Вступление.
Данный текст не несет никакой художественной ценности, поскольку писался на вахтах и не подвергался дальнейшей обработке. Это просто небольшой дневник.В нем часто встречаются слова "ветер", "волны", "течение" и прочие, но именно эти вещи в тот момент казались важными. Зато в нем нет красивых закатов и рассветов и того, чего не было в голове в момент написания. Сейчас некоторые написанные вещи кажутся неправильными, но я их не стал менять, как записал, так и записал.
Почему я согласился на этот поход? Сам не знаю. Авантюрный характер наверное. Ну и интересно же. Я не планировал перехода на своей лодке в этом регионе, тем более с женой и дочкой. А тут удобный случай пройтись необычным маршрутом. Опасность пиратства меня не очень пугала, так как пик нападений уже прошел, плюс годы, проведенные мной в Западной Африке, тоже не отличались излишней безопасностью. Зато какие красивые названия! Персидский залив, Баб эль Мандеб, Аденский залив, Аравийское море, Оманский залив, Ормузский пролив, Суэцкий канал. Эти слова меня влекли еще с детства. Да и плаванье в условиях переменных неуказанных течений, неотмеченных рифов и мелей, неточности работы GPS даёт совершенно бесценный опыт, в отличие скажем от океанского плаванья, где все достаточно линейно и предсказуемо.
Вот чего я не понимаю, это почему со мной согласились пойти Дима и Маратыч. Точнее - согласились сразу, без обдумываний. Но это надо у них спрашивать. Я человек скромный, и слова Димы, что если бы предложил кто-то другой, то он бы отказался, всерьез не воспринимаю. Хотя впрочем Маратычу в море лучше, чем на суше, без разницы, куда идти. :)
Однако команда у нас подобралась хорошая. Со всех точек зрения. И психологическая совместимость практически идеальная. И по распределению ролей все отлично. Все опытные, умные и в достаточной степени деликатные. Маратыч прекрасно ладит с механизмами, Дима очень хороший яхтсмен, немного не хватает опыта именно катамаранного, но это быстро приходит.
Про лодку.
Катамаран Eva, это очень неплохо укомплектованная Salina 48 производства Fountaine Pajot. С кучей достоинств и определенным количеством недостатков. Но в целом лодка показала себя надежным и комфортным судном, даже в штормовых условиях.
Про вахты.
Вахты с самого начала были установлены очень правильно. Ночь разделена на три части по четыре часа, начиная с семи вечера, до семи утра. То есть каждый член экипажа полноценно высыпался между вахтами и в то же время достаточно уставал, что бы быстро заснуть после вахты.
Вообще, судовое время - вещь очень удобная. Как известно, устанавливает его капитан, руководствуясь только личным желанием. Вот скажем, на Мана Мана есть правило - не наливать до адмиральского часа. Это правило нарушать нельзя. Но иногда капитан может изменить судовое время на другой часовой пояс, руководствуясь душевным и физическим состоянием экипажа.
По мере движения на юг и запад мы просто изменяли судовое время, оставляя прежний ритм. Самая приятная вахта лично для меня - с трех ночи до семи утра, встречая рассвет. А самые неприятные - в безлунную ночь на волне. Не видно линии горизонта и очень сложно выискивать огоньки деревянных рыбацких суденышек и грузовых доу, не заметных на экране радара. Хорошо, что у нас стояла защита винтов, которая очень эффективно резала сети. Один Ктулху знает, сколько мы их порезали и от скольких проблем избавились.
Днем за морем кто-то постоянно следил, но фиксированной вахты не было, за исключением районов со сложной навигационной обстановкой.
Про электричество.
Вот чего у нас было от пуза, это электричества. Литий-ионные батареи - это сила. Постоянно работающий большой холодильник на 220 вольт, электрочайник, тостер, хлебопечка и так далее. Но дело даже не в том, что они позволяют высокий ток разряда, самое главное, что у них высокий ток заряда. 120 ампер против 40 ампер у свинцовых. Хватает запустить на полтора часа в день генератор, что бы восполнить суточный расход. То есть полтора литра солярки в сутки полностью закрывают все потребности. Ну и плюс солнечные панели, добивающие еще где-то 120 ампер/час за световой день.
Про связь.
У нас был спутниковый терминал, подключенный к компу. Мы установили мощный файрвол, закрыв им все внешние коннекты. Потом поставили мессанджер Telegram, только ему разрешив выход в Интернет. Ну и потом все наши жены и Слава добавились в мессанджер и мы могли спокойно с ними переписываться, практически вообще не расходуя траффик. Очень удобно, что Инмарсат тарифицирует траффик по байтам, а не по килобайтам или мегабайтам. За час беседы в Телеграме расходуется примерно 1 доллар, что очень разумно.
Ну и плюс один из моих друзей ежедневно отправлял нам обзор новостей через бесплатный сервис Инмарсата.
Про навигацию.
Встроенный чартплотер мы использовали только как экран радара и AIS. Основным у нас был iPad с установленным Навиониксом и Транзасом. Вообще, у GPS в этом регионе очень маленькая точность. Погрешность достигает двух миль, что практически не позволяет использовать его для нормальной навигации. Бумажные карты тут тоже не помогают, у меня были сканы последних транзасовских карт, так даже там половина районов, по которым мы идем, указаны, как неисследованные, что уж говорить про Навионикс. Поэтому использовался визуальный сейлинг плюс общее представление о направлении движения. Несколько отсканированных лоций также особой помощи не принесли.
Но в целом навигация никаких особых сложностей не доставляла, за исключением течений, совершенно произвольно таскавших нас то вперед, то назад.
Про прогнозы погоды.
Раз в три дня мы скачивали GRIB через спутниковый терминал, тратя на один недельный прогноз примерно 1.5 доллара. Для уменьшения размера файла мы отключили волны, облака, температуру и прочее, скачивая только ветер и давление.
Как ни удивительно, но прогнозы практически всегда соответствовали реальности. Ветер мог быть чуть сильнее или чуть слабее, но примерно в указанном направлении. Только в Красном море разница в силе ветра по отношению к прогнозу выросла примерно до одного балла по Бофорту. И при подходе к Порт Галиб прогноз ошибся на сутки, указав неправильное время прихода шторма. Ах да, еще он нас сильно подставил после Порт Саида, не предупредив о северном шторме, который нас изрядно потрепал.
Про припасы.
Тут у нас вообще никаких проблем не было. Наличие громадного холодильника сняло все вопросы с продуктами. Куча мороженного мяса, молоко, овощи и так далее. На всякий случай двадцать банок тушенки.
Топливный бак на Салине не очень большой, всего 450 литров, но мы докупили еще двадцать 22-х литровых канистр и залили их качественной оманской соляркой, закрепив на корме. Плюс канистра бензина для тузика.
С водой отдельная тема, но тоже недостатка не испытывали.
Ну и про пиратов и оружие.
Почти все яхтсмены, которые шли в последние годы этим путем, пишут о том, что запасались либо фейковым, либо реальным оружием. И когда я первый раз сказал, что собираюсь пройти Аденским заливом, меня засыпали вариантами того, как нам стоит вооружиться. Там даже была покупка автоматов Калашникова в Йемене, где они продаются совершенно легально, даже с разрешением. И пневматика, и ракетницы, и арбалеты, у кого насколько работала фантазия.
В итоге мы не стали брать ничего. Не буду объяснять мотивы, тут каждый видит свое. Замечу только, что мой личный опыт проживания в опасных странах показывает, что наличие оружия проблем не решает, а часто их только создает.
О формальностях и властях.
Если делать все спокойно, то формальности никаких проблем не доставляют. Важно не совершать лишних шагов и не доверять агентам. Есть страны, где оформиться без агента невозможно, но тогда цену на оформление надо узнавать заранее, что бы не быть сильно удивленным в момент оплаты. Например, британцам, зашедшим на сутки для дозаправки в порт Салала за полгода до нас, агент выставил счет на 4 тысячи долларов. Вообще, на всем маршруте у нас не было проблем с властями, за исключением подхода оманской береговой охраны и обстрела со стороны египетских пограничников в районе судано-египетского конфликта. Ну и обычное мелкое вымогательство всеми, кто только встречался на пути.
21 февраля 2015
Последние две недели мы потихоньку готовили лодку, гуляли по Дубаю и Абу Даби, купались в бассейне и пили пиво. Задержка была вызвана чисто техническими проблемами с регистрационными документами на катамаран.
А за двое суток до запланированного выхода Эмираты решили проводить нас настоящей песчаной бурей.
Лодка покрылась толстым слоем мелкого, словно мука, песка. Который забился во все щели, включая постельное белье. Ну ничего, отмылись, сходили на заправку и залили полный бак. Канистры решили долить в Омане, по слухам там солярка в два раза дешевле.
22 февраля 2015
Ага, ну мы наконец поехали. Слава закончил все свои дела в Дубай и в четыре утра Ева вышла в море. До Муската они с женой идут с нами и оттуда улетают домой.
Переход по Персидскому заливу и Ормузскому проливу ожидается совсем простым и в чем-то даже романтичным.
Но сначала нам надо оформить выход из ОАЭ, поэтому двигаемся вдоль берега на таможенный причал. Даже в темноте видны волны, гуляющие по заливу. Хотя идти до exit point идти всего 24 мили, сразу от входа мы поставили грот и двинулись к судовому ходу. На AIS видна целая вереница судов, выходящих и заходящих в порт Дубай. Двухметровые волны встретили нас сразу после выхода из-под защиты недостроенного искусственного острова в виде пальмы.
Запросив у портконтроля по рации разрешение на пересечение портового фарватера, ждем. Диспетчер-индус, отчаявшись понять, что тут ночью делает парусный катамаран, разрешает проход, притормозив контейнеровоз.
Вообще, парусная яхта для этого региона - полная экзотика. На все Арабские Эмираты и Оман найдется, наверное, штук пять яхт и ни одного катамарана.
Проходим мимо горящего огнями города.
Двигаемся под парусами, маневрируя между насыпными островами, которые должны были стать самой дорогой в мире недвижимостью, но сейчас стоят заброшенные и производят довольно унылое впечатление.
Из четырех гигантских намывных островов достроен только один. Очень наглядное доказательство того, что мировой кризис никуда не делся.
Ветер около 20, мы идем со скоростью 8-10 узлов. Уже на рассвете доходим до пирса береговой охраны в Старом Дубай и швартуемся.
Переговорив с офицером, переходим к таможенному причалу, выглядящему, как бетонная стена на полметра выше нашей крыши. На причальную стенку наклепаны громадные резиновые отбойники. Кое-как пристраиваем кранцы, привязываемся к огромным кнехтам и Слава с документами уезжает в Оманское посольство. А мы - спать.
Просыпаюсь от жесткого удара в корпус катамарана. Бегу смотреть. Вот черт, расслабились мы совсем. За полтора часа приливом Еву подняло больше, чем на метр, кранцы ушли выше и мы бортом легли на эти гигантские отбойники. Теперь весь борт испачкан черной резиной. Перевязываем кранцы и Маратыч с тряпкой и растворителем за полчаса отчищает борт.
Возвращается Слава. Новости невеселые - оманские визы будут только завтра или послезавтра.
Возникает дискуссия. Мы с Димой считаем, что надо идти, даже если не будет виз. В умных книжках написано, что их наличие не обязательно для захода в Оман. Слава настаивает, что нас не пустят. Мы не понимаем, что значит не пустят? В любом случае, в Мускате нас пустят хотя бы к таможенному пирсу. И Слава с женой смогут спокойно сойти на берег.
Но к сожалению, паспорта уже в посольстве. За это время разгулялись и ветер и волна. Уходим на якорь в узкий пролив между заброшенным намывным островом и набережной старого города. От ветра тут защиты нет, но от волны прикрыты. Ночью раздувает под 50 узлов, якорь держит.
Я сварил гороховый суп на говяжьей косточке. Дима запек баранью ножку с морковью. Слава решил проветрить лодку, открыл передний люк в салоне и естественно волной залило компьютер. Пришлось ему ехать на берег, покупать новый системный блок.
23 февраля 2015
Стоим на якоре напротив отеля Хайат, пьем остатки сидра, ждем визы. Ветер дует, но потише, 25-30 узлов. Очень переживаем, так как собирались на этом ветре долететь до Омана, а теперь по прогнозу три следующих дня ожидается штиль.
Как потом выяснилось, эти визы нам все-таки были совершенно не нужны. Да и оформлять выход не было необходимости. Вообще к яхтсменам в мире относятся намного проще, чем к обычным людям. Но убедить в этом Славу у нас не получилось. :)
Совершенно бездарно проведенный день, наполненный желанием уйти наконец в море и бесцельным валянием на диване. Даже писать не о чем.
24 февраля 2015
Слава уехал в посольство Омана и через два часа прислал долгожданную смс. Визы дали, ура, мы снова в деле. :)
Снова встали к таможенному пирсу. Кроме нас там уже стояли три доу. Доу, это такая иранская грузовая большая хрень. Без мачт или с короткой мачтой, с одним тракторным дизелем.
Сделана исключительно из грубого дерева, украшена всякой резьбой и колоннами. На волне на нее страшно смотреть, так ее мотает. Таскают по всему региону холодильники, телевизоры, подержанные машины. Кстати, доу чаще всего выступали в качестве современных пиратских кораблей. Самое распространенное в этом регионе судно, совершенно незаметное на экране радара.
Прошел час и доу стало девять, еще через час больше тридцати. Они стояли в восемь рядов, пришвартованные друг к другу, перегораживая весь канал, ведущий вглубь старого Дубай. Таможенник сказал, что их в порту скопилось больше 150 штук.
Два дня был «шторм», как местные его называют, и портовые власти не выпускали доу море. «Потому что если мы их выпустим, то они через час начнут кричать, что бы мы их спасали!», объяснила нам какая-то личность в мундире.Таможенные формальности закончены и мы наконец вышли. Прощай Дубай, надоел ты уже хуже горькой редьки. Этот город оставил у меня странные впечатления. Совершенно искусственное образование. Гигантский торговый центр посреди пустыни, сделанный индусами для индусов с разрешения арабов.
Срезали путь по строящейся насыпной пальме.
Идем вдоль берега под геннакером 4-7 узлов.
Слава поставил две блесны. Мне идея сразу показалась не самой удачной. Так и есть - через час наезжаем на сеть, минус блесны.
Еще через час на вторую сеть. Лодка на секунду замирает, потом раздается звук лопнувшей тетивы и мы идем дальше. Установленные защитные ножи работают, как часы, срезая все, что попадается нам на пути.
Третью сеть ловим еще через три часа, с тем же плачевным для нее результатом.
Сделал турецкий суп-пюре из чечевицы с лимоном и мятой. По моему получилось намного лучше, чем в ресторане.
Шли всю ночь. Как и планировалось, к эмиратскому порту выхода подошли на рассвете.
Очень забавное место. Громадная марина мест на 200, абсолютно пустая. До рабочего состояния достроены только два понтона на 40 мест. Есть электричество, вода, санузел с душем и горячей водой. Все служебные домики сделаны из стандартных складских ангаров.
А главное есть бар с Интернетом и пивом. Правда пиво в запертом на замок холодильнике, закрытом черной пленкой. Но вкус от этого хуже не становится. Для всех лодок единый прайс, вне зависимости от размера. 30 долларов в сутки с включенной водой и электричеством.
Формальности заняли порядка трех часов. Всеми документами занимался агент. Перед самым выходом пришли таможенники и обыскали лодку. Пошарились по шкафам, порылись в постелях, проверили все лекарства. Единственное, что нашли предосудительного, это восемь бутылок рома. Покосились на них неодобрительно, однако ничего не сказали. Но по моему они просто хотели посмотреть невиданную ранее зверушку под названием катамаран поближе.На обед решили проверить купленную в Дубай тушенку из «настоящей бразильской говядины». Мнения разошлись. Я и Маратыч объявили, что готовы есть ее каждый день. Димка же испугался и предложил оставить ее на самый крайний случай, потому что употребление молотого картона с ароматизаторами нарушает его тонкую душевную структуру. J
Вышли из марины около двух часов дня в сторону Ормузского пролива. Ветра нет вообще. Моторим. Через пару часов после выхода подлетел маленький катер с большим пулеметом. Проверили документы, посмотрели как на идиотов и отвалили.
Ещё через час подлетел уже большой корабль с пушкой. Причем пушка с расчетом, в боевом положении. Сделали круг вокруг нас, пофоткали айфонами, и видимо поняв, что при попытке пришвартоваться просто раздавят нас, улетели со скоростью истребителя. Нам бы такие турбины и столько халявного топлива.
Люба приготовила большую кастрюлю мясо-овощной подливки и сварила гречи. Отлично пошло.
25 февраля 2015
Прошли Ормузский пролив по внутреннему коридору. По левому борту в офшоре сплошным потоком идут грузовые суда. В пределах трех миль от нас их постоянно не меньше полутора десятков. Перед выходом нам рассказали страшилку о том, как недавно во время регаты британская яхта подошла к территориальным водам Ирана и была быстренько захвачена иранскими пограничниками. После чего их пару месяцев помариновали в тюрьме, отобрали яхту и выслали из страны. Так что не хотим мы подходить к Ирану.
На картах указаны сильные течения, однако в наличие наблюдаем их отсутствие. Пока эта часть пути идеальна для семейного круиза. :)
День. Ветра нет, занимаемся мотосейлингом. Скачали по спутнику GRIB, через сутки к нам приходит 40+ и волна. Решили поторопиться.
Вокруг крутится большой военный корабль, периодически вызывая проходящие суда. Нас не трогает. Идем по Оманскому заливу.
Ночью с кормы на расстояние метров в 300 подошло какое-то судно. На радаре оно наблюдалось хорошо, а визуально его не существовало, огней не было. На всякий случай поднял ребят, однако суденышко отвернуло и ушло в сторону Омана. Вернулось через час, прошло у нас по носу и, взрыкивая турбиной, улетело к основному судовому ходу. Скорее всего костгвард, не зря их в серый цвет красят, фиг заметишь в темноте.
26 февраля 2015
Увидели тот самый военный корабль, который сопровождал нас ночью. Оказался просто огромным, с вертолетом на корме. Море гладкое, как стол. Скинули сразу четыре блесны в надежде на сашими.
Слава на обед сделал стейки на гриле. Получился отличный пикник на палубе. Не хватало только вина или пива. Когда уже доедали, вдруг резко началась сильная вибрация на работающем двигателе. В прыжке заглушил его и лег в дрейф.
Слава достал короткий гидрокостюм и собрался лезть в воду. Мне идея совсем не понравилась. В воде плавают какие то метровые червяки, извиваясь словно змеи. Причем их очень много. Явно что то медузоподобное. И выглядят они далеко не безобидными. Надо будет потом погуглить, что за твари.
Засунув голову под лодку, я увидел висящий на винте длинный целлофановый рукав. С помощью рыболовного крюка стащили гадость с винта. Защита явно не расчитана на пластик, он просто обматывается вокруг нее. Завелись, все в порядке, едем дальше.
Ночью в пятидесяти метрах по курсу нас подрезала доу, незаметная на экране радара, а сразу за ней еще одна доу без ходовых огней. Что бы разойтись, Диме пришлось практически полностью остановиться. Вообще в этом регионе не получается расслабиться на вахте, движение как на Невском проспекте.
Вода сильно флюоресцирует, все море вокруг усыпано вспыхивающими огоньками, а волны от бортов светятся ярко-зеленым цветом.
По корме остается яркая колея, словно от громадного джипа. А когда в темноте сливаешь воду в туалете, то получается светящийся водоворот. J
В три часа ночи мимо проходил четырехсотметровый танкер, я специально подошел к нему метров на триста, что бы насладиться голубым облаком, в котором он летел.
А вот попытки сфотографировать это явление натолкнулись на несовершенство техники.
27 февраля 2015
Тихо и спокойно дошли до столицы Омана Муската.
За три мили до Старого порта запросили у портконтроля разрешение пройти в яхтенную марину. Ответа оператора не поняли, но вроде он не возражал, хотя какая разница, главное ведь запросили.
К обеду добрались до Shangrila Hotel&Spa Marina. Очень приличная марина, с бассейном, рестораном, баром и интернетом.
Правда, нам там очень удивились, сказав, что мы должны были сначала прийти в порт, оформиться и только потом перейти в марину, но в итоге вызвали какого то антуражного араба самой мошеннической внешности, который назвался агентом и пообещал все вопросы решить. Уже потом мы поняли, что оманские агенты, это одна из разновидностей сомалийских пиратов.
Сели в ресторанчике и вкусно попили пивка под баранину.
Стоимость за ночь далеко не божеская - 250 долларов в сутки. Но в баре цены вполне разумные. Пиво 6 долларов за пинту, горячее 20 долларов. Маратыч развернул wifi антенну, прикрепив ее к багру, а багор привязав к крыше Евы.
В марине, кроме нас стоит только одна парусная яхта. По виду типичный кругосветчик, но выглядит совсем заброшенной, прямо на наших глазах ветром вытянуло стаксель на треть и стало трепать. Сказали об этом маринерам, но никакой реакции не последовало. Мне подумалось, что лодка арестована за что то или просто брошена.
Ночью сильно задувало и волны закатывались в марину. Мы стоим у самого входа, покачивает, но зато уходить будет легко.
Зашли на заправку, залились качественным оманским дизелем по 30 центов за литр. Ах, если бы столько стоила солярка на Средиземке! А вот вода в марине отвратительная. Ей даже мыться неприятно, хлоркой несет хуже, чем в советских бассейнах. Все таки надо иметь на борту мощный префильтр для заправляемой воды, можно себе и баки убить и помпы.
28 февраля 2015
Долго разбирались с агентом. Он развил бурную деятельность, ездил несколько раз в город, изображал непонимание. Проблема была в том, что у Славы и Любы не было оманских виз, зато был резиденс пермишен в Эмиратах. Но в результате все вопросы вроде решили.
Нам поставили штампики в паспорта и мы смогли выехать в город, чтобы докупить питьевой воды и хлеба. Хотя никакого контроля в марине, естественно, нет и никого наши визы не интересуют. Таксист взял ровно столько, сколько написано на noonsite, то есть туристическую цену. Для местных в два раза дешевле.
Оман произвел странное впечатление. Хотя страна весьма цивилизованная, но какая то другая. Иная, темная :)
Попрощались со Славой и Любой, дальше двигаемся втроем.
Они помахали нам ручкой с дамбы. По плану ребята прилетят уже в Египет, или в Порт Галиб или в Хургаду.
Вышли, поставили геннакер, потом посмотрели на ветер, подумали и поменяли на геную.
Идем 5-7 узлов.
Вызывает портконтроль, одновременно с смс-кой от Славы.
Стандартная история и его ошибка. Перед любым обращением к агентам надо фиксировать стоимость их услуг. В итоге агент выставил к оплате 1000 долларов только за проставленные в паспортах визы.
Но на любую хитрую попу найдется своя клизма. Мы быстренько покинули марину, а Слава остался в офисе. Когда агент понял, что взять лодку заложником не получится, он побежал в портконтроль. А дальше разговор по радио, вызвавший у меня дежавю. Точно такой же был в прошлом году на Кипре, в марине Лимассол.
- Катамаран Ева, катамаран Ева, портконтроль.
- Слышу вас, портконтроль.
- Вам нужно немедленно вернуться в марину.
- Что случилось, портонтроль?
- Вы забыли очень важные документы, без которых вас арестуют по пути в территориальных водах Омана и вы не сможете зайти ни в один оманский порт.
- Мы не планируем заходы в оманские порты и выходим из зоны контроля.
- Ээээ… катамаран Ева, вернитесь в марину, вас там ждем агент.
- В настоящий момент в марине находится владелец судна, пусть агент разговаривает с ним, продолжаю движение.
- Ок.
Переписываемся со Славой. Он говорит, что едет в полицию писать заявление на агента. Проходит полчаса. Снова вызывает портконтроль.
- Катамаран Ева, немедленно вернитесь в марину.
- Я понял вас, портконтроль. (улыбаясь и продолжая движение)
- Катамаран Ева, вы возвращаетесь в марину?
- Я понял вас, портконтроль.
- Вы точно поняли?
- Я вас хорошо слышу и хорошо понял, конец связи.
Ага, ищите дураков, эти разводки мы знаем. Только вернись, фигушки потом выпустят, пока не выдоят до донышка. Рулю за пределы 12 мильной зоны.
Тем более уже стемнело, ветер разогнал приличную волну, а заход в марину даже в хорошую погоду не очень комфортен. Хотя мнения в команде разделились. Маратыч с печальным выражением лица предлагает сдаться. Димку тоже не радует перспектива ареста лодки по дороге, но и возвращаться он не хочет. А я просто веселюсь. В любом случае обратно не пойду, пусть ловят вольный ветер. Наконец приходит смс от Славы:
«Полиция сказала агенту, что он охренел, и распорядилась заплатить ему 400 долларов, можете спокойно идти». И если у нас до этого инцидента еще были какие то планы зайти куда-то по дороге в Омане, то на этом они и закончились.
Улыбаемся и машем, улыбаемся и машем :)
Дубай - Турция. Вторая часть. Аравийское море - Аденский залив. Дубай-Турция. Третья часть. Аденский залив - Баб эль Мандебский пролив - Красное море (Судан). Дубай-Турция. Четвертая часть. Красное море (Судан) - Красное море (Египет) - Турция.