Торк Ангех

Mar 05, 2011 04:25

"Муж с мрачным лицом и высокого роста, грубого сложения, со сплющенным носом и свирепым взглядом глубоко посаженных глаз, потомок внука Хайка Паскама по имени Торк.."


В Армении жил, много лет назад,
Богатырь, сильней всех других стократ.
На простых людей был Торк непохож,
Едва ль человека страшней найдешь.
Глаза его были - точь-в-точь моря,
Чью гладь освещает утром заря;
Над ними нависли четою туч
Дремучие брови; был нос могуч
И грозен, как выступ большой горы;
Не зубы сверкали во рту - топоры.
Как скалистый кряж, воздымалась грудь,
Острия ногтей наводили жуть.
Поистине, был он страшный урод,
Его принимал за дэва народ,
И каждый, кто с ним встречался в горах,
Невольно в душе испытывал страх.
Он силой такой обладал, что в ров
Мог сразу столкнуть полсотни волов…

Полностью поэму Газароса Агаяна «Айкануш Прекрасная и Торк Ангех” можно прочитать здесь, рисунок увидеть здесь.

Происхождение мифологических и эпических героев скрыто в глубинах истории. И неудивительно, что тысячелетия могут изменить их "функции”, некоторые элементы их имен могут потерять свой первоначальный смысл и подвергнуться “народной этимологии”. Не избежал этой участи и один из героев армянской мифологии - Торк Ангех.

Согласно армянской мифологии, Торк Ангех - божество, правнук наапета Айка. Однако исследователи считают, что на самом деле культ Торк Ангеха сформировался в результате слияния более ранних богов - Ангеха и Тарку (варианты Тару, Тарху). Тарку-Тархунта был богом грозы, впоследствии считался ипостатсью хурритского  Тешуба. Бог грозы имел также функции бога плодородия. Культ Тарку-Тархунты, возможно, был распространен и в приграничных с хеттскими областях Армянского нагорья, там,  где позже сформируется культ Торк Ангеха.

Культ бога Ангеха был распространен в бассейне озера Ван, а впоследствии почитание Ангеха отразилось в названии области “Ангех тун”, которая была составной частью одной из 15 провинций Великой Армении - Цопка-Софены. Область Ангех-тун простиралась в горных районах, прилегающих к реке Зибене, одного из притоков Тигра, на южных склонах Армянского Тавра.
По всей видимости, область Ангех-Тун - это район, который располагается к северо-западу от современного турецкого Эргана, и к юго-востоку от озера Цовк. Ангех тун принадлежал нахарарам Ангхеан, и центром была крепость Ангех или Ангх.

В армянском переводе Библии именем Ангех заменено упоминаемое имя шумеро-аккадского бога подземного мира Нергала. По мнению исследователей, это свидетельствует о том, что Торку были присущи черты божества подземного мира. Ангех (арм., "гриф"), видимо, связывался и с тотемическими представлениями армян.

В дальнейшем появилась новая форма имени - Турк, или Торк (согласно народной этимологии, турк. "дар"). Вследствие общности района поклонения обоим богам Турк стал отождествляться с Ангехом или рассматриваться как его потомок; утвердилось его наименование Турк Ангехеа ("дар Ангеха"). Позднее эпитет Ангехеа был переосмыслен как "безобразный" (от тгех, "некрасивый"), и Торк Ангеха стали связывать не с Ангехом, а с великаном Хайком, что и стало основанием для того описания Торка, которое мы встречаем у Мовсеса Xоренаци:

“Мужа с мрачным лицом и высокого роста, грубого сложения, со сплющенным носом и свирепым взглядом глубоко посаженных глаз, потомка внука Хайка Паскама по имени Торк, прозванного Ангелеа из-за крайне безобразного вида, могучего исполина, он назначает наместником западного края. По неприглядности лица он и род его наименовывает Ангелтун. …Пели, что он мог, хватая руками гранитные скалы, не имевшие трещин, разрывать их по желанию на большие или малые (глыбы), сглаживать ногтями, превращая в доски, и вырезать на них, своими же ногтями, орлов и тому подобное. А раз, встретив у берегов Понтийского моря вражеские суда, он бросается на них, и когда они удаляются в открытое море стадий на восемь, а он не успевает за ними, то он, говорят, хватает холмоподобные скалы и швыряет им вслед; от сильного, расступления вод тонет немалое число кораблей, а остальные отгоняются на много миль огромными волнами, поднявшимися вследствие расступления вод”.

Мовсес Хоренаци “История Армении” Книга II:8


В Ереване, во II Норкском массиве установлены памятники Торк Ангеху и Айку Наапету. Автором является скульптор К. Нуриджанян. Статуи изготовлены из кованой меди, то есть состоят из медных пластин. Статуя Айка Наапета была установлена в 1972-ом, а статуя Торк Ангаха в 1982-ом гг. Здесь вы можете ознакомиться с историей создания скульптур, однако качество видео оставляет желать лучшего.

ՀԱՅԵՐԵՆ` ԱՅՍՏԵՂ

mythology, armenian highland, armenian mythology, western armenia, history

Previous post Next post
Up