Краткое содержание предыдущих частей:
Мы шли, шли, шли по Персидскому заливу, потом зарулили через Ормузский пролив в Оманский залив, а из него через Аравийское море попали в Аденский залив... сначала был ветер, волны, ром, но рыбы не было. Потом наоборот, были волны, ветер, ром, а рыбы все равно не было. И все пираты разбежались. Всё.
Так же напоминаю, что:
Данный текст не несет никакой художественной ценности, поскольку писался на вахтах и не подвергался дальнейшей обработке. Это просто небольшой дневник. В нем часто встречаются слова "ветер", "волны", "течение" и прочие, но именно эти вещи в тот момент казались важными. Зато в нем нет красивых закатов и рассветов и того, чего не было в голове в момент написания. Сейчас некоторые написанные вещи кажутся неправильными, но я их не стал менять - как записал, так и записал.
9 марта 2015
Ночь, активный AIS выключен, ходовые огни погашены, работает только радар. Мы вошли в Аденский залив.
Справа идут три непонятных судна, скорее всего йеменские рыбаки. Держатся от нас на расстоянии миль двух, не отставая и не обгоняя.
Несколько часов назад на 16 канале объявилось японское военное судно, контролирующее эту часть коридора. Сообщило всем, что теперь оно присматривает за порядком и посоветовало не расслабляться.
А в три часа ночи японцы решили проверить, что это за хрень такая ползет рядом с охраняемой зоной и направилось к нам. Не доходя пяти миль устроили допрос по рации. Никак не могли понять, что мы такое. Пришлось три раза объяснять, что мы маленький парусный катамаран с тремя русскими на борту, который идет черт знает куда. Как следует пораздумав над услышанным, доблестные потомки самураев решили лично взглянуть на непонятный объект и посветили на нас прожектором. После чего еще раз уточнили, точно ли мы русские, точно ли нас всего трое, еще раз подумали, пожелали безопасного плаванья и удовлетворенные ушли по своим японским делам дальше.
Вот приятно ощущать себя под охраной таких бравых вояк.
Вообще-то мы не все русские. Маратыч литовец, резидент ЕС, но по опыту предыдущих походов я знаю, что ни в коем случае нельзя говорить, что на борту есть литовец. Ну например, год назад, когда мы заходили ночью в Коринфский пролив, к нам подкрался греческий катер береговой охраны. На борту Маны было пять человек, на вахте стоял я один. И когда на вопрос - сколько человек на борту и какой национальности я ответил, что четыре русских и один литовец, катер перевозбудился, подошел вплотную и потребовал вывести на палубу литовца. После чего долго разглядывал его в свете прожектора. Или вот еще. Когда мы пришли в Турцию и оформляли вход в Мармарисе, турецкие пограничники тоже потребовали показать им живого литовца, проигнорировав всех остальных. Поэтому ну его на фиг, пусть мы все будем русскими, зачем служивых людей пугать.
Днем опять поставили геннакер и грот на бабочку и отлично полетели. Ветра становится все больше и больше. И никакой волны. Просто сказка.
Днем метрах в 500 справа прошел очень странный конвой.
Китайский корвет эскортировал самоходную баржу с какой-то громадной конструкцией, похожей на асфальто-бетонный завод. Видимо, китайцы сперли что то ценное в Европе. При проходе корвет прикрыл баржу от нас, все же приятно думать, что мы такие страшные и опасные.
Вообще, Аденский залив переполнен военными судами, бедные пираты, совсем им жизни не стало. По рации постоянно - "такой-сякой воршип вызывает неизвестное судно, идущее таким то курсом по таким то координатам, ответьте на шестом канале, а то будем стрелять." Про стрелять шутка. Но надо быть круглым идиотом, что бы продолжать тут пиратствовать.
10 марта 2015
Ночью сильно раздуло, пришлось в 3 часа ночи брать второй риф на гроте. Поднялась очень большая волна с кормы.
А днем ветер затих вопреки прогнозам. Еле тащимся, план по проходу пролива трещит по швам.
Продолжаем идти на бабочке из генакера и грота.
Прошли две трети залива, пиратов так и не встретили. Более того, все ближайшие суда шарахаются от нас, как от брандера, а такого количества военных кораблей я не видел за всю свою предыдущую жизнь.
На обед жареная картошка с мясом в кляре. Оказывается Димка тоже отлично готовит!
Хм. Вот только начинаешь забывать про пиратов, как кто-то обязательно напомнит. В эфир вышло йеменское военное судно и сообщило, что в связи с замеченной пиратской активностью, оно начинает антипиратскую миссию. После чего порекомендовало всем дежурить на 16 и 06 канале.
В свою очередь, японский фрегат всполошился, объявил о своем существовании по рации и тоже куда то убежал.
Но нам уже по фиг, мы совсем близко с крупной военной базой и портом Аден. Решили туда все-таки не заходить. В обычное время посетили бы с удовольствием, а тут какие-то новости нам присылают подозрительные. Вроде как повстанцы захватили Аден.
Смешная история произошла. Сидели в салоне, болтали ни о чем. Вдруг вспомнилось путешествие на катере по рекам и каналам Франции. И оказалось, что Димка тоже проходил теми путями. Начали делиться впечатлениями, вдруг выяснилось, что мы там были в одно и то же время в 2012-м году. Я нашел старые фотки, стал показывать. И дошли до фотографии, сделанной в Шатонёф. На ней два катера с российским флагом, которые мы встретили там в марине. Я помню, что на них была очень шумная русская компания. И вдруг Димка говорит - так это же были наши катера!
Все-таки мир поразительно тесный. Сначала мы случайно встретились на Сицилии, потом случайно поселились в одном городе в Турции, а теперь оказывается мы еще раньше стояли на соседних катерах во Франции.
Посмотрели «Барон Мюнхаухен» и «Здравствуйте, я ваша тетя». Выяснилось, что Маратыч никогда их не видел. Я всегда подозревал, что Литва даже во времена СССР не была в общем культурном поле.
11 марта 2015
В фильме «Приключения принца Флоризеля» есть момент, когда бегущие жандармы спрашивают сами себя «А не слишком ли быстро мы бежим?». Вот и мы последние несколько часов спрашиваем друг у друга - «А не слишком ли быстро мы идем?».
Баб эль Мандебский пролив не самое приятное место для навигации. Постоянный ветер за 30 узлов, сильное течение и очень мало места для маневра. Сам пролив шириной 9 миль, но большую его часть занимает полоса раздельного движения с очень плотным трафиком. Слева рифы, а справа военная база с запретной зоной. Фактически нам остается полоска шириной всего в пару сотен метров. А сразу за узостью начинается группа островков. При условии очень высокой погрешности GPS в этом регионе, лезть в пролив ночью не лучшая идея.
Но природа, как обычно, вносит коррективы в наши безупречные расчеты. По прогнозу у нас должен был быть весьма умеренный ветер практически до самого Баб эль Мандеба. И подойти туда мы должны были на рассвете.
Но с самого начала ночи задуло 20+ и не останавливается до самого обеда. Мы убрали геную, заплющили грот, однако ветер и течение все равно несут нас более 7 узлов, затаскивая в пролив. За кормой встают трехметровые валы, поднимая, опуская и разгоняя Еву. Поверхность Аденского залива выгядит так же, как Средиземка в шторм.
Фух, затащил грот практически в ДП и скинул все таки скорость до 5.5 узлов. Если еще ветер подзатихнет, то войдем в пролив на рассвете. Или придется ложиться в дрейф на несколько часов, чего совершенно не хотелось бы.
Еще пару суток назад мы были бы счастливы, имея такую скорость.
Ночью мимо прошло что-то авианесущее. Видно было только ярко освещенную взлетную палубу и центральную башню. Я думаю, что это Мистраль. Он шел курсом от французской военно-морской базы в Джибути. Если так, то это уже вторая моя встреча с этим кораблем. Первый раз я видел этот вертолетоносец в Кот д’Ивуаре, когда его палубные вертолеты разбомбили дворец президента Гбагбы и привели к власти лидера северных повстанцев Уаттару. Мы с женой наблюдали эту драму с балкона виллы в городе Абиджане. Кстати, в сочетании с упомянутым выше разведывательным кораблем складывается ощущение, что Франция решила чего-то замутить в Персидском заливе, просто так никто свои лучшие силы не стягивает в какой-то регион.
Перед ночью убрали грот вообще и закрутили на два деления геную, которая тем не менее тащит нас со скоростью четыре узла. Забавно пытаться затормозить после стольких дней, прошедших в попытках разогнаться. :)
12 марта 2015
Весело теперь сидеть на вахте. На радаре в пределах двух миль от нас не меньше десятка судов и еще столько же на границе зоны. Чем ближе мы подходим к Баб эль Мандебу, тем более плотным становится трафик. По невыясненной нами причине большинство грузовых судов предпочитают проходить пролив ночью. Но мы, как я уже выше говорил, решили проходить утром. Им то проще - дали ходу и проскочили. А нам возможно лавироваться придется.
Отстоял на мостике до трех ночи, еще часик потусовал с Маратычем, а в шесть утра снова разбудили. Мы подошли к проливу. Ну что же, накатим кофе с ромом и заходим….
Фуууххх… Вот уже и вечер. Ну и денек выдался. Разбитые, мокрые, уставшие, с синяками, я с ободранными руками, но довольные и успокоившиеся.
Баб эль Мандебский пролив, это вам не пираты какие-то мифические. Это блин серьезная хрень, убойная.
Несколько цифр, которые все объяснят понимающему.
Максимальная скорость относительно земли 21 узел!!!. Средняя скорость 11,5 узлов. Ветер 40-50 узлов. Волна началась с трех и быстро превысила пять метров. Попутное течение 4-5 узлов. И вся эта прелесть в тонкой и длинной кишке, переполненной громадными танкерами и контейнеровозами.
Весь 40-мильный пролив мы проскочили на втором рифе грота и полной генуе, стоящих на бабочке. Автопилот не справлялся с экстремальными условиями, постоянно разворачивая нас лагом к волне и после того, как на очередном развороте катамаран наклонило больше, чем на 30 градусов и из кружки Димки, которую он держал крепко в руках, вылился весь кофе, он не выдержал и пошел рулить вручную.
Несколько раз пришлось крутить фордак.
И только на выходе из пролива, когда волна выросла уже до совершенно неприличных размеров, решили убрать грот.
Поймав момент между водяными валами, развернулись к ветру.
Все десять минут, пока стояли в левентике, мы провели практически под водой. Катамаран скатывался с гигантской волны и полностью зарывался в следующую. Вода накрывала нас до самого мостика.
А сразу после пролива, когда ветер усилился до 50+, нас поджидала группа скал, стоящих на границе судового хода, на который нам по правилам лезть нельзя. В стороне Джибути сплошные рифы, в стороне Йемена пять островов, также окруженных рифами. Деваться некуда, а нас несет на эти скалы больше 10 узлов даже под штормовым стакселем. Повезло, что в трафике возникла небольшая пауза, и мы сумели вытянуться на середину коридора. При этом снос в сторону скал составлял не менее тридцати градусов, за счет течения и ветра.
Но мы мужественно допили остатки рома прямо из горлышка и совершили невозможное. :)
Вообще, мне интересно, пройти Баб эль Мандеб в 10 Бофорта, это как? Если это не подвиг, то что тогда такое подвиг?
Вот мы сегодня наорались друг на друга. Грохот обрушивающихся гребней волн, свист ветра, хлопанье парусов, полная какафония. Армагедон локальный.
Зато адреналина полные штаны. И все тело болит, словно спустили в бочке с лестницы. Кайф.
Выскочили за скалы, еле-еле успев увернуться от китайского контейнеровоза, и легли уже на генеральный курс.
Ура, мы в Красном Море. Ближайшая остановка через 500 миль - Судан, порт Суакин. Прощайте, сомалийские пираты, вам повезло, что мы с вами так и не встретились. J
Сил на готовку нет, Димка пошел против совести и разогрел вчерашние макароны, самолично добавив туда халяльной тушенки.
13 марта 2015
Не люблю философствовать, но вчера в Баб эль Мандебе мне подумалось: вот я - гражданин России, меня защищают тысячи ракет с ядерными боеголовками, десятки тысяч танков готовы в любой момент завести двигатели и двинуться вперед хошь на Запад, а хошь на Восток, уголовный розыск ловит бандитов, бригады скорой помощи круглосуточно готовы сделать укол анальгина, налоговая инспекция неусыпно бдит и мошну пересчитывает. Но чем вся эта мощь и махина может мне помочь здесь и сейчас? И на кой ляд она мне вообще нужна?
Мы ушли от шторма, но он нас пока никак не хочет отпускать. Ветер 30+, волна не может успокоится, 4-5 метров, поднимает и тащит нас. Даже когда стоишь на палубе, вершины волн, накатывающих сзади, закрывают горизонт и нависают над катамараном сверху. По ощущениям это похоже на езду на русских горках, медленно вверх и быстро вниз.
Продолжаем идти на половине стакселя, причем быстрее, чем позавчера шли на полных парусах.
В центре Красного Моря очень плотное движение. Практически каждые минут 15-20 приходится расходиться с каким-то судном. На экране AIS это выглядит как Невский проспект в час пик. Вроде море широкое, но оно настолько насыщено рифами по краям, что идти можно только в узкой полоске в самом центре. Зато исчезли военные корабли, в Персидском и Аденском заливах мы успели к ним привыкнуть.
Очень удобно и уютно рулить, лежа в салоне на диванчике, с выведенной на большой экран телевизора информацией с радара и аиса и дублированными приборами. Раз в 15-20 минут выходишь на мостик, оглядываешься вокруг в бинокль и возвращаешься на диванчик.
Поставили рекорд, пройдя за сутки 190 миль генеральным курсом.
Ура! Первая пойманная рыба за 20 дней в море. Пока тащили, казалась акулой, а когда подтянули поближе, оказалась тунцом. Полуметровый тунец. С рыбкой-барабулькой во рту. Видимо, влетели в косяк барабулек, где охотились тунцы.
Причем первую блесну откусили сразу же, как я ее сбросил, метрах в двадцати от кормы. Видимо, опять что-то не по нашему размеру попалось.
Долго спорили, кто будет разделывать, в итоге вызвался Димка. Сделали на рыбе надрезы, привязали за хвост и выкинули за борт, что бы стекла кровь.
Только закинул снова две блесны, как тут же на обоих затрещало. Итого у нас уже три тунца, сделанные словно под копирку. Мы превращаемся в какого-то тунцелова.
На обед у нас было сашими из свежего тунца, а на ужин тунцовые стейки гриль.
14 марта 2015
Двадцать дней в море.
Пока спал, переменилась волна. Теперь она встречная. Мы уже в северной части Красного моря. Пока еще плавная, но уже высокая зыбь, дающая легкое представление о том, что нас ждет дальше. Странно, но это началось на два дня раньше, чем мы рассчитывали - слабый встречный ветер. Недолго мы кайфовали на фордаке.
Когда сменял Диму на ночной вахте, он находился в процессе оживленных переговоров с каким-то грузовым судном, которое никак не могло понять, как с нами расходиться, а Димка мучал их всякими непристойными предложениями, типа довернуть градусов на сорок. Судно жаловалось, что оно нас визульно не наблюдает и довернуть не может. В итоге Димке надоело их доставать и он просто прошел мимо.
Идем под одним движком, ничего не происходит, кроме постоянных расхождений с судами. Каждые полчаса кто-то нас обгоняет или обходит по борту. Очень оживленное движение в середине Красного Моря.
В основном валяемся в салоне и кокпите, кто-то смотрит киношку, кто-то читает книжку. Только проходящие мимо оригинальные суда, типа плавучего крана или громадного океанского буксира, пробуждают слабый интерес.
Димка сделал куриные грудки с рожками.
Расслабились мы что то. Сидели, обедали, я решил выйти на корму покурить. Смотрю, а прямо мимо нас идет скиф. Типичный такой пиратский скиф, а рядом с ним кукольный кораблик, весь раскрашенный, с цветастым парусом, красавец просто.
Естественно их ни на радаре, ни на AIS не было видно. Прикольно встретить такую прелесть посреди моря, причем идущую в сторону того шторма, из которого мы только что вырвались.
15 марта 2015
Отличной день! День сумасшедшего, но комфортного сейлинга. Ветер ровно в галфинд, волна плавная и спокойная, весь день летели 8-10 узлов без качки.
Увлеченные движением над волнами, пропустили обед.
Идем к побережью Судана, надо заправиться топливом и водой в Суакине. Пять лет я не был в черной Африке, даже какая-то ностальгия появилась.
Прошли в миле от большого кораллового рифа в виде подковы. И как вишенка украшает тортик, так громадный сухогруз украшает этот риф в самом центре. Судя по всему, он налетел на риф на полном ходу, полностью выскочив из воды. Близко подойти невозможно, риф очень длинный и полностью скрыт водой. Только кипящее на протяжении пары миль море выдает его присутствие.
И такие рифы сейчас со всех сторон от нас. Это наверное рай для дайверов, но ужас для навигации. Указатели глубин на карте к реальности почти никакого отношения не имеют. Там, где указано 200 метров, оказывается 30, а там где два метра, сонар показывает 25.
Несоответствие карты и показаний GPS реальной позиции составляет порядка полумили. На транзасовских картах указано, что последние обмеры тут делались в 1921 и 1961 годах, а некоторые места нанесены на карты на основе данных 1886 года.
Включили прослушивание 14 канала. Суданский костгвард почему-то всегда вызывает на нем и очень обижается, если не отвечают. А по информации других яхтсменов, обижаются они конкретно - сразу начинают стрелять. Мы прочитали много неприятных историй про суданскую береговую охрану. Жутко нервные и отмороженные типы.
К вечеру пришли на обозначенную якорную стоянку у рифа, находящегося в двадцати милях от берега. Я думал, что это будет похоже на коралловые рифы на Мальдивах или Тае, а оказалась просто песчаная плита 2 мили на милю, выступающая над водой на пару метров. Абсолютно гладкая, совершенно без растительности, очень унылое место. Хорошо, что хоть от волны закрывает.
Но что нам совсем не понравилось, так это стоящее там суденышко странного вида с шестью неграми на борту и привязанной к нему лодкой на длинной веревке, в которой сидел еще один, судя по всему со связанными руками. Заякорились в ста метрах от них и на всякий случай установили ночную вахту.
Во время ужина выяснили, что Маратыч никогда не смотрел “Обыкновенное чудо”. Срочно поставили и с удовольствием посмотрели. Так уже непривычно стоять и никуда не двигаться.
Проложил на карте маршрут на завтра. Несколько десятков рифов и мелей, в итоге получилось девять поворотов. Очень интересный регион для навигации. Интересно, получится ли пройти до Суакина под парусами, как сегодня? Вообще-то лоция не рекомендует подходить к Суакину с востока, но для подхода с севера нам пришлось бы делать крюк в сто миль. После такой навигационной практики Средиземка покажется просто прудом. От самого Муската мы идем в основном по водам, указанным на картах, как “не исследованные”.
Странно, но негры на стоящем рядом судне похоже тоже нас опасаются. По крайней мере, у них также стоит ночная вахта, а связанный человек в лодке все еще сидит. Но, на всякий случай, достали единственное имеющееся у нас оружие - три ракеты и положили их на стол. Если что, хоть будет чем застрелиться. :)
16 марта 2015
Ночью так никто и не попытался перерезать нам горло. На рассвете рыбаки снялись с якоря и подошли, чтобы поближе рассмотреть странный обьект. Помахали им рукой и сразу же за ними ушли.
Лавируемся среди рифов, выходя на риф длинным галсом под парусами и вытягиваясь потом от него коротким галсом под движком и снова на другой риф длинным. Большинство рифов над водой не выступают и позиции их картам не соответствуют.
Проводку я сделал еще во время ночного дежурства.
Сразу две поломки подряд. Сначала лопнул ролик на первом рифе, непонятно с чего. Мы до этого ни разу не ставились на первый. Видимо, просто срок его пришел. Пока меняли риф и держали курс под мотором, начал перегреваться правый двигатель - судя по всему, накрылась крыльчатка. Впрочем, это поломки мелкие и легко устранимые.
На втором рифе идти так же остро, как на первом, не получается. В какой то момент даже пришлось час вытягиваться движком, что бы обойти обширную мель.
Позвонили за пять миль агенту Мухамеду, указанному на Noonsite, договорились, что он встретит нас после канала, ведущего в порт. На вопрос, стоит ли вызвать костгвард при подходе, Мухамед ответил, что все ОК и он все вопросы решит. Собственно, можно было и не спрашивать, не видел еще ни одного негра, который ответил бы по другому. А я их видел ну просто очень много.
Вход в Суакин очень красивый. Море почти черное, ярко-голубые лагуны окружают узкий канал и всё это на фоне желтых песчаных барханов и уходящей вдаль пустыни.
Поговорили с портконтролем, прошли каналом, потом через проход шириной в корпус нашего катамарана и встали на якоре в широкой бухте с глубиной 4-5 метров. С одной стороны развалины древнего города, с другой тюрьма и портовые склады.
Мухамед уже ждал нас на берегу, помахивая рукой и подпрыгивая от нетерпения. Забрали его на тузике и заполнили кучу бумажек. Топливо обошлось по 0.8 доллара, вода по 3 доллара за 15-литровые бутылки.
В результата допроса агента получили исчерпывающие ответы, четко приведшие к решению уходить сразу после получения топлива:
Пива - нет.
Интернета - нет.
Ресторанов - нет.
Баров - нет.
Бабы есть, но только черные.
Фотографировать нельзя, иначе зиндан.
Башкиш давай давай..
Зато есть краеведческий музей, куда нас готовы отвезти. Типа там порадуются первым посетителям со времен окончания колониализма.
Возможно, надо было идти в Порт Судан, там хоть какая-то цивилизация присутствует.
Скачали прогноз. Жуть. 30+ в лоб всю дорогу до Суэца.
Долго думали, как отвезти такую кучу канистр на берег. В итоге я придумал метод, безмерно удививший Мухамеда: мы связали все канистры вместе, скинули в воду и отбуксировали тузиком. Судя по его задумчивому виду, идея ему понравилась.
Маратыч за десять минут поменял обе крыльчатки, та, что на втором двигателе, тоже уже была полумертвая.
Ночью в лагуне жизнь бьет ключом. Осветили воду прожектором и наблюдали изумительную картину охоты кальмара на маленьких рыбок. Кальмар тихонько дрейфовал по поверхности, сжавшись в комочек, а когда мимо проплывала рыбка, распрямлялся и с громадной скоростью кидался к ней. Рыбка уворачивалась, а кальмар снова сжимался в комочек и грустно дрейфовал дальше. После третьей попытки он совсем расстроился и ушел на глубину.
Вокруг вода кипит от маленьких рыбок. Когда направляешь луч на воду, они начинают прыгать и играть в свете фонаря, завораживающее зрелище.