Иван Старов, архитектор Екатеринослава 1794 года
Сколько первых проектов собора было в реальности?
Проект Клода Геруа
Первый проект Преображенского собора выполнил французский архитектор Клод Геруа. Кажется, это единственный факт ранней истории собора, не вызывающий сомнения у исследователей. Подробных описаний проекта не сохранилось. Главный источник на сегодня - чертежи, хранящиеся в Российском военно-историческом архиве (Москва), которые приписывают Клоду Геруа. В архивной описи, кстати, они озаглавлены "Планы, фасады и разрезы церкви в г. Екатеринославе. 2-я полов. XVIII в.". То, что автором этих чертежей является Геруа, установилось во второй половине ХХ века. На рисунках мы видим значительное по размерам здание базиликального типа с пятью нефами и массивными портиками на фасадах. Вверху чертежей имеются надписи, например "Лицовой вид Екатеринославской церкви" и, соответственно, "боковые", а также "поперечной разрез".
Но вот что настораживает - дело в том, что на генеральном плане Екатеринослава Клода Геруа, утвержденном Екатериной II 13 октября 1786 г., собор не является отдельно стоящим зданием. Ансамбль центральной площади, хорошо проработанный в проекте Геруа (что отмечается всеми историками архитектуры), включает комплекс зданий религиозного назначения, состоящий из трех частей - собственно, центральной части - "Церковь соборная Преображения Господня", и еще двух отдельно стоящих сооружений ("Архиепископия с дикастериею" и "Семинария"), соединенных с собором переходами. На чертежах же, приписываемых Геруа, изображено отдельно стоящее композиционно завершенное здание церковного назначения. Причем там, где на плане Геруа обозначены переходы, на чертежах обозначены массивные боковые портики. Конечно, сами по себе эти аргументы не дают оснований для пересмотра устоявшегося мнения историков архитектуры, но позволяют усомниться в принятой атрибуции. Хотя, возможно, перед нами один из вариантов работы Геруа.
С 1786 г. в течение нескольких лет первый генеральный план являлся официальным документом для застройки города. Центральный элемент плана - соборная площадь на холме и Преображенский собор как главное здание. 9 (20) мая 1787 г. Преображенский собор был заложен в торжественной обстановке в присутствии большой части российской элиты и иностранных дипломатов, сопровождавших Екатерину ІІ. Первые два камня заложили Екатерина ІІ и император "Священной Римской империи германской нации" Иосиф II.
Однако, что же происходило реально после того, как кортеж императрицы покинул место закладки храма на горе? В том же 1787 году строительство собора началось согласно проекту Клода Геруа. По скупым свидетельствам источников, в 1787 - 1789 гг. был полностью закончен только фундамент: вырыты глубокие рвы, положен крупный и мелкий дикий камень с известковой заливкой. Историк Екатеринослава архиепископ Гавриил (Розанов) утверждает, что стоимость этого фундамента обошлась казне в 71102 рубля. Есть свидетельства, что начали и возведение стен здания, доведя их в высоту где-то на несколько метров.
Генеральный план Екатеринослава авторства Клода Геруа. Утвержден Екатериной II 13 февраля 1786 года.
В многочисленных работах, посвященных начальному этапу строительства Екатеринослава, принято упоминать, что основным фактором, затормозившим строительство города, и, особенно, собора, стала русско-турецкая война 1787 - 1791 гг. Возможно, война и была одним из негативных факторов, однако новый город неуклонно продолжал развиваться - первые сооружения города и были построены во время этой войны. С 1787 и до начала 1790-х годов на северо-восточной кромке холма появилась резиденция генерал-губернатора Новороссии - выстроен значительный по объему дворец (проект И. Старова) и разбит вокруг него парк в "аглинском" стиле (работа садового мастера Вильяма Гулда). Во время войны строился и фундамент собора - достаточно масштабная работа была проведена за два года. События первых лет жизни Екатеринослава нужно рассматривать более реалистично - потемкинская программа начала проводиться в жизнь, правда, замедленными темпами.
Отказа от инициативы по строительству Екатеринослава на обширном днепровском холме с Преображенским собором и комплексом зданий административно-культурного назначения не было. Да и не могло быть, пока был жив Потемкин, выдвинувший целостную идею нового города и делавший массу усилий, чтобы ее реализовать. В то же время роль негативных факторов (сокращение субсидий в связи с финансированием военных действий, неблагоприятные природные условия местности и др.) заставила Потемкина все же пересмотреть часть положений своей программы. Он отказывается от услуг Клода Геруа и приглашает к проектированию Екатеринослава крупнейшего зодчего русского классицизма Ивана Старова. Екатеринославский наместник Василий Нечуй-Коховский докладывал в 1792 г. Екатерине ІІ, что уже в 1788 г. Г.А. Потемкин приказал "выписать", т.е. пригласить из Петербурга архитектора Старова, чтобы сделать новый план города и соборной церкви. Это упоминание важно - значит, на уже сооруженном фундаменте собора по проекту Геруа должна была возвыситься другая церковь - по проекту Старова?
Проект Ивана Старова
Итак, второй проект - Ивана Старова. Что мы знаем об нем? В сущности, ничего. Удалось ли вообще Ивану Старову выполнить новый проект Преображенского собора? Или он ограничился тем, что составил новый генеральный план города и проект Потемкинского дворца? Немного света на эти вопросы проливает официальная переписка Екатерины II и екатеринославского наместника Василия Нечуя-Коховского начала 1790-х гг. Забегая вперед, скажем, что после внезапной смерти Г.А. Потемкина в бессарабской степи 5 (16) октября 1791 г. процесс строительства нового Екатеринослава приобрел действительно хаотический характер. Можно согласиться с несколько риторическим высказыванием Д.И. Яворницкого: "Все сразу почувствовали, что [его] смерть есть начало конца всех широких и грандиозных его замыслов в крае".
После этого Екатерина II велела В.В. Нечуй-Коховскому подать исчерпывающий отчет о положении дел в Екатеринославском наместничестве и, в первую очередь, в Екатеринославе. Рескрипт, изданный 7 января 1792 г., требовал от наместника: "...доставить к нам немедленно копию с плана сего города каким образом он выстроиться предполагается, что по оному исполнено и что еще не достроено, присовокупя к тому подробное описание окружностей и сведение о числе казенных и партикулярных домов, в них жителей всякого состояния и всего того, что до сего города касается...".
И вот уже 30 января 1792 г. В.В. Нечуй-Коховский представил императрице подробный доклад о строительстве Екатеринослава, который необходимо частично привести здесь: "...подношу при сем копию плана г. Екатеринослава. Каким образом он выстроится предполагается: также планы оконченным и начатым строениям... Приемлю дерзновение... донести, что церковь, которая начата была строиться по сделанному плану архитектором Героа [так в тексте - М.К.], и которой фундамент выведен уже был в 1788 г. приказал покойный генерал-фельдмаршал строением оставить, и выписать из Санкт-Петербурга архитектора надворного Советника Старова, поручил ему сделать новый план и городу и церкви. План города был мне отдан которой и препровожден от меня в наместническое правление. По сему розбиты ныне кварталы, означены места где быть каким строениям, и роздаются под построение домов частным людям. Плана же церкви я не получал, и не известно, был ли оный апробован [т.е. утвержден - М.К.]. План дому наместнического правления хотя и отдан мне, но строить оный предполагалось по окончанию войны. Восемь каменных больших домов строятся по планам врученным мне от покойного генерал-фельдмаршала [Г.А. Потемкина - М.К.]... Построение моста в сем городе почитал он нужным…".
Этот доклад, во-первых, демонстрирует относительную продуманность мероприятий, увязывание их с ходом военных действий и контроль за ними со стороны Потемкина. Здесь утверждается, что фундамент соборной церкви действительно был выведен согласно проекту Геруа, что Старову было поручено сделать план города и церкви в комплексе, однако в распоряжение наместника последний не поступал.
Точно известно, что план целого города был доработан Старовым в Петербурге и передан в Екатеринослав. Рескриптом от 23 февраля 1792 г. Екатерина уведомила В.В. Нечуй-Коховского, что ""планы города Екатеринослава и разных в оном строений" утвердила с резолюцией: "Быть по сему - Екатерина". Средства для сооружения новых зданий не были ассигнованы, требовался подробный отчет о расходовании ранее выделенных сумм. Был ли среди "разных строений" план собора? Нет. Потому что в письме начальнику канцелярии Потемкина и позднее секретарю императрицы Василию Попову от 14 апреля 1792 г. из Дубоссар, Коховский жаловался: "как я получил один только план города то всепокорнейше прошу ваше превосходительство уведомить меня: были-ль при оном отправлены планы и других зданий?…".
На этом данные источников начала 1790-х гг. обрываются. Известный украинский историк Н.Д. Полонская-Василенко еще в 1929 г. приводила цитату из статьи 1853 г. "Историческая и статистическая записка о городе Екатеринославе", где утверждалось, что екатеринославский губернатор Хорват (сменил на посту Коховского в 1794 г.) отсылал Екатерине II "план величественнаго соборнаго храма, и оттуда не возвращен, чрез что прекратилась и самая постройка его, ограничившаяся тем, что успели выбутить только фундамент". Однако сама же исследовательница выразила сомнение в достоверности этой информации: Коховский не нашел плана церкви Старова, и маловероятно, чтобы его нашел Хорват. Она задает вопрос: "поэтому не ясно, какой план "величественного храма" послал Хорват: Геруа или Старова? Окончательно осветить этот вопрос можно, только разыскав в архивах Петербурга или Москвы этот план".
Через восемь десятилетий после этого утверждения данный вопрос так и не разрешен. Чертежи "Екатеринославской соборной церкви" обнаружились в московском архиве, их автором признан Геруа, никаких следов чертежей Старова (кроме плана) нет. Мы вынуждены обратиться к самим генеральным планам Екатеринослава этих двух архитекторов, благо на них хорошо прорисован ансамбль центральной площади на холме.
Видимо, Старов создал-таки свой проект собора. Чертежи, позволяющие судить хотя бы о внешнем виде здания, не сохранились. Но на планах Старова и Геруа выражены несколько разные идеи расположения и параметров здания собора. На плане Геруа собор - центр площади - более массивен и соединяется с очень близко стоящими зданиями "архиепископии с дикастериею" и семинарии. Мало того, собор и дворец генерал-губернатора не находятся на одной линии. А вот Иван Старов несколько "высвобождает" собор. На плане Екатеринослава 1792 г. собор также не является отдельно стоящим зданием, на чертеже прорисованы полукруглые переходы, соединяющие храм со зданиями архиерейского дома и консистории. Однако последние два сооружения отстоят на довольно значительном расстоянии, а соединительные колоннады (или переходы) не окружают собор с двух сторон, как на плане Геруа.
Касательно чертежей из московского архива: четкие критерии, по которым они были приписаны Геруа, неизвестны. Старовский собор в плане также напоминает сооружение, изображенное на архивных чертежах. Кроме того, подписи на чертежах, приписываемых Геруа, очень схожи с подписями на целом комплексе чертежей построек на Юге Украины И. Старова, опубликованных исследователями Н. Белеховым и А. Петровым в книге "Иван Старов: Материалы к изучению творчества" в 1950 г. И, все-таки, как быть с ситуацией, когда на чертежах из архива изображено отдельно стоящее здание, а на обоих планах оно заключено с другими сооружениями в единый комплекс с помощью пристроек? Конечно, эти соображения нельзя считать достаточными для пересмотра устоявшегося мнения о принадлежности чертежей Геруа, но они открывают пути дальнейших поисков в этом вопросе.
Обратим внимание еще на одну важную деталь: на плане Старова Преображенский собор и дворец Потемкина образуют единую ось и связаны отдельной магистралью (линия совр. Октябрьского пер.). Но дворец Потемкина уже был построен в к 1789 г. (ныне - Дворец культуры студентов ДНУ), а собор только планировалось строить. Поэтому, чтобы расположить их на одной линии, строителям пришлось бы перенести место собора около 80 м. юго-восточнее; отойдя от того места, где он был заложен Екатериной II и Иосифом II. Теперь уже как бы привязывая собор к дворцу наместника. Этого сделано не было, современный собор по указу Николая I построили в 1830-1835 гг. на месте, заложенном его августейшей бабушкой. В этом состоит "секрет" того, почему главная композиционная ось нагорной части Екатеринослава, задуманная Старовым, была нарушена, а великолепный градостроительный ансамбль, один из лучших эпохи классицизма в России, не состоялся.
Максим Кавун
Конец второй части.