Краткое содержание предыдущей части:
Мы шли, шли, шли по Персидскому заливу, потом зарулили через Ормузский пролив в Оманский залив ... ветер, волны, ром, рыбы нет. Всё.
Так же напоминаю, что:
Данный текст не несет никакой художественной ценности, поскольку писался на вахтах и не подвергался дальнейшей обработке. Это просто небольшой дневник.В нем часто встречаются слова "ветер", "волны", "течение" и прочие, но именно эти вещи в тот момент казались важными. Зато в нем нет красивых закатов и рассветов и того, чего не было в голове в момент написания. Сейчас некоторые написанные вещи кажутся неправильными, но я их не стал менять, как записал, так и записал.
1 марта 2015
Очень хороший ветер. 20-25 в фордак, как и ожидали. Еще в Дубай Слава уверял, что Ева плохо ходит на бабочке. Зря обидел лодку. На бабочке она ходит великолепно, надо просто уметь это делать. Поставили на оттяжки и грот и геную и идем 8-10 узлов, изредка серфя на попутной волне. Катамаран почти не качает, курс держит отлично, ветер стабильный. Ночные вахты одно удовольствие, судов стало в десять раз меньше, чем до Муската, отруливать ничего не надо, сидишь, балдеешь.
Ночью прилетела особо злая летучая рыба и покончила с собой, разбив голову о стекло салона.
Утром к борту снова подошли дельфины, но какие-то странные. Обычно они выглядят, как милые зверушки, веселые и добродушные, а эти были похожи скорее на волков. Темно серые машины для убийства, бесшумно скользящие в волнах. Даже плавники у них выглядели словно ножи. Не обращая на нас внимания, стая пересекла курс лодки и полудугой, как загонщики, ушли на свою охоту.
В обед мимо прошло знакомое судно. Французский корабль радиоразведки. Я уже видел его в Мармарисе, оно отстаивалось там после визита в Черное море, куда заходило во время крымских событий. На экране радара этот натовский шпиён не наблюдается даже в упор. Идет полным ходом в сторону Ирана. Наверное, в этом регионе намечается какая-то заварушка, надо новости почитать, вдруг вляпаемся в чьи-нибудь разборки.
В целом, день прошел отлично. Завершили его запеченными бедрышками цыплят под сырно-майонезной корочкой с нежным пюре и двойной порцией рома. За сутки пролетели 180 миль, причем все только под парусом, что очень неплохо. Все-таки, полные курсы - это выбор катамарана.
2 марта 2015
Ночью все затихло на пару часов. Завели двигатель, чтобы подзарядить аккумуляторы и не стоять на месте. Как и обещал прогноз, ветер наконец развернулся нам в лицо. Очень печально, придется лавироваться. Пока идем примерно в нужном направлении, отклонение 15-20 градусов. Ева держит около 37 AWA или 58-60 TWA, что очень неплохо для катамаранов в целом, но похуже, чем на Манюшке, которая спокойно ходит 31 AWA или 41-45 TWA.
Маратыч оккупировал блатное место в кокпите и свил там себе гнездо. Притащил большую подушку и закрылся ей от ветра, после чего переехал туда из каюты жить.
Дует 10-20 узлов, но неприятная волна. С кормы идет еще та, которую разгоняло в предыдущие дни, а в правую скулу бьет уже свежая ветровая. В итоге получается зыбь, которая сильно стучит нам в мост. Тут проявилась особенность всех Фонтан Пажо - очень низкий мост. Любая встречная волна долбит в него, словно кувалдой. Для меня это очень необычно после Леопарда. Все таки у французов всегда наблюдался перекос от конструкторских решений, повышающих мореходность, в сторону дизайна. Хотя в дизайне им равных нет.
Мы пытаемся лавироваться, но не понимаем, что происходит. Вытягиваемся далеко в море на длинном галсе, а когда закладываем контргалс, то идем в обратную сторону. Подсчитал по треку лавировочный угол и прослезился - 140-150 градусов! Что за чертовщина? И тут случайно обращаю внимание на маленькую надпись на карте - "Сильное неисследованное течение переменного направления". Прикинул скорость течения, получается больше 3 узлов.
Промучавшись несколько часов и посмотрев на пройденное расстояние решили все таки завести двигатель.
Но даже под ним с трудом выгребаем 2-3 узла. Уже пять часов пытаемся пробиться. Когда же оно закончится? Все расстроены тем, что приходится жечь драгоценную горючку, которая нам еще очень понадобится, но что делать, под парусом нас просто сносит обратно к Оману.
Дима от нечего делать на вахте посмотрел на AIS данные встречных судов. У всех написано Armed forces on board. Может нам тоже написать? Хотя нет, мы же решили после Омана отключить активный AIS.
Ничего готовить не хочется, доедаем курочку с пюре.
Ах да, днем еще был небольшой спектакль со стороны оманских рыбаков под названием «Пираты Аравийского моря». Проходившее в двух милях от нас рыбацкое судно внезапно изменило курс, спустило скиф, выглядящий один в один, как на фотографиях сомалийских пиратов, и лодка на большой скорости понеслась к нам. Внутри сидят шесть человек с замотанными лицами. Не дойдя до Евы метров двести, скиф сделал разворот и унесся к другому рыбацкому судну, идущему мористее от нас милях в четырех. А потом и корабль-матка подошел к нам на полмили, немного прошел параллельным курсом, затем развернулся и отвалил. Любопытные какие, эти оманские моряки.
3 марта 2015
Ветер ровно в морду. За сутки прошли всего 60 миль по генеральному курсу. С другой стороны это и не плохо. Разные были мнения, в том числе рассматривался вопрос подойти к оманскому берегу и постоять три дня на якоре, дожидаясь нормальных условий. Но победил разум. Стоять конечно комфортнее физически, но идти комфортнее психологически. Создается иллюзия движения. Если верить карте прогноза, то нам достаточно вытянуться в сторону Индийского океана еще миль на 200 и там поймать попутный муссон.
Продолжается очень сильное и неприятное встречное течение, не позволяющее нормально лавироваться. Однако двигатель мы стараемся больше не заводить, потихоньку ходим галсами, выигрывая милю на каждых пройденых двух с половиной.
Постоянная качка на встречной волне сильно действует на нервы. Однако, мы все люди опытные и на провокации моря не поддаемся, тем более пока еще есть ром :)
Закончили совместный просмотр последних западных фильмов, перешли на советскую классику.
Еще в Дубай обьединенными усилиями Слава, Дима и Маратыч сумели вывести данные с чартплоттера на большой монитор в салоне. Без всяких wi-fi серверов и прочих модных технологий, просто протащив VGA провод. Но от этого хуже не стало. Ночью можно вообще на мостик не выходить, лежишь на диванчике в салоне и читаешь книжку, поглядывая на экран и иногда подправляя курс с пульта дистанционного управления автопилотом.
Сделал котлеты. За неимением хлеба использовал овсянку. Фарш, овсянка, майонез и яйцо. Неплохо получилось.
Поэкспериментировали с настройками парусов, в итоге остановились на варианте трима, когда каретка грота выносится далеко на ветер, а гроташкот вытравливается пока гик не встанет в ДП. При таком расположении грота корму катамарана начинает приводить намного сильнее, что позволяет компенсировать отбрасывание носа волной и по факту двигаться начинаем существенно острее. А как только набиваешь грот чуть потуже, лодку сразу начинает сильно сносить.
4 марта 2015
Второй день движения ради движения. Прошли за сутки 110 миль по лагу и всего 40 миль по генеральному курсу. Вытянуться дальше в море не получается, милях в сорока от берега ветер заканчивается. Приходится лавироваться в пределах берега. Я уже видеть не могу на карте мыс Bandar Jazirah, который нам никак не пройти. Он словно дразнится.
И это все при том, что по лоциям в это время года тут всегда устойчивый ветер с севера на юг и постоянное течение в том же направлении. А у нас все ровно наоборот.
Рано утром, оттягиваясь от берега, в десяти метрах проскочили стометровую сеть. За волнами, на рассвете, заметить буйки практически нереально. Я как раз вышел перекурить и успел только проводить ее глазами.
Вся акватория, по которой сейчас идем, на картах указана, как "неисследованная", промеры глубин делались в 1921 году, мигрирующие песчанные мели на расстоянии до 20 миль от берега.
Рыбу не ловил, обиделся на нее за откусанную вчера очередную блесну, да и настроения нет.
Вся лодка в соли. Мы уже несколько дней идем против волны, вверх-вниз, носы зарываются, брызги накрывают весь катамаран. Даже столик в кокпите покрыт солью. Тренировочные штаны, в которых я сижу на ночных вахтах, все пропитались солью и из темно-серых стали белыми, в камуфляжных разводах, словно джинсы-варенка из 80-х.
В носовой каюте стало сыро, а проветрить невозможно, ни один иллюминатор или люк не открыть. Спать на сыром белье никакого удовольствия не доставляет, но выбора все равно нет.
Чем ближе подходим к Аденскому проливу, тем больше попадается больших судов с отключенным AIS. И на всех борта заварены сетками или высокими стальными плитами, стоят баррикады из мешков с песком, торчат трубы пожарных брансбойтов. Очень насмешили муляжи вооруженных людей вдоль бортов у контейнеровоза компании Маерск. Напомнили фанерные фигурки полицейских на дорогах России.
5 марта 2015
Все суда уступают нам дорогу. Это так необычно после Средиземки, где половина грузовиков полностью игнорируют МППСС. Причем уступают, даже если мы и так далеко расходимся. Чертовски приятно, когда 380-ти метровый контейнеровоз за пару миль меняет курс, далеко обходит нас, а потом возвращается обратно. Но это и расслабляет. Если раньше мы внимательно следили за морем, то сейчас, заметив идущий на нас танкер даже не пытаемся прикинуть изменение пеленга на него, а просто лениво следим, как он едет нам прямо в борт, в ожидании когда же отвернет.
С рыбалкой не везет категорически. Снова рыба откусила блесну. Перекусила стальной поводок, жилы расплющены на конце. То ли слишком большая блесна, то ли тут такие жадные рыбы. Даже жалко, что простаивают отличные электрические катушки, купленные Славой еще в Дубаи.
Потом утром заглючил автопилот. Ни с того ни с сего пискнул и увел нас в разворот. Пока отворачивали обратно, потеряли еще две блесны. Блесен осталось всего две штуки. Ну может это и к лучшему, потеряем последние, одним расстройством меньше станет.
Возможность общаться через мессанджер по спутниковому каналу до хорошего не доводит. Маратычу пришли какие то негативные новости из дома, теперь ходит весь грустный и рассуждает о несовершенстве мира. Я согласен, мир и правда несовершеннен. Рыбы нет, пиратов нет, ветер встречный, третья мировая никак не может начаться, ром заканчивается.
6 марта 2015
Продолжаем лавироваться. Ветер неожиданно хороший, не туда, куда надо, но все равно хороший. Позволяет идти длинными галсами, а это уже здорово. Судя по всему, вышли из под влияния этого неприятного течения. Ну, и как обычно, разогнало высокую волну, однако она стала поспокойнее, даже можно спать в каюте. Вцепившись в матрас, но уже не подлетая до потолка.
Ночью вокруг крутились три рыбацких суденышка , а утром на длинной банке, выглядящей, как клин глубиной 180 метров и длиной три мили, вбитый в глубину 3000 метров, влетели в кучу сетей. Каждая метров по двести, и метров сто между ними. Я как раз был на мостике, любовался рассветом. Успел заметить и пройти их слаломным ходом. Хорошо, что было уже светло. Не уверен, что защита смогла бы справиться с такими большими сетями. Вообще, я уже давно понял, что на любой банке надо очень внимательно следить за морем. Рыбаки только и мечтают поймать какую-нибудь яхту.
Внезапно начала стучать крыша при порывах. К крыше крепится ползунок гротошкота, поэтому нагрузка большая. Сильно так стучит, такое ощущение, что сейчас оторвет к черту.
Полез на корму смотреть, где крепятся задние штанги, держащие крышу, и большая волна окатила с ног до головы. Бяка этакая, теперь весь соленый. С трудом нашли крепеж, которым штанги крепятся к мосту, а там все гайки были откручены, могли и крыши лишиться. Забавно выглядел бы катамаран без крыши, в виде кабриолета.
Маратычу пришлось полностью залезть в кормовой локер, что бы вернуть крепеж на место.
Интересно, что еще на верфи забыли прикрутить? Вот французы, ни на одном болте нет ни контргаек, ни фиксирующих шайб.
Под вечер раздул ветер. Летим 6-8 узлов в бейдевинд, постепенно заворачивая к югу.
7 марта 2015
За последние сутки прошли 100 миль по генеральному курсу. Очень неплохо для встречного ветра. Под утро он наконец резко закончился, море гладкое и пустое. Завели двигатель и пошли в сторону Сомали, вытягиваясь к международному коридору безопасности. Прощай Оман, привет Йемен. Сижу на вахте, по корме тихоньку журчит водичка, луна почему то желтая, всякая муть романтическая в голову лезет, пойти что ли рому накатить?
Решил использовать купленную в Мускате пачку сливок и сделал сливочный суп-пюре из чечевицы с гренками. Нет, с крутонами! Так гораздо лучше звучит! Немного лимона, немного мяты и вуаля, ресторан отдыхает.
Днем, когда я сидел и брился на кормовой ступеньке, мимо, метрах в двухстах прошла семья касаток. Двое взрослых и детеныш. Длиной в половину нашего катамарана, медленно перекатываясь по гладкому морю и не обращая на нас внимания, они ушли за кормой. Черные спины, высокие плавники - машины смерти.
Маратыч молодец, несмотря на то, что воды у нас достаточно, все равно каждые три дня заводит опреснитель. А это, я вам скажу, процесс непростой и в чем то даже опасный, давление постоянно скачет, а регулировать приходится вручную, сидя в моторном отсеке.
Посмотрели «О чем говорят мужчины». Интересно, они и правда в Москве только об этом говорят? Мы все как-то больше разные истории рассказываем, фильмы просмотренные обсуждаем, за ветер, течения и настройку парусов перетираем. А они там все время исключительно о бабах.
8 марта 2015
Наконец-то вошли в зону муссонов. Пока идем по самой границе, дует всего 6-8 узлов, но с каждым часом и каждой милей мы приближаемся к стабильному ветру.
Поставили спинакер, поигрались с настройками его и грота. Ветер еще чуть-чуть гуляет, постоянно приходится подруливать. Из-за этого никак не можем снять больше половины скорости ветра. Да и видно есть еще небольшое встречное течение, хотя это наверное отливное.
Полакомились макаронами с тушенкой, а то высокая кухня уже надоела. И так тратишь по два часа в день у плиты. Как будто на лодке заняться больше нечем. :)
У нас осталось всего две блесны, а рыбы и не видно.
Дима, отдыхая после обеда на носу, в тени спинакера, внезапно увидел странный объект прямо по курсу, на расстоянии метров 50, и еле-еле успел добежать до штурвала и от него увернуться.
Это оказался самодельный плот, сделанный из бамбука, с привязанными по углам мячиками и прикрепленной к нему канистрой с водой. Именно на таких, судя по фотографиям в прессе, сомалийцы пытаются бежать в Оман и Йемен. На этом плоту людей уже не было. Может их кто-то подобрал, а может ими полакомились встреченные нами вчера касатки. Фотографию, к сожалению, сделать не успел.
Вся команда давно нашла себе предпочтительные места для дежурства на вахте. Маратыч на одном диванчике в салоне, я на другом, а Димка днем отбирает любимое гнездышко Маратыча. И вдумчиво дежурить нам не мешают даже проходящие мимо суда. В конце концов, это ведь их проблемы, что на их пути куда то ползет квадратная хрень под парусами.
На границе зоны действия AIS видны длинные караваны судов, идущие по High Risk Corridor. Наша ближайшая цель - подойти поближе к коридору со стороны Йемена и стараться держаться милях в десяти от него. Слишком близко к Йемену приближаться тоже не хочется, там вроде какие то повстанцы чего то захватили, ну их на фиг.
На всякий случай написали и отправили через спутник письмо в Центр Координации международными силами безопасности в Аденском заливе, с указанием наших текущих координат и предполагаемого курса. Но по-моему им плевать, по крайней мере ответа так и не дождались.