Ещё
красно-белая РПЦ сегодня и
красно-белое единство в России, в т.ч. о
«Примирении красных и белых» «Русский народ стал снова строить империю, он другого не умеет»
Тихон Шевкунов поговорил о фальсификации истории
Ректор Сретенской духовной академии, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) поспорил с режиссером Александром Сокуровым о церковном имуществе, николаевской России и роли художника в государстве.
©Ещё с Шевкуновым
здесь и
здесь, а также ещё с
Иларионом, в т.ч.
Иларионы, пошли воны!, и с
Сокуровым Ректор Сретенской духовной академии, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) / Фото: Юрий Мартьянов
Кроме того, он осудил фильм Алексея Учителя «Матильда» и заявил, что «невозможно реально говорить» о возвращении монархии.
Все выступление Тихона Шевкунова в библиотеке иностранной литературы, посвященное фальсификации истории, строилось как полемика с
интервью режиссера Александра Сокурова журналу «Звезда». «Историю формируют художники, поэтому с них спрос особый. Я позитивно отношусь к критике церкви, она всегда взбодряет. Это полезно, когда она касается нас сегодняшних, но когда речь идет об истории столетней давности, надо дать ответ»,- заявил священнослужитель. Говорил он о нескольких абзацах из интервью господина Сокурова. «В Российской империи церкви вообще ничего не принадлежало. Все было собственностью государства. Как только начались революционные события, и большевики захватили банки, они первым делом отделили церковь от государства. Денег и без того было мало. И священники перестали получать зарплату. Помыкавшись месяц-другой, они забирали свои семьи, закрывали храмы и уезжали в города. Занимались торговлей, устраивались на работу. А храм оставался на разграбление селу. У народа не было особого отношения к храмам. Их разбирали, грабили, жгли»,- рассуждал режиссер в интервью.
По словам Тихона Шевкунова, церкви в России строились на средства общин, «они принадлежали не государству, а общине». Оспорил он и заявление о том, что у церкви в царские времена не было собственности: «По декрету об отделении церкви от государства собственность национализировалась». Епископ рассказывал и о разрушении храмов, и об убийствах священников в годы революции. «Это делал наш народ, но не крестьяне, о которых говорит Сокуров. Это делали крестьяне-люмпены»,- считает священнослужитель. Особенно задели епископа слова режиссера о том, что священники покидали храмы и уезжали в города,- Тихон Шевкунов возвращался к ним несколько раз. Он заявлял, что в городах тогда был голод, а на селе хоть как-то можно было прокормиться, также епископ вспоминал число убитых священнослужителей. Спорил он и с утверждениями Александра Сокурова о том, что «миллионы людей обрушились на церковь, потому что в глазах православных людей церковь и николаевская Россия были одним целым». «Он пренебрежительно говорит о николаевской России как о государстве неграмотном и отсталом. Николаевская Россия была четвертой-пятой экономикой в мире, а по росту была на первом месте. В 1920 году Наркомпрос проводил тестирование подростков на грамотность, 86% были грамотными. Не все так плохо было в царской России!» - уверял священнослужитель.
«Утверждения Сокурова наталкивают на мысль, что он изучал историю по книгам Ильфа и Петрова. Хотя он профессиональный историк, а я поп, киношник (Александр Сокуров окончил истфак Нижегородского университета, Тихон Шевкунов - ВГИК.- “Ъ”)».
Раскритиковал епископ и предположения режиссера о том, что Россией мог бы «руководить возвышенный человек». «Не всегда художник во главе - к добру. 72 года назад наш народ пресек творческие потуги одного венского живописца, неплохого живописца, кстати»,- сказал архиерей (господин Сокуров в качестве примера «возвышенных людей» приводил Галину Вишневскую и Андрея Сахарова).
Так как в интервью Александра Сокурова упоминался Исаакиевский собор («Исаакиевский собор отнимают, но из бюджета города по-прежнему будут тратиться огромные деньги на его содержание»), заговорил о нем и Тихон Шевкунов. «Много раз уже говорили: не отбирают, а остается в собственности города, что церковь берет на себя обязательства по содержанию и реставрации»,- заверил священнослужитель.
Не все последовавшие вопросы из зала имели общее с заявленной темой выступления. Например, житель одного из подмосковных городов пожаловался на то, что их храм не попал в реставрационную программу Московской области из-за того, что в советские годы был полностью разрушен. «Православные люди должны сами восстанавливать храмы. Сами находить средства»,- указал архиерей. Большевиков Тихон Шевкунов осудил за преступления. «Но февральский переворот сделали элиты. Только потом они поняли, что натворили, что Россией управлять очень сложно. К июню страны почти не было. Потом к власти пришли самые беспринципные и жестокие террористы. Но они собрали эту страну, пусть и извращенную, а потом русский народ стал снова строить империю, он ничего другого не умеет»,- полагает Тихон Шевкунов.
Кроме того, архиерей заявил, что «реально говорить» о возвращении монархии «невозможно», а «отделение церкви от государства здорово и для церкви, и для государства». При этом священнослужитель заявил, что в Евросоюзе «разрушается семья, отбирают детей у родителей», а фильм Алексея Учителя «Матильда» назвал «пошлятиной беспредельной». Тихон Шевкунов уточнил, что церковь не отрицает связи Николая Второго с балериной Матильдой Кшесинской, но была она до брака с императрицей. «Пусть бы называл фильм историческим фэнтези, но это не исторический фильм»,- рассуждал епископ. Один из вопросов был посвящен дьякону Андрею Кураеву и его разоблачениям «голубого лобби» в церкви. «Я не отрекаюсь от отца Андрея, мне горько (от сложившейся ситуации.- “Ъ”). Не знаю, как насчет лобби, но такая проблема существует, отец Андрей преувеличивает размеры, но она существует. Я говорил ему: надо обратиться в церковный суд, но он не хочет»,- развел руками архиерей. Последний вопрос, который задали епископу на встрече, был все же исторический. Тихона Шевкунова попросили оценить фигуру Григория Распутина. «Это фигура неоднозначная. Есть такие фигуры, правду о которых мы узнаем только на Страшном суде, до того они загадочные. Распутин был во многом оболган»,- заключил Тихон Шевкунов, сославшись на книгу писателя Алексея Варламова.
_______
Тихон Шевкунов назвал «Матильду» Алексея Учителя «пошлятиной беспредельной»
Епископ Егорьевский Тихон Шевкунов раскритиковал фильм Алексея Учителя «Матильда». Он обратил внимание, что Николай II расстался с Матильдой Кшесинской в 1894 году. «Я читал сценарий, видел трейлер. Там какие-то африканские страсти, любовный треугольник. Любой художественный фильм об истории не должен преступать рамки истории»,- отметил священнослужитель.
«Я бы запретил, но как говорится, бодливой корове бог рогов не дал. У нас нет механизмов запрета»,- заявил епископ.
_______
Тихон Шевкунов заявил о невозможности возвращения монархии
Епископ Егорьевский Тихон Шевкунов назвал монархическую форму правления «особым путем», однако добавил, что «реально говорить о возвращении монархии невозможно». Таким образом священнослужитель ответил на вопрос после своего выступления в Библиотеке иностранной литературы.
Комментируя возможность реставрации монархии, епископ Тихон вспомнил историю конца 1980-х годов. «Я дежурил у митрополита Питирима, к нему пришли люди с шашками и стали требовать действий по возвращению монархии,- рассказал иерарх.- Он подумал и сказал: "Если вам вернуть царя, вы его через три дня снова расстреляете"». По словам Тихона Шевкунова, «во многом мы (православные.- "Ъ") монархию идеализируем, монархи бывали разные». «Монархическое сознание - наш рудимент»,- заключил священнослужитель.
Напомним, 2 июля глава синодального отдела РПЦ по внешним церковным сношениям митрополит Волоколамский Иларион в эфире программы «Церковь и мир» на телеканале «Россия 1» положительно
охарактеризовал монархию как форму правления. «Человек, который получает не просто мандат от избирателей, но получает санкцию от Бога через Церковь - это та форма правления, которая себя в истории положительно зарекомендовала и имеет преимущества перед любыми выборными формами правления»,- заявил епископ Иларион.
Дискуссии о возможности реставрации монархии в России проходят на фоне столетия с момента отречения Николая II в 1917 году. Празднование юбилея революции
было открыто в апреле в Музее современной истории России.
Андрей Перцев
«Коммерсант», 4-5 июля 2017