Дубай-Турция. Четвертая часть. Красное море (Судан) - Красное море (Египет) - Турция.

Apr 24, 2015 07:55


Краткое содержание предыдущих частей:
Мы шли, шли, шли по Персидскому заливу, потом зарулили через Ормузский пролив в Оманский залив, а из него через Аравийское море попали в Аденский залив... сначала был ветер, волны, ром, но рыбы не было. Потом наоборот, были волны, ветер, ром, а рыбы все равно не было. И все пираты разбежались. Потом ром закончился, рыба появилась, но лучше бы остался ром. Мы прорвались через Баб эль Мандебский пролив в Красное море и пошли... Всё.




Так же напоминаю, что:
Данный текст не несет никакой художественной ценности, поскольку писался на вахтах и не подвергался дальнейшей обработке. Это просто небольшой дневник. В нем часто встречаются слова "ветер", "волны", "течение" и прочие, но именно эти вещи в тот момент казались важными. Зато в нем нет красивых закатов и рассветов и того, чего не было в голове в момент написания. Сейчас некоторые написанные вещи кажутся неправильными, но я их не стал менять - как записал, так и записал.

17 марта 2015

Тихо, мирно стоим на якоре. Вокруг живописные развалины Старого Суакина. Еще вчера я спросил у Мухамеда - это землетрясение разрушило? Он ответил, что это просто время. Британцы решили сделать тут порт и выселили людей из города.





Напротив два маленьких катерка суданского костгварда, на которых возятся какие то полуголые туземцы. Петухи кричат, курицы квохчут, голые дети купаются. Пасторальная картинка.
Впечатлил офис марины.



Часам к 9 утра появился агент. Начали таскать канистры с берега на тузике. 450 литров солярки и почти тонна воды. Работаем грузчиками. И ведь надо не только перевезти канистры, но и перелить их в бак, отвезти обратно, там их снова зальют и поехали снова. Ходок пятнадцать сделали.




После окончания заправки уговорил Димку съездить с Мухамедом в город, посмотреть натуральную африканскую жизнь и попробовать суданскую кухню.
Только вырулили между пакгаузами из порта и тут же получили полную кучу африканской экзотики.
Человек сто с автоматами, гранатометами, пулеметами. В огромном грузовике сидят еще человек тридцать, перевитые пулеметными лентами, с кучей каких то стрелялок. Все одеты в по-бедуински. А между ними бродят совсем непонятные личности с громадными изогнутыми мечами на поясе и ооо, бля.. раскрашенными щитами. Полный Голливуд.
Таксист хладнокровно лавирует между боевиками. Очень хочется пофоткать, но страшно не хочется получить пулю. Вот такой вот когнитивный диссонанс. Второе желание все таки перевешивает. Агент сидит, как истукан, стараясь не шевелиться. Наконец выскакиваем на чистую воду, то есть на дорогу, не отягощённую тонной оружия на квадратный метр. Я осторожно спрашиваю - типа, это такая национальная традиция и все ли тут так ходят? Мухамед недовольно отвечает - выборы у нас, электорат собирают. Потом подумав, добавляет - политика грязное дело… Демократия иногда принимает очень причудливые формы, а с другой стороны, так наверное и честнее. Навел пулемет на электорат и не надо тратиться на продажных журналистов, перекупать телеканалы, устраивать липовые дебаты и все такое прочее.
Мне Судан не очень сильно интересен, видал я лилипутов и покрупнее. Зато интересно наблюдать за реакцией Димы на африканскую реальность. А он находится в полном восторге. Тысячи лачуг, сделанных из каких то веток и кусков контейнеров, горы мусора, который никто не убирал с момента зарождения человечества, руины роскошных домов, построенных проклятыми колонизаторами и все такое прочее. Добрались до ресторана. Уууу, да это настоящий африканский ресторан. Там даже есть телевизор и рукомойник. Это ничего, что он тоже сделан из остатков контейнера и огрызков досок, выловленных в море, что пол там земляной, а вид кухни способен испугать последнего российского бомжа. Зато пепси дают. Прямо ностальгия разыгралась. Взяли по половинке вываленного в травах и зажаренного цыпленка с картошкой и свежие лепешки с миской бобового соуса. На удивление отлично приготовлено, вкусно.
После обеда съездили на рынок. Обычный африканский рынок, где непонятно, что продают, то ли миллионы мух, то ли тараканов, то ли еду. Однако набрали там свежих овощей и фруктов и отправились домой.
По дороге Мухамед позвонил своему другу-французу, живущему в Судане на яхте, и тот долго что-то объяснял мне про рифы и стоянки. В итоге сошлись на том, что не имея под рукой карты, мы друг друга не поймем. Зато он долго расспрашивал про пиратов и очень восхищался, что мы прошли Аденским заливом.
Попрощались с Мухамедом, подняли якорь и пошли на выход. Суданцы со всех стоящих в порту судов машут нам руками, свистят, улыбаются, желают хорошего пути. Странно, но так весело нас не встречали.
Мы решили попробовать пройти естественным каналом, расположенным между берегом и длинной грядой прибрежных рифов. Ширина канала от трех миль до полумили, глубина в центре от 500 метров до 3 метров. Общая протяженность порядка 80 миль. Туда и рулим на удобном ветерке.

18 марта 2015

Канал неплохо размечен. Правда, буи иногда стоят не там, где указаны на карте, но они хотя бы есть и некоторые даже светятся. С одной стороны гряда рифов, с другой гряда рифов, такое ощущение, что сделали искуственно, однако нет, вполне себе природное явление.
Пройдя половину пути до Порт Судан, услышали на 16 канале Pan Pan. Какое то судно потеряло человека за бортом. По координатам это милях в 16 от нас. Вообще это уже третий крик о помощи за последние двое суток. Вчера кто-то напоролся бортом на риф, потом еще у одного судна что-то случилось. Но это было довольно далеко от нас, а тут практически рядом. Pan Pan повторяют каждые 15 минут.
И так совпало, что как раз надо было принимать решение, продолжать ли движение по каналу или уйти в открытое море. Волны вроде нет, ветер благоприятный и плюс к этому курс в море проведет нас как раз мимо судна, потерявшего человека. Поэтому сворачиваю с канала.




На всякий случай взял прожектор и решил поискать MOB. Но довольно быстро понял всю бесперспективность этого занятия. Прожектор освещает море максимум метров на 30 от лодки, а безлунная ночь делает поиски совершенно невозможными. И кстати, на AIS видно несколько судов, стоящих на рейде Порт Галиб и ни одно из них даже не дернулось на помощь. Вот так и падай за борт, никто искать не станет, да и невозможно найти человека в воде темной ночью.
Однако ветер вполне благоприятный. Стабильно дует 20 и позволяет нам остренько и шустренько двигаться в нужную сторону.




Зашли в область, имеющую сразу два обозначения. «Неисследованная» и одновременно «Сильная магнитная аномалия неизвестного происхождения». Ну то, что неисследованная, это ладно, мы в основном по таким и идем, а вот зачем тут аномалия и чем нам это может грозить, я так и не сообразил.
На всякий случай, для компенсации аномалии, посмотрели фильм Дежавю. Сто раз видели, а все равно смешно.

19 марта 2015

Встречное течение просто бесит. Не зря говорят, что движение по северу Красного моря - это серьезная проверка для яхты. Проверка ее крепости и надежности, а самое главное нервов экипажа. И это полная правда. Очень злая волна, усиленная сильным течением, резкие ветра и тяжелая навигация, отягощенная полным отсутствием достоверных карт и высокой погрешностью GPS.
Мы могли бы идти длинными галсами, оттягиваясь к саудовскому берегу и потом возвращаясь к египетскому, но тогда мы пришли бы к Суэцу месяца через полтора, что нас совершенно не устраивает. Поэтому двигаемся максимально остро к ветру, иногда помогая одним двигателем.
По прогнозу ожидалось несерьезное усиление ветра и волны.
Но прогноз в очередной раз обманул. Там, где было нарисовано 25 узлов ветер, его раздуло до 35, подняв волну до 4 метров. Если еще усилится, то нам придется где то прятаться.




Вообще, все источники советуют избегать стоянки в приграничных районах Судана и Египта, поскольку они считаются зоной боевых действий, однако по такой погоде у нас может не быть выбора. Успокаивает только то, что вряд ли кто то полезет к нам при такой волне и ветре.

20 марта 2015

Волна все увеличивается, ветер растет. Мы вынуждены полностью убрать грот и запустить оба двигателя, но все равно с трудом двигаемся вперед всего 2-3 узла. Принимаю решение искать убежище за ближайшим большим рифом, до него около 20 миль.
Волна уже перехлестывает через лодку, в рубку подняться невозможно даже в непромоканце, соленая вода хлещет в лицо.
К утру выходим к рифу, в глаза словно песка насыпали. Подтягиваемся поближе к берегу и встаем на якорь на глубине около 5 метров.
Прямо напротив нас, на берегу, расположена типичная армейская точка. Скорее всего, пограничники. Несколько контейнеров, антенна и виден часовой, бродящий среди них.
Начал готовить плов, вдруг Димка спрашивает - а что это за звуки, похожие на выстрелы? Ну посмеялись, придумывая разные варианты, я вышел на палубу перекурить, смотрю на берег, а там стоят люди в форме и стреляют поверх нашей мачты из Калаша одиночными выстрелами. Возвращаюсь, говорю - вы будете смеяться, но это по нам стреляют. Хм... Непонятно, как реагировать. Это однозначно погранцы, но чего они от нас хотят? Подойти к берегу мы не можем, там гряда рифов, тузик мы спускать не будем, он в походном положении закреплен и двигатель снят. А они стоят, машут руками и продолжают периодически стрелять. Решили не обращать внимания. Если что то важное, то пусть вызывают береговую охрану, к нам наземные погранцы никакого отношения не имеют. Скорее всего просто хотят коммуникации. Бухла выпросить или сигарет. Но вот ведь упрямые воины, три часа уже стоят и стреляют, откуда у них столько патронов?
Я доделал плов, мы успели его съесть, стемнело и расстроенные вояки наконец ушли к себе в домик. А мы еще подумали и решили, что ну их на фиг, пойдем мы дальше, раз нас так негостеприимно тут встретили.
В темноте снялись с якоря , с трудом выдрав его из камней, и ориентируясь по звездам, ушли в открытое море. Ветер пока не сильный и волна вполне терпимая.

21 марта 2015

На карте, далеко в открытом море, на глубине 400 метров указаны две подводные скалы. Мы должны были пройти их в полумиле справа, но в какой-то момент мне вдруг стало очень неуютно и я быстро поднялся на мостик. И тут глубина резко стала падать. 60-40-20-10-5 метров. Крутанув штурвал ухожу в сторону, одновременно запуская оба двигателя. На 2 метрах мы успеваем увернуться от мели. Потом полчаса двигаюсь потихоньку, нервно следя за глубиной.
Вот такая веселая навигация.
Ночью волна не больше 3 метров, однако к утру снова увеличивается.
Скачали новый прогноз и решили больше не ходить в 40 узлов встречного ветра. Нам остается всего 100 миль до Порт Галиб, мы легко могли бы быть там уже через сутки, но вечером начинается очередной шторм, который продолжится двое суток. А поскольку подходы к Порт Галиб ни на одной карте не обозначены, точнее его вообще на картах не существует, там просто белое пятно, заходить туда в шторм не самая лучшая идея. Поэтому выбираем одну из трех подобранных заранее якорных стоянок и идем туда.
Подходим к рифу, там как обычно ничего общего с картой. Выходим на глубину 15 метров и тут солнышко появляется из-за тучки и мы обнаруживаем, что со всех сторон окружены выступающими на несколько сантиметров над водой рифами. А по GPS мы давно уже находимся на суше, но кто из нас теперь обращает внимание на GPS. Фиксирую на карте все видимые выступающие кораллы, что бы потом не было проблем с отходом. Попробуйте на фотке увидеть риф.




Слева от рифа, на берегу, находятся два города, один белый, второй черный, соединенные дорогой. Очень странно смотрится.
К ночи природа притихла. Ветер ноль, волны нет. Затишье перед очередным штормом. В бинокль видны работающие в городе светофоры. Так странно, там люди на машинах ездят, их не качает и у них наверняка есть пиво.

22 марта 2015

Мы уже 25 суток в море. За это время прошли 2860 миль через не самые простые акватории. Без единой серьезной поломки, без проблем внутри экипажа. Все здоровы.
Я заметил, что очень много пишу про сильный встречный ветер, течение и высокие волны. К сожалению, это тот аспект плаванья на север Красного Моря, который невозможно обойти. Не самый простой маршрут для любой парусной лодки, но особенно для катамаранов, которые как известно не любят встречные ветра. Катамаран идеален для пассатов, великолепен для неспешных путешествий по Средиземке или океану, но совершенно не приспособлен прорываться сквозь встречные шторма.
Чем ближе мы подходим к Суэцу, тем холоднее становится. Если в Аравийском море ночью на вахте можно было сидеть в одних шортах, то сейчас приходится уже нормально одеваться.
В лоции написано, что на рифах Красного моря погибло больше яхт, чем от всех пиратских нападений, и я в это вполне верю. Очень коварная штука, эти рифы. Половина из них вообще не отмечена на карте, а те, которые отмечены, имеют совершенно другую конфигурацию. Приближаться даже на тридцать миль к берегу можно только в дневное время, тогда есть шанс заметить риф.
А еще мне очень понравилась фраза о том, что «стоя на якоре у рифа, вы можете обнаружить около своей яхты целую толпу акул-молотов». Даже не знаю, как теперь буду ходить курить на корму, страшно. ☺
Очень сильно гудит установленный Славой датчик ветроуказателя. Он заменил стандартный механический каким то магнитодинамическим, в виде грибка на топе мачты.  При определенном ветре его вибрация передается на мачту и возникает резонанс, в результате мачта начинает сильно петь на определенном ветре, сводя с ума.




Кроме того, его следовало настроить, потому что сейчас датчик слишком чувствительный и указания ветра сильно гуляют. Например, встать в левентик по его показаниям невозможно, стрелка перескакивает сразу на 10 градусов.
Мы продолжаем стоять на якоре и ждать у моря погоды.

23 марта 2015

Если с утра еще была надежда на хорошую погоду, то к обеду окончательно стало понятно, что сегодня выйти не получится. Даже за остров прилетают порывы до 30 узлов. Как часто и бывает, прогноз оказался точен, но со смещением на сутки.
После стольких дней непрерывного движения неожиданная остановка просто сводит с ума. Бродишь по лодке, постоянно глядя на ветроуказатель, а в голову лезут всякие грустные мысли. Ты перебираешь все свои накопившиеся проблемы, находишь какие-то пути их решения, тебе хочется прямо сейчас начать действовать, но взгляд опять упирается в ветроуказатель и начинается ломка.  Ты включаешь фильм, но не можешь смотреть, открываешь книгу, но разум все равно упрямо возвращается в дебри проблем. Помог бы ром, но у нас, к сожалению, уже неделю вынужденный сухой закон. И если бы это было только у меня, я бы наверное легко справился. Но то же самое происходит со всеми. Маратыч громко лезет в дебри религии, обрушиваясь с критикой на человеческую мораль, Димка гоняет в голове что-то своё, потом жалуется, что всю ночь не мог заснуть. Никогда не позволяйте алкоголю заканчиваться на борту.




Зато я понял, чего мне не хватает на Манюшке, что бы максимально увеличить автономность.
Во-первых, это помпа забортной воды на кухне. Оказалось, что мыть посуду соленой водой очень удобно. Ферри работает так же хорошо, отмывается еще лучше, чем пресной, а посуду даже не надо потом прополаскивать. Зато экономия пресной воды огромная, около трети всего потребления.
Во-вторых, активный AIS. Я не сторонник использования активного AIS постоянно, поскольку он позволяет всевозможным наземным службам отслеживать ваши треки, что иногда может привести к проблемам, но в открытом море и в сложных для навигации местах с большим движением AIS очень удобен.
В-третьих, литиевые батареи. 3000 циклов разряда против 400 у AGM, ток заряда 120 ампер против 40 у AGM, разряд до 90 процентов против 50 у AGM, 10 килограмм против 100 у AGM. Одни достоинства, за исключением цены, но гораздо более долгая жизнь лития покрывает разницу с лихвой.
В-четвертых, опреснитель. Хотя это было в планах еще год назад, просто в Средиземке он не сильно нужен.
В-пятых, защиту винтов. Очень полезная опция, учитывая, сколько сетей стоит в некоторых регионах и сколько веревок и полиэтиленовой пленки плавает в море.
Ну и еще некоторые мелочи, не заслуживающие упоминания.

24 марта 2015

Ну вот, другое дело. Я проснулся пораньше, погоды стоят отличные! С трудом дождался, когда встанут Димка и Маратыч и начал требовать немедленно сниматься с якоря. Но эти враги рода человеческого отказались выходить, не позавтракав! Я брожу по лодке и канючу. А они хладнокровно готовят, потом вдумчиво жуют приготовленное.
Но все плохое когда то заканчивается и мы наконец осторожненько выруливаем, маневрируя между отмеченными ранее подводными скалами.
Наконец, после месяца экспериментов, мне удалось откалибровать и настроить ветровой режим у автопилота. Управлять сразу стало намного легче и идти получается острее.
Поскольку на всем пути до Суэцкого залива ожидается строго встречный ветер, мы решили оттянуться подальше в море, а оттуда уже закладывать контргалс.
Димка нашел в морозилке пачку куриных колбасок и мы с удовольствием ее употребили.
Автопилот теперь ведет нас причудливыми дугами, отруливая завороты и отвороты ветра.
Ловля рыбы уже становится самым обычным делом. На этот раз вытащил полуметровую барракуду. Засунули ее в пластиковый ящик и больше часа слушали, как она там бьется. До чего же живучая и сильная рыба.
К вечеру стало понятно, что мы слишком быстро приближаемся к Порт Галибу. Смысла приходить туда ночью нет, поэтому стараемся идти под парусами как можно медленнее, не больше 4-х узлов, из расчета ETA 7 утра.
А Слава уже прислал sms, что ждет нас в марине.
25 марта 2015

На фоне великолепного утра, гладкого моря и хорошего настроения добрались до Порт Галиба и после коротких переговоров с портконтролем встали у таможенного  пирса. Марина выглядит очень симпатично, со всех сторон окружена отелями и резиденциями, даже от входа видно много ресторанчиков и баров. Цивилизация, мать её!




Все оформление прошло бы довольно быстро, если бы не возникла проблема с делаверской регистрацией. Таможенник требовал показать ему документ, в котором указан регистровый тоннаж яхты. Но Делаверская регистрация, это же фейк. Откуда там возьмется тоннаж? В бумаге даже не указано, что это регистрация под флагом США, не говоря уже о каких-то размерах судна. Чистая липа, и все это очень хорошо знают. В итоге, как это и положено в Египте, решили вопрос небольшим бакшишем. Всего за 25 долларов таможенник согласился, что все бумаги оформлены правильно.
А все это время Слава в нетерпении ходил по понтону. Он еще утром увидел, как мы подходим и даже успел запостить фоток на фейсбук.
И мы тоже сделали фотку. Вот такие три красавца. :)




Пока стояли на таможенной зоне, познакомился с бельгийцами, идущими в кругосветку на моей любимой яхте - Nauticat 52. Фантастическая лодка.
Перешли к пирсу марины, подключились и я наконец смог выпить пива.

26 марта 2015

Ну вот, потом мы прошли еще треть Красного моря, Суэцкий залив, дошли до Порт Суэца, прошли Суэцким каналом, вышли в Средиземку и через страшный северный шторм прорвались к Турции и пришли в Фетхие.




А там меня уже ждали..




На этом пока всё...

Previous post Next post
Up