КАРЛО КРИВЕЛЛИ

Mar 11, 2010 14:53


КАТАЛОГ
К сожалению, лекция о Карло Кривелли, еще одном великолепном венецианском живописце, почти не сохранилась. Мы составили ее из разрозненных записей Вадима Клеваева, но не можем удержаться, чтобы не опубликовать ее. Все-таки, работы мастера говорят сами за себя. Может быть, он и несколько перенасыщен в своей утонченности, но уж очень красив.


Альбом: Картинки
Св. Иероним и св.Августин. (фрагмент). ок. 1490. дерево, темпера. Галерея Академии, Венеция.

Карло Кривелли (1430/35-1495 гг.) - крупнейший представитель муранской школы. В живописи его увлекала ювелирная лепка предметов. В его творчестве сочетаются черты поздней готики и куртуазно-рыцарская утонченность. В орнаментальности, обилии цветов, фруктов, гирлянд ощущается влияние феррарской школы. Но при всей декоративности, работы Кривелли отличает страстная экзальтация. В деталях мастер передает массу достоверного, но в целом его композиции носят неправдоподобный характер. Кривелли упоминается в документах Венеции в 1457 г. Видимо, он был учеником муранской школы, затем попал под влияние падуанского мастера Франческо Скварчоне. Некоторое время Кривелли работает в Марке. Сюжеты его произведений исключительно религиозные. Творческая манера мастера складывается к 1440-м гг.



Альбом: Картинки
Мадонна с младенцем (Мадонна Страстей). 1480. Дерево, темпера. Музей Кастельвеккьо, Верона.

В «Мадонне» (сер.50-х гг. Музей Вероны) чувствуется влияние Скварчоне. Полуфигура Богоматери изображена за барьером (композиция, введенная Мантеньей). Пропорции фигуры совершенно нереальны. В композиции еще нет той изысканности, которая будет характерна для большинства зрелых работ мастера. Здесь присутствует и отличительная деталь почти всех произведений Карло Кривелли - массивная гирлянда из фруктов.


Альбом: Картинки
Мадонна с младенцем и святыми. 1488. дерево, темпера. Государственный Музей, Берлин.

В «Мадонне» из собрания Бенсон (Лондон) парчовое платье Богоматери ложится строгими готическими складками. Заостренные черты лица, длинные руки, худые костлявые пальцы, изощренность жеста - по этим признакам мы без труда узнаем женские образы Карло Кривелли. Младенец дан в активном движении - он словно шагает по коленям матери.
Для изображения «Магдалины» художник избирает узкий вертикальный формат. В ней та же изысканная манерность жестов, змеевидный орнамент волос, обилие драгоценностей. Кривелли увлекается передачей поверхности вещей, но, к сожалению, он несколько однообразен в этом - фактура предметов у него почти всегда одинакова.


Альбом: Картинки
Мадонна с младенцем. 1470. Дерево, темпера. Национальная галерея Искусства, Вашингтон.

Узкий вертикальный формат избран мастером для произведения «Мадонна на троне с младенцем». Ручки трона - в виде дельфинов. Здесь вновь появляется изображение тяжелой гирлянды из груш и яблок. Младенец тоже держит в руках огромное по своим размерам яблоко.Композиция «Мадонны» (ок. 1470 г., Нью-Йорк) выполнена по венецианской схеме: узкая спинка трона, покрытого тканью, пейзаж по бокам. Мастер увлекается оптическими иллюзиями, изображая трещину на парапете, муху. Изящество рук Богоматери преувеличенно. Вновь мы встречаем изображение огромных плодов в гирлянде.


Альбом: Картинки
Мадонна с младенцем. Ок.1476. Дерево, темпера. Музей Изящных искусств, Будапешт.

«Мадонна с младенцем» (ок. 1476 г., Музей Будапешта) носит те же типичные черты.
Редкий пример драматизма в творчестве Карло Кривелли - «Пьета» из собрания Бостонского музея. В этом произведении дана почти готическая экспрессивность отчаяния. Но чувство передано поверхностно.


Альбом: Картинки
«Пьета». 1485. Дерево, темпера. Музей Изящных искусств, Бостон.

В «Мадонне со святыми» (Галерея Брера, Милан) удивительная убедительность в передаче поверхностей сочетается с внутренней застылостью образов.


Альбом: Картинки
Триптих «Камерино». 1482. Дерево, темпера. Пинакотека Брера, Милан.

В «Благовещении» (1486 г., Лондон) - настоящее торжество натюрморта. В гладко-эмалевой живописи, в звучности красок, в любовании бытом чувствуется сильное влияние нидерландской школы. Сюжет просто задавлен обилием деталей. Но все предметы даны одинаково яркими, все они как будто сделаны из одного материала. В композиции нет целостной атмосферы, общего ритма.


Альбом: Картинки
«Благовещение со св.Эмидиусом». 1486. дерево, масло. Национальная Галерея, Лондон.

Одной из последних и самых красивых картин Карло Кривелли является «Мадонна со свечой» (1492 г., Галерея Брера, Милан). В картине все словно цветет и переливается, но все элементы композиции очень декоративны. Мастер использует специфический узкий формат. Точка зрения дана резко сверху вниз - предметы как бы скатываются с поверхности.


Альбом: Картинки
"Мадонна со свечой". 1490-1492. дерево, масло. Пинакотека Брера, Милан.

венецианская живопись, Карло Кривелли, лекции, италия

Previous post Next post
Up