Судьба главного здания Екатеринослава, окутанная мифами, подобно зеркалу отразила перипетии жизни города первых десятилетий. Заложенный двумя императорами, спроектированный по классическому европейскому образцу, главный собор третьей столицы империи так и не был построен. Как не состоялась и сама "третья столица". Собор появился почти через пять десятилетий - на том же месте и сохранив название - но в несколько раз меньше по размерам и по другому проекту.
Дюк де Ришелье (1766 - 1822)
V. Екатеринослав как "потемкинская деревня"? Следует ли считать пророческим высказывание Иосифа II о соборе?
В конце екатерининской эпохи кафедральный собор в Екатеринославе так и не был сооружен, ни по проекту Геруа, ни по проекту Старова. Удалось вывести только фундамент, о котором упоминалось выше, и о котором архиепископ Гавриил (Розанов) говорит, что он стоил казне 71102 рубля. В дальнейшем около сорока лет строительные работы не производились, а все место постепенно заросло травой посредине огромного пустого пространства на горе. Но как все это соответствовало официальным распоряжениям, утвержденным императрицей генеральным планам Екатеринослава? Ведь на обоих планах главным зданием, предположенным к постройке, являлся собор?
Причин несколько. Сказались и личные качества царствующих особ, и перипетии колонизационного процесса в "новоприсоединенном крае". Скоропостижная смерть Потемкина в 1791 г. сама по себе стала причиной свертывания и ограничения правительственных мероприятий по обустройству южных губерний. Сменивший его на "посту" официального фаворита Платон Зубов, если и пытался декларативно сохранить прежние темпы и "блеск" преобразований, то попытки эти завершились неудачей. Историки до сих пор спорят, мог ли Зубов оказаться хотя бы бледным подобием Потемкина…
Несколько лет, пока жива была Екатерина II, с 1791 по 1796 гг., все планы строительства города и собора сохраняли официальную силу. Даже "университетская сумма", ассигнованная на строительство в Екатеринославе университета, подбор и размещение научных кадров, продолжала поступать всю первую половину 1790-х годов. Судя по сохранившимся в архивах ведомостям, выплачивали жалованье профессорам несуществующего университета. Однако со строительством собора вышла заминка, о которой мы рассказали выше. Можно предположить, что план собора затерялся в петербургской неразберихе, связанной с передачей дел от Екатерины к Павлу. Последний вовсе не желал продолжать политику своей матери. Екатеринослав "впал в немилость". Указом 1797 г. Павел I переименовал Екатеринослав в Новороссийск. Хотя город остался центром огромной Новороссийской губернии, император запретил на всей этой территории любое каменное строительство. В новый XIX век Екатеринослав вошел с другим именем, без генерального плана, с отсутствием четких оптимистических перспектив своего развития. Завершилась эпоха, где блеск и изощренность идей Просветительства воплощались в "правильности" и изысканности сооружений, ансамблей, городов. Началась качественно иная эпоха: при всей имперской риторике идеи становятся прагматичными, трезвыми; это выражается в четкости и строгости, "скучности" николаевского классицизма. Архитектурный символ эпохи - масштабное протяженное здание казарменного типа желтого или бежевого цвета с максимально строгим декором.
Причины столь резкого поворота в истории города и собора давно и прочно обросли мифами: искусственно преувеличенные масштабы потемкинских проектов противопоставляются упадку Екатеринослава первой четверти XIX в., превратившемуся чуть ли не в слободу Половицу, на месте которой и основывался город. Почему же все-таки не состоялся екатеринославский собор?
Император Иосиф II сразу после закладки храма будто бы изрек следующую мысль: "Мы с императрицей Екатериной в один день совершили великое дело: она положила первый камень в основание собора, а я второй и последний". Д.И. Яворницкий заметил: "И его пророчество, как показало будущее, вполне оправдалось". Французский посол граф де Сегюр также со своей стороны отметил, что в только что заложенном храме едва ли будет совершаться богослужение. Позднее в беседе с Иосифом II граф Сегюр отметил по поводу Екатеринослава, что "в Екатеринославе мы видели начало города, который не будет обитаем, начало церкви, в которой никогда не будет службы; место, избранное для Екатеринослава, безводное…".
Эти и ряд других утверждений заложили основу стереотипных представлений о личности Г.А. Потемкина и о политике правительства в крае конца XVIII века, которые в целом выражены в легенде о "потемкинских деревнях". Согласно такому взгляду, все, что увидела в Южном крае в 1787 г. императрица Екатерина ІІ, и основание Екатеринослава также, подается как грандиозная театральная постановка. Это словосочетание возникло в среде иностранных участников путешествия, дипломатов, а затем опубликовано в биографии Потемкина, написанной саксонским посланником в Петербурге Г.А. фон Гельбигом, переведенной на основные европейские языки. Сегодня и российские, и украинские ученые приходят к выводу, что существование "потемкинских деревень" нельзя считать доказанным фактом. Элементы декорации в путешествии Екатерины, конечно же были, но они не могли заменить реальные результаты политики правительства. Сам Иосиф ІІ, между прочим не принадлежавший к числу сторонников деятельности Екатерины ІІ и Потемкина, все же свидетельствовал, что увиденное в Новороссии пришлось "не по шерсти французскому посланнику, и он смотрит страшно озадаченным" (имелся в виду граф Сегюр).
Путешествие Екатерины II, составной частью которого стала закладка Екатеринослава и Преображенского собора, было организовано с целью продемонстрировать Европейским странам и Турции возросшую мощь России и её все возрастающее влияние в регионе, а в перспективе - полный контроль над ним. Иосиф ІІ и другие, скептически настроенные иностранные участники путешествия, понимали, с какой целью их пригласила Екатерина участвовать в путешествии. Они опасались, что Россия сможет приступить к осуществлению своих планов. Нужно было скомпрометировать деятельность русского правительства путем очернения самого доверенного лица императрицы. Миф о "потемкинских деревнях" стал иностранным ответом на продемонстрированные Потемкиным достижения в Северном Причерноморье. Он же способствовал поддержанию у Турции оптимистических настроений по поводу успеха в возможной войне, и заодно убеждал Европу в возможной победе Турции и возвращении Крыма под её опеку. Результаты русско-турецкой войны, разгоревшейся сразу после окончания триумфального путешествия, продолжавшейся с 1787 по 1791 годы, и закончившейся победой России и заключением Ясского мирного договора, опровергли выводы скептиков относительно процессов, происходивших в Южном крае. Стоит также отметить, что во многом иностранные наблюдатели были справедливы: это касается, в первую очередь, социальной "цены" преобразований, болезней и гибели многих поселенцев и строителей - солдат; а также бесконтрольного расходования государственных средств.
Негативное отношение к деятельности Г.А. Потемкина, в том числе во время путешествия Екатерины II, определило и оценки "прожектов" Екатеринослава и Преображенского собора, которые в литературе чаще всего изображаются как наглядный пример политики "потемкинских деревень". При этом высказывания Иосифа и де Сегюра выглядят пророческими, как если бы иначе и не могло быть. Могла ли эта и другие потемкинские инициативы быть реализованы в полном объеме? Или иностранные участники путешествия безоговорочно правы в своем неприятии методов и характера имперских преобразований в Южном крае конца XVIII века?
На самом деле, нужно изучать каждый эпизод в отдельности, а в целом, подходить более реалистично, стараясь понять, где была велика роль личного, а где объективных факторов - необходимости хозяйственного освоения и заселения края. Кроме того, пример Петербурга показывает, что даже в тяжелых неблагоприятных условиях усилиями тоталитарной имперской машины реализуются самые масштабные проекты. Вспомним, что фундамент грандиозного "первого" екатеринославского собора все-таки вывели за два года. Точку в этой истории поставила смерть Потемкина и Екатерины. Поэтому высказывание Иосифа II о мрачном будущем Екатеринослава и его собора нельзя считать однозначно пророческим.
История со строительством екатеринославского собора, как нам кажется, хорошо показывает противоречия правительственной политики по колонизации Новороссии и в то же время ее успехи. Успехи в том, что верно были намечены узловые моменты, этапы и векторы колонизации (в нашем случае - сеть новых городских поселений в Причерноморье), противоречия - между правительственными идеями и их конкретным воплощением - связанные с массой причин - личного, финансового, эстетического или иного характера. Однако идеи, предложенные в конце XVIII века, были в массе своей дальновидны, и Преображенский собор - символ нового Екатеринослава - все же был построен, хотя и не с первой попытки.
VI. "Виртуальный собор". Попытка № 1.
С приходом к власти Александра I (правил с 1801 по 1825 гг.) положение Екатеринослава снова стремительно изменилось. 8 октября 1802 г. городу возвращено прежнее имя. В 1804 году в город переезжает епархиальный архиерей, и он становится настоящим центром огромной епархии, занимавшей пространство всей теперешней Южной Украины. Опять начинается работа над составлением генерального плана города. И здесь первое место занимает собор. Однако новым разработчикам структуры города теперь приходиться иметь дело с уже существующим городом, реальность жизни которого сильно отличалась от "прожектированной".
В это время стало ясно, что расположить город или хотя бы его центр на обширном днепровском холме не удастся. Две главные причины: отсутствие водоснабжения и плохое сообщение "горы" с днепровской низменностью. Начинается главная "интрига" первых десятилетий жизни Екатеринослава - борьба двух "начал" - верхнего и нижнего, "высочайше утвержденных" проектов и суровой реальности. Сам город сосредоточился в приднепровской низине, занимая несколько кварталов; на горе же возвышались десятка два сооружений - Потемкинский дворец, архиерейская канцелярия, дом губернатора, семинария и другие официальные учреждения. Однако по всем планам города предполагалось обязательно застроить холм, и в центре его должен был непременно возвышаться собор. Его и построили на прежнем месте, но перед этим на протяжении трех десятилетий составлялись несколько проектов собора, велась оживленная переписка, и все было безрезультатно. Имя, данное собору при рождении - Преображения Господня - заменили на Святой Екатерины. Вместо площади на холме его местом пытались избрать "площадь съестных припасов" возле Днепра. Таким образом, несколько десятилетий "виртуальный" собор перемещался в виртуальном пространстве, сконструированном проектировщиками Екатеринослава.
В 1804 году екатеринославский губернатор фон Берг подает в высшие инстанции "Представление о новой для города Екатеринослава планировке с выгодами общественными сообразной и о предполагаемом соборной церкви построении с приложением планов и сметы". Через год по этим материалам дюк де Ришелье, херсонский военный губернатор (а в будущем - генерал-губернатор Новороссийского края, главный благоустроитель Одессы) подает прошение министру внутренних дел князю Кочубею. Эти интересные документы хранятся в петербургском Российском историческом архиве.
Каким видел новый город и собор губернатор? Ключевая идея - невозможность строительства центра города на первоначально определенном для этого месте, а именно на главной возвышенности, причинами чего названы война 1787 - 1791 гг. и отсутствие водоснабжения. "В последствии времени оказалось, что преднамериваемое строение города на весьма возвышенной горе сопряжено с крайними затруднениями и совершенными невозможностями, ибо сколько не старались открыть тамо воду, но все попечения были тщетны и никакого успеху не имели, по чему доселе нет тамо ни одного обывательского дому". "Казенное ж какое есть строение пришло в обветшалость и опустение, а весь город расположен на одном назначенном по плану предместии на равнине и полугоре тут лежащих…". Берг впервые официально предложил оставить город "как есть" - на равнине под горой и на склонах горы, перенеся центр в низинную часть. Видимо на месте был разработан план города с назначением новых мест для зданий, направленный вместе с прошением губернатора. Вместе с планом Екатеринослава "на высокое благоразсмотрение" были представлены план и сметы на строительство нового собора, причем церковь теперь предлагалось посвятить не Преображению Господню, но имени Св. великомученицы Екатерины, а приделы наименовать во имя Св. князя Александра Невского и равноапостольного царя Константина. Возведение собора должно было обойтись казне в 52.271 руб. 10 коп.
Губернатор фон Берг, в заключение всего, "всепокорнейше" просил "в память благотворительных намерений Великия Екатерины и в славу имяни ея неоставить сей ныне почти исчезающий город начальническим покровительством".
Дюк Ришелье в своем докладе замечает, что в июне 1805 г. лично посетил Екатеринослав и убедился в правильности предложений фон Берга. Ришелье нашел их справедливыми "со стороны неудобовозможного и затруднительного на горе построения города", и вместе с тем признал "избранное Господином Губернатором место для города весьма выгодным и приличным, а построение для присутственных мест домов и соборной церкви во имя Святыя Екатерины.. необходимым…". В том же году Ришелье представил на рассмотрение министра внутренних дел князя Кочубея новый план города, планы зданий и церкви со сметами на строительство.
Максим Кавун
Конец III части
Часть II Часть I