Leave a comment

anafema_device March 22 2006, 16:41:16 UTC
Интересно прочитать про весь триптих, ведь часть надо рассматривать в совокупности с целым ).
Интересно, какое большое внимание уделяет Босх музыке и ее влиянию на духовную чистоту человека. Но почему же арфа? Не могу судить, являлась ли она распространенным светским инструментом, подобно лютне и волынке. Вроде бы на арфе играл царь Давид, причем играл псламы. Но может этот инструмент имеет какие-то мифические корни? Не могу опять же вспомнить, с каким языческим божеством могла бы она ассоциироваться.

Reply

anafema_device March 22 2006, 16:55:43 UTC
Ах, да, еще вспомнила - Орфей играл на арфе. И еще я где-то читала, что арфа олицестворяет собой лестницу в царство теней...

Reply

manon_gabrielle March 22 2006, 18:34:42 UTC
На репродукции все выглядит слишком мелко, будем давать по частям пока, нам кажется, что так лучше, кроме того Босх, как сказали бы сейчас, слишком информативен и некоторым нашим (особенно анонимным) читателям будет трудно)) Очень интересен вопрос о музыке. У В.К. есть замечания про волынку - в следующем фрагменте. Вообще же у Босха, заметьте (как у Льва Тостого), музицирование связано с земными искушениями - музицируют либо пары влюбленных("Воз сена", например), либо черти. Почему именно арфа - нет идей.

Reply

anafema_device March 23 2006, 12:19:21 UTC
Да, действительно, арфа в позднейшее время стала инструментом прославления Бога, атрибутом св.Цецилии, христианской покровительницы музыки, но в языческие времена арфа была связана с культом Солнца и Воды, с объединением женского и мужского начал.
Совершенно верно, арфа упоминается во многих легендах как символ ключа в другие миры, особенно в Преисподнюю. С помощью звуков арфы вызывали или прогоняли призраков или души умерших.
В античной мифологии огромные Эоловы арфы располагались на пути следования врага таким образом, что ветер извлекал из них ужасающие звуки.
БОСХ безусловно знал, ЧТО он изображает. Хотя, конечно об органе тоже можно поспорить: ведь он имеет тоже языческие корни...

Reply

manon_gabrielle March 23 2006, 14:41:57 UTC
Языческие корни органа? Это интересно, а какие?

Reply

anafema_device March 23 2006, 22:38:05 UTC
Ну как же? - ведь орган произошел от маленькой флейты, потом появился "авлос" - спаренная флейта, потом несколько тростниковых дудочек разной величины соединили вместе и древние греки назвали подобный инструмент "флейтой Пана", бога лесов и рощ. А потом изобрели механизм, заменяющий человеческое дыхание, потому что играть сразу на нескольких дудочках очень тяжело. Нагнетать воздух стали мехами, такими же, как те, которыми кузнецы раздували огонь в горне ( ... )

Reply

manon_gabrielle March 24 2006, 18:02:53 UTC
Спасибо... Нам иногда кажется, что по-настоящему прекрасна только музыка, сотканная, так сказать, из ВСЕХ голосов мира, - органная или симфоническая, что совершенна только та гармония, что творится множеством: оркестром, хорами ... Остальная же - в терминах церковнославянской семантики - "прельстительна". Кстати, можно поспорить и с тем, что "гибриды" красивы. Эта срощенность инструментов в "музыкальном аду" - скорее пародия, злобная насмешка.Пытают-то на каждом отдельно.

Reply


Leave a comment

Up