КАТАЛОГ
Альбом:
КартинкиАлтарь Сан Кассиано. 1475-1476. Дерево, масло. Художественноисторический музей, Вена.
В Венеции Антонелло да Мессина пишет и «Алтарь св. Кассиана», который сохранился фрагментарно. Есть более или менее убедительные варианты реконструкции этого алтаря, но в деталях они тоже разнятся. Уцелел фрагмент с изображением Богоматери и предстоящими. Что мы можем сказать об этом фрагменте, о чем мы можем судить по нему. Вместе со своими современниками - Карло Кривелли, молодым Джованни Беллини - Антонелло да Мессина активно участвует в процессе сложения чисто венецианской формы алтаря, которая получила название «Святое собеседование» («Sacra Соnversazione»). Именно в византийском искусстве утвердится и будет доведена до совершенства композиционная модель, при которой фигура сидящей на троне Марии, возвышается над фигурами предстоящих ей святых. Мы можем наблюдать это и в одной из поздних вещей Боттичелли, написанной где-то около 1490 г., - в «Алтаре св.Варнавы». Изображение Марии тоже располагается выше, чем святые, предстоящие ей по трое с каждой стороны. Но намного чаще эта форма композиции встречается у венецианцев, и очень похоже на то, что Боттичелли применил во Флоренции эту композиционную схему, зная венецианские образцы. Такое расположение Марии меняет иерархическую структуру композиции, сразу же выделяя ее фигуру. Это позволяет по-новому строить ритмику группы в целом. За ее спиной, уже знакомые нам по работам Кривелли, ткани или спинка трона, иногда ткани богато расшитые, узорчатые, которые могут поспорить своей роскошью с дорогой резьбой трона. По сторонам остаются просветы, но на сей раз в них виднеется уже не ландшафт, а архитектура.
Мадонна часто изображалась сидящей в алтарной части храма, не всегда, но часто в апсиде или перед апсидой, в таком случае она сама воплощала собой идею алтаря и, шире говоря, христианской Церкви как Вселенской институции. Этот мотив венецианцы тоже восприняли от Северного искусства. Мы сплошь и рядом будем встречать символику Мадонны как Церкви у нидерландцев, у предшественников ван Эйка и у самого Яна ван Эйка, у его последователей, мастеров XV века. Венецианцы были очень чутки к северным иконографическим веяниям. В XV в. они меньше восприняли отношение северян к форме или способу построения композиции, чем смысловые оттенки, иконографические подробности, которые их очень интересовали. По этому сохранившемуся фрагменту можно видеть замечательную светоносность живописи Антонелло, которую мы только что отметили на примере «Св.Себастьяна». Как светятся словно реальным дневным светом, ласкающим и в то же время сильным, лица святых, как сияет лицо Марии, как нежно и деликатно оно вылеплено. Антонелло да Мессина, в зависимости от случая, в зависимости от жанра, функции изображения, умел замечательно моделировать форму - то тонким, нежным светом, то четко строить почти скульптурную стереометрию. Последнее особенно свойственно его портретам.
Альбом:
КартинкиМужской портрет ("Кондотьер"). 1475. Дерево, масло. Музей лувра, Париж.
О том, что Антонелло да Мессина один из крупнейших, а может быть, просто без оговорок, крупнейший мастер портрета в итальянском искусстве XV в., я уже упоминал. Насчитывается до десятка портретов, которые либо ему безусловно принадлежат, либо приписываются ему со значительной степенью вероятности.
Мы остановимся на некоторых, безусловных его работах. Практически все они -мужские портреты, которые на первый взгляд очень просты и даже бедны. Это погрудные изображения, причем высоко срезанные, чуть пониже плеч, на темном, почти черном фоне. На них темная одежда, очень скупой колорит, несколько неожиданный после великолепных цветосветовых симфоний «Св.Себастьяна» и алтаря св.Кассиана. Ограниченная палитра, черная, темно-коричневая с немногими, но очень точно найденными и очень точно использованными цветовыми акцентами. Например, темно-красное, напряженное как бы раскаленное, страстное свечение красного цвета в головном уборе мужчины и тонкая белая полоска рубахи на вороте сочетаются со смугловато-телесным тоном самого лица в так называемом «Автопортрете». Мы не знаем достоверно кого этот портрет изображает, но очень старая традиция называет это изображение «Автопортретом» художника. Может быть, благодаря особой осознанности образа, особой пристальности взгляда, о которой стоит сказать отдельно. Впервые в европейской живописи персонажи портретов Антонелло да Мессина реально смотрят на зрителя. Это не условный, рассеянный взгляд в сторону или как бы сквозь нас, а взгляд фиксированный, взгляд изучающий, взгляд осмысленный. Отсюда один шаг до леонардовских опытов в жанре портрета, прежде всего в его «Моне Лизе». Но, пожалуй, взгляд моделей Антонелло еще более пытлив, еще более требователен. Кажется, что его герои рассматривают нас с такой же пристальностью и заинтересованностью, как и мы их. Чуть ли не что-то вроде реального диалога возникает между ними и нами.
Альбом:
КартинкиМужской портрет (Автопортрет?). ок.1475. Дерево, масло. Национальная Галерея, Лондон.
Простота портретных композиций Антонелло да Мессины - довольно внешняя. Во всяком случае, нужно привыкнуть к тому, что он замечательно использует тончайшие нюансы в погрудном изображении. Чуть более развернута en face (фронтально) и в сторону голова, чуть по-другому скошены глаза, чуть по-иному направлен их взгляд, по-разному развернут корпус, разное взаимоотношение изображения и плоскости, чуть более крупного или мелкого формата гòловы и торсы, - и структура приобретает иной характер. Мастер обыгрывает эти нюансы, и нам не становится скучно рассматривать его портреты. Они очень точны физиогномически, разнообразны и очень индивидуальны. Это уже не маска индивидуальности, наложенная на некий идеальный стереотип, как зачастую бывало раньше, а действительно индивидуальность в ее физической неповторимости и некоторых психологических константах. Совершенно очевидно, что в «Автопортрете» изображен пытливый, творческий человек, а в другом мужском портрете кисти Антонелло, так называемом «Кондотьере», представлен совершенно иной характер, личность, привыкшая повелевать. Название условно, мы не знаем, действительно ли это портрет военачальника. Есть попытки связать изображенного с одним из венецианских полководцев по имени Сансовино, в качестве доказательств приводятся медали с его изображением. Сходство между этими медалями и моделью Антонелло да Мессина не очень заметно. Плотно сжатые губы, гораздо более пластичное выражение лица, при той же строгости и колористической скупости. Кстати, пусть нас не вводит в обман внешняя скромность одеяний портретируемых. Они могут показаться гражданами средней руки, но на самом деле - это высокопоставленные люди того времени. Как правило, так одевались представители социальных верхов. Темная одежда монотонная и внешне неброская - это мода того времени. Такие портреты стоили весьма дорого, и далеко не каждый мог их заказать. По сути, это парадный портрет. Формы парадных портретов - конных, в рост, с занавесями, с атрибутами, жестикуляцией, - какие начнет писать Тициан в 30-х - 40-х гг. XVI в. - еще не существуют, и погрудный портрет берет на себя функции парадного изображения. Сам факт портретирования - это уже факт социальной исключительности изображенного лица.
Альбом:
КартинкиМужской портрет. Ок.1475. Дерево, масло. Галерея Боргезе, Рим.
Еще один портрет представляет совершенно иной склад характера. Человек несколько постарше, чем модель, только что нами виденная. Благодаря более светлой одежде, его лицо выступает более материально. Голова крупнее, чем в предыдущем случае. Тонко воспроизведена улыбка, которая прячется в уголках губ. Что-то лукавое, не злое, но слегка ироническое и при этом добродушное есть в выражении лица этого человека, который многое видел и за себя может постоять. Во всяком случае, ему не свойственна та несколько официальная отвлеченность, которая характерна для «Кондотьера», или та пытливая искренность, с которой вглядывается в мир модель так называемого «Автопортрета». Мастер пользуется очень богатой палитрой, большим репертуаром формальных приемов и психологических характеристик. Это не первые робкие шаги портретного жанра, а вполне сложившийся тип портретного искусства в истоках, в генезисе своем зависимый от Нидерландов, но дающий в конце концов свою чисто итальянскую ветвь.
Самостоятельность Антонелло да Мессины, его независимость от нидерландцев, проявляются еще и в том, как он трактует мелкие подробности формы, малейшие детали изображения. У нидерландцев форма часто склонна распадаться на детали, нидерландцы со скрупулезной точностью воспроизводят каждую частность, каждую складочку, едва ли не каждую пору на лице. Я не преувеличиваю. Легкая небритость на месте усов или на подбородке, вчерашняя щетина и то фиксируется крошечными прикосновениями кисти. Нидерландцы как хирурги препарируют форму. Антонелло да Мессина исходит из крупного объема. Он тоже очень точен в деталях, - он тщательно прописывает волоски бровей, строение носа, его крыльев, ноздрей, строение шеи, - все это замечено мастером, все это воспроизведено, но все это сочетается с какой-то литой формой, с упругой, большой массой, из которой лепится крупный объем головы. Это отличает его от нидерландцев.