких же в Москве и других регионах России.

Все эти предприятия убивали известный народный промысел низкими ценами.
В начале 2000-х на подъезде к деревне Зюзино обращал на себя внимание плакат, предлагавший “гжельскую” посуду по цене от 10 рублей, в то время как настоящие гжельские изделия дороже в разы.
Кроме того, низким качеством и безвкусными сюжетами изделий они вредили доброму имиджу Гжели.
Не случайно потомок известных промышленников Кузнецов, проехавший по Егорьевскому шоссе и видевший развалы подделок, прислал Виктору Михайловичу Логинову гневное письмо, в котором есть такие слова:

“Логинов! До чего ты довел нашу родную Гжель! Разве можно производить и продавать такое безобразие?!”.
Возмущение Кузнецова было справедливо, вот только громы и молнии он метал не по адресу.



Постепенно не только "Объединение Гжель", но и другие предприятия стали выпускать действительно художественные изделия. На работу стала приходить молодежь, получившая профессиональные навыки в Гжельском техникуме.
Если вначале ассортимент предприятий мало отличался друг от друга и в ход шло копирование или заимствование моделей, то уже к 2004 году утвердилось стремление создавать свою индивидуальную коллекцию изделий, качество продукции заметно улучшилось, художественный уровень вырос, особое внимание стало уделяться ассортименту.


Таким образом, гжельский промысел стал возвращаться к былым временам развития художественного производства.

К 2007 году по-настоящему художественные изделия из фарфора стали выпускать уже несколько предприятий.

Каждый гжельский коллектив освоил свое направление в производстве фарфора и приобрёл своё лицо. Одни отличаются уникальными авторскими работами художников.
Другие сегодня выпускают разнообразные и недорогие, но не в ущерб качеству, серийные изделия, в основном утилитарного назначения.
Есть предприятия, которые специализируются на выпуске светильников и настольных ламп.
Есть такие, которые выпускают изящный фарфор, украшенный графической росписью.
Но и майолика, с которой всё когда-то начиналось, тоже не забыта.

Традиции народного промысла Гжели живут и развиваются. Руки художников и мастеров вселяют душу в неодушевлённую глину, чем превращают её в произведения настоящего русского народного искусства.




              

Есть сегодня в Гжели художники, которые работают индивидуально. Такие, к примеру, как художник Карпухин Сергей Иванович, замечательные работы которого радуют глаз и поднимают настроение.



image Click to view



Выйду на улицу, гляну на село - русская народная песня
Поют - Надежда Кадышева, Олег Газманов и ансамбль "Золотое кольцо"


       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Работы художника Сергея Карпухина


              
              


Можно съездить на экскурсию в Гжель для того, чтобы на месте познакомиться со знаменитым народным промыслом, а по дороге заехать в фирменный магазин, чтобы, если не купить, то хотя бы полюбоваться гжельскими изделиями, каждое из которых - это произведение искусства.
Такую красоту, как на этих фотографиях, можно купить по дороге.

Можно попробовать самим знаменитые гжельские приёмы росписи посуды. Правда, рисовать придётся на бумаге.

image Click to view



Гжель - Экскурсия: завод, музей и мастер-класс для экскурсантов


       

С удовольствием получила бы такой подарок, хотя точно знаю, что удовольствие это не из дешёвых.)))


              
              

Гжель - один из национальных символов


Поскольку слово "Гжель" - это один из опознавательных знаков России, её символов, это имя присваивают организациям, творческим коллективам и даже теплоходам.

Вот такой замечательный корабль плавает по Москва реке. Теплоход "Гжель" построен по специальному проекту. При оформлении салонов дизайнеры не упустили ни единой детали, все вплоть до посуды выполнено в неповторимом гжельском стиле.


              



Вот и один из российских танцевальных коллективов взял себе имя - "Гжель".
Руководит этим ансамблем народный артист России Владимир Михайлович Захаров.



Танцевальная композиция "Сказочная Гжель"


              
              

Гжель - это стиль



Особая манера нанесения рисунка и бело-синяя расцветка гжельских изделий дали начало целому направлению в дизайне, который так и называется - Гжель.

В первую очередь это имеет отношение к изделиям из керамики: отделочной плитке и сантехническим изделиям.

Замечательно смотрятся оформленные в таком стиле ванные и кухни.


Художники по текстилю применяют этот стиль для украшения декоративных тканей.
Разрабатываются целые серии схем для вышивок в стиле "Гжель".
Шьются и вяжутся
предметы одежды, в которых используются рисунки под "Гжель" - напечатанные, вышитые, вывязанные.

Даже автомобили некоторые оригиналы - любители народного искусства Гжели, раскрашивают в этом стиле.



Причём, как это часто случается, здесь стыкуются несколько различных народных промыслов: раскраску автомобилей осуществляют специалисты по художественному оформлению изделий из металла - художники Жостова.

На такой приметной машине ездить нужно очень аккуратно.)))



Этот стиль пригоден не только для оформления вспомогательных помещений, но и для жилых комнат и помещений общественного назначения.


Люстры, бра, настольные лампы, часы и телефоны в сочетании с декоративными тканями, выполненными в этом стиле, прекрасно дополняются гжельскими сине-белыми фаянсовыми и фарфоровыми


настольными и напольными вазами,
пепельницами и статуэтками. Это создаёт неповторимый облик помещения, в котором всегда уютно отдыхать и работать, поскольку благородное сочетание всех оттенков синего с белым располагает к отдыху и вдохновляет на творчество.

Мода - дама капризная, она меняется очень часто, но мода на изделия русских народных промыслов непреходяща.





И, конечно же, Гжель на столе - праздник в доме.


       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Синеглазая посуда:
Чашки, ложки, вазы, блюда -
Диво-дивное! Откуда
Вдруг взялось такое чудо?


              
              











image You can watch this video on www.livejournal.com



Ах, ты, зимушка-зима! - русская народная песня
Поёт Владимир Маторин





ПЕРВАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА

народные промыслы, #Гжель, #народные промыслы, #декоративно-прикладное искусство, декоративно-прикладное искусство, Гжель, художники, Сергей Карпухин

Previous post Next post
Up