Мифы Преображенского собора

Jul 15, 2013 17:59


Судьба Преображенского собора, окутанная мифами, отразила перипетии жизни города первых десятилетий. Заложенный двумя императорами, главный собор третьей столицы империи так и не был построен. Как не состоялась и сама "третья столица". Собор появился почти через пять десятилетий - на том же месте и сохранив название - но в несколько раз меньше по размерам и по другому проекту.



Главный фасад Преображенского собора. Проект Клода Геруа. Около 1787 г.

ИДЕЯ И МЕСТО
В 1787 году российская императрица Екатерина ІІ отправилась в путешествие на Юг России к черноморскому побережью. 22 апреля Екатерина ІІ уже оставила Киев и направилась вниз по Днепру, где императорская флотилия должна была преодолеть днепровские пороги и пройти к устью реки, посетить новый город Херсон, а потом, осмотреть недавно (с 1783 г.) присоединенный к Российской Империи Крым, переименованный в Тавриду. Посещение полуострова являлось конечной и главной целью. Путь императрицы лежал через бывшие запорожские земли. Екатерина ІІ, проведя в Новом Кодаке два дня (7-8 (18-19) мая 1787 г.), 9 (20) мая утром выехала к местности неподалеку слободы Половицы для закладки Преображенского собора и вместе с ним нового города Екатеринослава на правом берегу Днепра. Здесь состоялась торжественная церемония - императрица вместе с австрийским императором Иосифом ІІ, Г.А. Потемкиным и другими официальными лицами заложили первые камни первого сооружения губернского города. Сохранились сведения, что Екатерина ІІ, взойдя на гору, промолвила: "Место сие имеет вид приятного обиталища". Французский посол граф Л.-Ф. Сегюр упоминает в своих мемуарах об этом торжестве: "9 мая - в царском шатре отслужили молебен, и государи, в присутствии архиепископа, совершили закладку собора нового города в чрезвычайно красивой местности". Детальное описание церемонии закладки Екатеринослава помещено в "Устных воспоминаниях" запорожского казака Никиты Коржа; с той поры оно более-менее детально воспроизводилось во многих изданиях, в том числе "Истории города Екатеринослава" Д.И. Яворницкого.



Отчего же собор и всю центральную часть Екатеринослава задумали разместить на труднодоступной, безводной горе? Екатеринослав задумывался Потемкиным как третья столица Российской империи, главный центр колонизационных процессов на всем российском Юге. Идеи Г.А. Потемкина по обустройству нового города изложены в его письме к императрице, известном как "Начертание города Екатеринослава" от 6 октября 1786 г. Документ считают сопроводительной запиской к плану города 1786 г., а авторами называют архитекторов М.Ф. Казакова или К. Геруа. Г.О. Потемкин действительно подавал "Начертание" и план на рассмотрение Екатерины ІІ вместе, но значение этого документа выходит далеко за рамки пояснений к плану. Инициативы Г.А. Потемкина, которые в литературе часто именуют "потемкинскими прожектами", были достаточно продуманной и планомерной программой развития города, обладавшей некоторой внутренней логикой.

Генеральная идея "Начертания" - возведение "идеального" города - центра управления колонизационными процессами на Юге империи, - отвечала требованиям времени, воплотив европейские достижения в области теории градостроительства и проблем городского развития эпохи Просвещения. Эта идея определила выбор территории и функций города и обусловила его архитектурно-планировочное решение. В конце XVIII в. Екатеринослав задумывался как экономический, административный и культурный центр Новороссии. Обращаясь к Екатерине ІІ, Потемкин видел оптимистичные перспективы нового города. "Начертание" определяло основные функции и перечень главных сооружений города. Предполагалось построить "судилище наподобие древних базилик, торговые ряды с биржей, театр, "палаты" генерал-губернаторские, архиепископство с дикастерией и школой, инвалидный дом и аптеку, дома губернатора, вице-губернатора, дворянского собрания, фабрики суконную и шелковую, университет с консерваторией. Представительный список и монументальность сооружений в воображении Потемкина должны были символизировать новую жизнь жителей южных территорий, которые только что стали частью Российской империи. Главное место здесь отводилось собору - его названию придавалось символическое значение - собор Преображения как символ колонизационных преобразований в Южном крае, победа над характером местности, "степной вольностью" (как это понимали в то время).



Что же касается места, то поиск аналогий неизбежно приводит нас к ассоциации с Афинским Акрополем. И еще более откровенно намерения Потемкина отражают его собственные стихи, посвященные Екатерине: "Из мертвых здании разбросанныя камни, последуя твому божественному гласу в приятной легкий строй Составят вновь Афины". Эти стихи предназначались для торжественной церемонии закладки собора и города 9 мая 1787. Черновой набросок Потемкина с этими стихами обнаружил известный историк Г.В. Вернадский. Таким образом, есть основания считать, что Потемкин действительно предполагал сделать Екатеринослав "Новыми Афинами" на Днепре. Центральная часть уподобилась бы афинскому Акрополю; венчать же весь ансамбль был призван собор Преображения Господня, символизировавший преображение всего края.

13 октября 1786 г. Екатерина II официально утвердила первый генеральный план Екатеринослава, составленный в строгом соответствии с положениями потемкинского "Начертания". Автором его был Клод Геруа - выдающийся французский архитектор, академик Парижской Академии. Некоторое время он работал в России, где получил в 1776 г. звание академика "Академии художеств". Центр города запроектирован на большой пологой вершине холма, возле излучины Днепра. Архитектор предлагал расположить здесь большую городскую площадь с Преображенским собором и главными административными и общественными зданиями. Будущий собор должен был стать архитектурной доминантой нового Екатеринослава.

Клод Геруа выполнил и первый проект главного собора. Его чертежи - главный и боковой фасады, план - сохранились в Российском военно-историческом архиве в Москве (авторство их установил известный днепропетровский историк архитектуры, профессор С.Б. Ревский). Проект интерьера собора выполнил итальянский художник Моретти. Храм в проекте Геруа представлял из себя грандиозную пятинефную базилику. Кроме увенчивающего здание массивного купола, украшением здания должны были служить портики - восьмиколонный портик коринфского ордера на главном фасаде и шестиколонные портики на боковых фасадах.

РИМСКИЙ ПРАОБРАЗ: СОБОР СВЯТОГО ПАВЛА ИЛИ СВЯТОГО ПЕТРА?

В "Начертании города Екатеринослава" Г.О. Потемкин говорит о соборном храме "в подражание св. Павла, что вне Рима". Это не помешало комментатору первой публикации "Начертания" в журнале "Русский архив" в 1865 г. утверждать, что екатеринославский храм должен был быть на 1 аршин больше, чем римский собор св. Петра. Эта точка зрения в крайне упрощенном виде (Г.О. Потемкин будто бы дал задание архитектору составить проект "на один аршинчик выше" (существует вариант - длиннее) чем римский храм св. Петра, да еще и с 12 престолами, а потом архитектор, испугавшись такого заказа, убежал "за тридевять земель") повторена в разных вариациях в большинстве историко-краеведческих работ. Удивительно, что такая же точка зрения перекочевала и закрепилась в основных работах русской историографии "века Екатерины" конца XIX - начала ХХ вв. Легенда стала стереотипом, определившим отношение к проекту собора большинства исследователей на всем протяжении ХХ в.



Вследствие этого произошел казус. Историки XIX в. просто приписали самому Г.А. Потемкину ошибку, считая, что он имел в виду римский храм св. Петра, а в тексте "Начертания" банально ошибся, написав "св. Павла, что вне Рима". Выдающийся русский историк, профессор Дерптского (Тартуского) университета А.Г. Брикнер, комментируя в "Истории Екатерины Второй" текст "Начертания", указал, что надо было выстроить храм "в подражание храма св. Петра в Риме", делая примечание "в бумаге, очевидно, по ошибке сказано "Св. Павла". Известный украинский историк Д.И. Багалий в конце XIX в. сделал аналогичное замечание: "очевидно, Потемкин хотел сказать св. Петра". Историки ХIX века приписали "гигантоману" и "прожектеру" Г.А. Потемкину действия, которые выглядели бы, по их мнению, логичными. Плюс недостаточная компетентность в собственно историко-архитектурных вопросах обусловила тот факт, что два разных сооружения признавались за одно, соответственно, ошибка и незнание самых исследователей были приписаны Г.О. Потемкину.



Базилика Сан Паоло фуори ле мура в Риме. IV в. н. э.
Главный неф.
И только в середине ХХ в. стали появляться работы историков архитектуры, где доказано, что в действиях фаворита (а по последним исследованиям - мужа и фактического соправителя) Екатерины II присутствует логика и трезвый расчет. Г.О. Потемкин не ошибался; а в Риме и сейчас существует храм св. Павла за городскими стенами. Он является старейшей сохранившейся христианской базиликой IV в. н.э. Более ранние исследователи не обращали внимания на вопрос: зачем было Г.А. Потемкину для наибольшего (по утверждениям авторов) храма России и православного мира брать за образец главный католический храм мира, построенный значительно позднее раскола 1054 г. на католиков и православных? Такой поступок, по их мнению, объясняется "натурой" Г.А. Потемкина, предрасположенного к гигантомании и фантазированию. Г.А. Потемкин не ошибался, а, наоборот, сделал серьезный стратегический шаг, избирая за образец главного православного храма России - старейший храм Рима, построенный до раскола 1054 г. (В православной традиции православными считаются все христианские церкви до 1054 г.).

Между двумя возможными прообразами екатеринославского собора имеется еще одно существенное различие - храм св. Петра в Риме представляет тип крестово-купольного храма, а храм св. Павла за стенами - является базиликой. Проект Преображенского собора работы К. Геруа, выполненный согласно потемкинскому "Начертанию", представляет собой не крестово-купольное, а базиликальное сооружение с пятью нефами, то есть, совсем не схож с собором св. Петра в Риме. Проект Геруа долгие десятилетия хранился (и хранится) в московском архиве, поэтому не был знаком местным историкам и краеведам; специалисты начали знакомиться с ним только с середины ХХ века.

Первым из историков стереотипную легенду попыталась развенчать в 1929 г. Н.Д. Полонская-Василенко, приведя исчерпывающие доказательства ее несостоятельности с архитектурной точки зрения. Однако негласный запрет на работы этого историка в течение продолжительного времени послужил причиной консервации ложного представления в массовом сознании горожан. Дошло до того, что сам текст "Начертания" в большинстве краеведческих работ публикуются с ошибками, в первую очередь "в подражание св. Петра что в Риме", вместо оригинального "в подражание св. Павла, что вне Рима". Во второй половине ХХ в. в работах известных историков архитектуры С.Б. Ревского и В.И. Тимофеенко уже говорится о храме "св. Павла что вне Рима", а последний впервые опубликовал в 1984 г. чертеж бокового фасада храма по проекту К. Геруа. Несмотря на все вышесказанное, легенда о том, что собор должен был быть "на аршинчик длиннее" или выше, чем собор св. Петра в Риме, кажется, получила постоянную прописку в большинстве современных днепропетровских работ. Большая часть местных изданий, даже последних лет, изданных к 225-летнему юбилею города, к сожалению придерживаются традиционной точки зрения о храме - аналоге римского собора св. Петра, с 12-ю престолами и "на аршинчик выше" (или длиннее).

Максим Кавун

Конец I части

история, Днепропетровск

Previous post Next post
Up