Интересно прочитать про весь триптих, ведь часть надо рассматривать в совокупности с целым ). Интересно, какое большое внимание уделяет Босх музыке и ее влиянию на духовную чистоту человека. Но почему же арфа? Не могу судить, являлась ли она распространенным светским инструментом, подобно лютне и волынке. Вроде бы на арфе играл царь Давид, причем играл псламы. Но может этот инструмент имеет какие-то мифические корни? Не могу опять же вспомнить, с каким языческим божеством могла бы она ассоциироваться.
На репродукции все выглядит слишком мелко, будем давать по частям пока, нам кажется, что так лучше, кроме того Босх, как сказали бы сейчас, слишком информативен и некоторым нашим (особенно анонимным) читателям будет трудно)) Очень интересен вопрос о музыке. У В.К. есть замечания про волынку - в следующем фрагменте. Вообще же у Босха, заметьте (как у Льва Тостого), музицирование связано с земными искушениями - музицируют либо пары влюбленных("Воз сена", например), либо черти. Почему именно арфа - нет идей.
Да, действительно, арфа в позднейшее время стала инструментом прославления Бога, атрибутом св.Цецилии, христианской покровительницы музыки, но в языческие времена арфа была связана с культом Солнца и Воды, с объединением женского и мужского начал. Совершенно верно, арфа упоминается во многих легендах как символ ключа в другие миры, особенно в Преисподнюю. С помощью звуков арфы вызывали или прогоняли призраков или души умерших. В античной мифологии огромные Эоловы арфы располагались на пути следования врага таким образом, что ветер извлекал из них ужасающие звуки. БОСХ безусловно знал, ЧТО он изображает. Хотя, конечно об органе тоже можно поспорить: ведь он имеет тоже языческие корни...
Наверное любой музыкальный инструмент восходит совими корнями к языческому прошлому. Но все арфа, в отличии от органа, поистине библейский инструмент. Кроме Царя Давида ведь и ангелы в Раю играли на арфах. Но я хотела вот что добавить, может вы уже знакомы с этой статьей, но я все же дам ссылку: http://solsand.by.ru/bosch-szn.html Интересная интерпретация триптиха.
Спасибо большое за ссылку! Мы, со своей стороны, тоже выложим всю интерпретацию этого триптиха. В.К. рассказывал студентам о Босхе очень подробно, не жалея времени. Чаще всего, студенты сами просили его об этом. И В.К. старался дать разные точки зрения, разные интерпретации. Все это занимало пять-шесть лекций, хотя, по расписанию на Босха было отведено ровно столько же времени, сколько и на других крупных художников (как правило две лекции).
Re: Спасибо за заботу, анониму все понятно..;)manon_gabrielleMarch 29 2006, 17:32:43 UTC
Дорогой аноним!Вы нас вдохновляете свежестью идей!) Действительно, учитывая что Феллини - итальянец и в его нац. культуре парадигма ада одна из центральных), можно предположить, что замысел фильма о "развалившейся музыке" как-то связан с "Музыкальным адом".Пишите почаще - без Выс -скучно))
Comments 11
Интересно, какое большое внимание уделяет Босх музыке и ее влиянию на духовную чистоту человека. Но почему же арфа? Не могу судить, являлась ли она распространенным светским инструментом, подобно лютне и волынке. Вроде бы на арфе играл царь Давид, причем играл псламы. Но может этот инструмент имеет какие-то мифические корни? Не могу опять же вспомнить, с каким языческим божеством могла бы она ассоциироваться.
Reply
Reply
Reply
Совершенно верно, арфа упоминается во многих легендах как символ ключа в другие миры, особенно в Преисподнюю. С помощью звуков арфы вызывали или прогоняли призраков или души умерших.
В античной мифологии огромные Эоловы арфы располагались на пути следования врага таким образом, что ветер извлекал из них ужасающие звуки.
БОСХ безусловно знал, ЧТО он изображает. Хотя, конечно об органе тоже можно поспорить: ведь он имеет тоже языческие корни...
Reply
http://solsand.by.ru/bosch-szn.html
Интересная интерпретация триптиха.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment