Ани, наследие Тиграна Оненца и прерванный полет Армении..

Nov 09, 2011 19:13

Հայերեն՝ այստեղ

Пост puerrtto Ани: древняя столица Армении… , несмотря на всю боль, которую испытываешь при виде осиротевших армянских церквей, тем не менее заставил обратиться к тому наследию, которое оставил Тигран Оненц, известный гражданин Ани, меценат и инициатор постройки ряда прекрасных церквей.

За любезно предоставленные фотографии выражаю искреннюю благодарность puerrtto .
Дабавог, спасибо за фотографии церковь Св.Рипсиме Девичьей обители Ани.

Итак: Ани, наследие Тиграна Оненца и прерванный полет Армении..

Европейский капитализм по сути является порождением борьбы третьего сословия (первое сословие - аристократы, второе- духовенство) за свое место в системе государственного правления и за продвижение своих интересов. Богатые и влиятельные купцы, ремесленники и зажиточные крестьяне, не имеющие рычагов воздействия на внешнюю и внутреннюю политику страны, постепенно становились той общественной силой, которая настоятельно требовала перемен и предъявляла новые запросы к существующему строю. И возникновение подобных слоев населения в обществе можно считать предвестником зарождающихся капиталистических отношений.
Вот и в жизни средневековой Армении подобную роль могли сыграть “мецатуны” (букв. "тот, кто обладает большим домом, усадьбой”). Если, конечно, последующие войны и завоевание Армении кочевниками не пресекли бы поступательное развитие армянского общества…

“Мецатуны» сыграли важную роль в истории Ани. Их возникновения связано с развитием денежного хозяйства, торговли, ростовщичества и, вследствие этого, дальнейшим углублением процесса классового расслоения общества.
Этот новый слой начал формироваться еще во времена царства Багратидов и приобрел еще больший вес при Закарянах . В отличие от дворян-землевладельцев, которые в основном были связаны с деревней и феодальным поместьем, “мецатуны” были порождением города: их общественная и экономическая деятельность была целиком связана с городом. Во времена Закарянов известные “мецатуны” Северной Армении и Ани имели уже светское происхождение, хотя все они своей деятельностью, в особенности благотворительными сделками, были тесно связаны с церковью.
Примечателен тот факт, что во времена Закарянов “мецатуны” уже имели право строить собственные дворцы, в то время как во времена Багратидов подобное право имели только представители аристократии.

Одним из таких “мецатунов”, которому довелось сыграть большую роль в общественной жизни Ани, был Тигран Оненц.

Его роль в жизни Ани XIII века была огромна. Оненц ворочал миллионами, был известным меценатом, обладал огромным состоянием и даже одна из улиц Ани носила его имя.

Сведения об Оненце сохранились в лапидарной надписи, высеченной на южной стене построенной Оненцом церкви Св.Григория Просветителя. Надпись была высечена в 1215 году одним из знаменитых писцов Исраэлом. Высеченные им буквы являются замечательной архитектурной миниатюрой, образцом красоты и соразмерности.

В надписи подробно представлена генеалогия Тиграна Оненца и перечислены его деяния.



Оненц называет себя слугой амирспасалара Закарэ и и его сына Шахиншаха. Надпись повествует о том, что Оненц купил этот каменистую и поросшую кустарником местность часовни Св.Богородицы, благоустроил, окружил ее стенами и соорудил на этом месте церковь Св.Григория Просветителя, украсив ее золотыми и серебряными крестами и светильниками, позолоченными и посеребренными рисунками, украшенными жемчугами. Подарил церковную утварь и соорудил при церкви разнообразные жилища для монахов, священников и князей.



А до того, в 1213-м году Тигран Оненц построил (или отремонтировал) ступени Кафедрального Собора Ани и подарил собору два торжественника.

Церковь Св.Григория Просветителя или Нахшлу (букв. “расписанная”) невелика по своим размерам. Длина ее составляет 14 м, ширина -10м. В плане она походит на Кафедральный собор Ани, но несравненно меньше его. В плане церковь крестообразна, купол ее многогранный. Стены полностью выложены тесаным камнем, с наружной стороны стены покрыты орнаментами, а с внутренней стороны - росписью. На западной стороне впоследствии был сооружен притвор, который закрыл орнаменты церкви с этой стороны.



На этой фотографии церковь особенно прекрасна (автор - i-l-d, источник)



Особенно прекрасны декоративные арки, которые украшают внешние стены. Они покрыты изображениями фазанов, орлов, ланей и т.д.



На росписях изображены Св.Спаситель, Богоматерь, ангелы, евангелисты, эпизоды из жизни Григория Просветителя и Трдата III (торжественная процессия Трдата III, прием иностранных послов армянским царем и др.).









Торжественная процессия Трдата III


Церковь в свое время была составной частью одноименного монастыря. Очевидцы свидетельствуют, что около церкви имелись остатки обширного строения, на стенах которого сохранились штукатурка и остатки росписи. Выше монастыря видны остатки монастырской стены и ворот, а также хорошо сохранившаяся маслодавильня.



Впервые церковь Тиграна Оненца привлекла внимание археологов в 1892 году. Она была раскопана и подробно изучена. Раскопки частично продолжились в 1910 -ом и 1912-ом гг.

Однако Оненц не ограничился только постройкой церкви. Он подарил ей 8 деревень, 6 садов, ханапары (гостиницы) (кстати, сам Оненц имел 4 ханапара), все дома на улице Хатецонц, ларьки, бани, кабаки, мельницы, маслодавильни, участки земли и даже часть водопровода.
Иначе говоря, священники данной церкви получали права на взимание налогов и податей с вышеупомянутых заведений.

Несколько слов об одной из бань, которую Оненц вместе с водопроводом подарил церкви Григория Просветителя. Специалисты отмечают, что эта баня по своему строению была оригинальной и благоустроенной. Она находилась у церкви Григория Просветителя на краю ущелья Ахурян и была раскопана в 1893 году. План раздевальни был крестообразным. Купальни находились в углах и перекрывались сталактитовым купольным потолком. Из центрального зала к каждой купальне вели входы. В восточной части помещались котельная и склад топлива.

В дарственной надписи Оненц упоминает и о постройке церкви Бехенц. Некоторые исследователи отождествляют эту церковь с руинами часовни, обнаруженной неподалеку от церкви Григория Просветителя.

Кроме вышеупомянутых церквей Оненц в начале XIII века соорудил еще одну церковь - церковь Св.Рипсиме в Девичьей обители. Девичий монастырь находился на склоне ущелья Ахуряна, ниже церкви Григория Просветителя. Монастырь занимал довольно обширное плато и был окружен стеной. С городом он поддерживал связь через крытый зал, около которого находились кельи. Монастырь восстанавливался и реставрировался в разное время, окончательно был покинут только в XIX веке, за 30-35 лет до начала археологических раскопок в Ани, а в конце того же века превратился в кучу развалин.



Маленькая церковь монастыря - типичный памятник XIII века. Она представляет собой стройное и компактное строение с зонтообразным покровом купола. Церковь имеет шесть абсид, которые значительно уменьшают ее внутреннюю площадь, но увеличивают ее вертикальную протяженность. Диаметр церкви изнутри составляет всего 3,6 м. Тоненькие полуколонки, опирающиеся на них столь же красивые арки, мастерски сооруженный купол, стройность всей церкви, богатая орнаментировка, гармоничное созвучие с окружающим ландшафтом - все это делает маленькую церковь Девичьего монастыря одним из архитектурных шедевров Ани.





Купол.





Церковь Св.Рипсиме и церковь Св.Григория Просветителя предположительно являются творениями одного и того же архитектора, так как в архитектурных подробностях обеих церквей проглядывается определенное сходство.

Кто именно был архитектором, неизвестно. Однако сохранились сведения об архитекторе Ехбайрике, который по мнению С.Бархударяна, был фамильным архитектором Оненцов. Доподлинно известно, что Ехбайрик создал два хачкара, один из которых находился в монастыре Оромос, а второй хачкар, созданный в 1222-ом году, был вделан в крепостную стену Ани.

После смерти Оненц был похоронен в роскошной усыпальнице, которая находится в Пещерной Ани.
Пещерная Ани находилась в пещерах вокруг города. На фотографии видна ее небольшая часть.



Литература:
"История армянской архитектуры", Ереван, 1992
Т.Х.Акопян, "Ани -столица средневековой Армении", Ереван, 1985

(UPD: добавлена фотография церкви Оненца 10:08:13)


ani, painting, architecture, art, боль посыпанная пеплом, history

Previous post Next post
Up