Ещё
реформы армии России Предупреждены и вооружены
Россия достигла впечатляющих результатов в модернизации армии
Президент РФ Владимир Путин завершает серию традиционных совещаний, посвященных вопросам развития Вооруженных сил (ВС) и оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны.
© «Грады» на параде на Красной площади
Глава государства практикует сборы военных, оружейников и кураторов «оборонки» с 2013 года. В Кремле считают, что «марафон» встреч в расширенном и узком составе помогает Путину глубже погрузиться в важные для безопасности России темы.
Президент РФ является председателем Военно-промышленной комиссии (ВПК), которая следит за ходом выполнения Гособоронзаказа (ГОЗ). Поэтому ситуация с обороноспособностью страны (без какого-либо пафоса) находится под личным контролем Путина. Как неоднократно писала «Русская планета», в России хромает система управления ОПК, а ее перестройка займет то время, которого у нашей страны, к сожалению, нет.
После госпереворота на Украине и начала операции в Сирии Путин стал уделять огромное (если не первостепенное) внимание модернизации вооруженных сил. Темпы наращивания военной мощи РФ не идут ни в какое сравнение с показателями в советский период. Однако в условиях стагнации экономики, непобежденной коррупции и тренда на сокращение расходов на нужды армии (с 4,3% ВВП до 3% в 2018 году) Россия продемонстрировала очень достойные результаты.
Поворотный момент
Масштабное перевооружение армии стартовало еще при печально известном министре обороны, бывшем торговце мебелью Анатолии Сердюкове. Предприятия ОПК и российские верфи впервые с распада СССР получили десятки крупных государственных заказов. Однако эффект от вложенных в «оборонку» денег не мог быть мгновенным. Промышленность стала производить более сложную технику: от закладки до ввода в эксплуатацию сегодня проходит в среднем несколько лет, а с новейшими или модернизированными образцами оружейники могут возиться 10, 15 и 20 лет.
В своем выступлении на расширенном заседании коллегии Минобороны 10 декабря 2013 года Путин отметил, что проблема выполнения ГОЗ и извечные конфликты промышленников с военными отныне исчерпаны. «Предприятия ОПК сейчас не только обновляют свою базу, но и вошли в хороший ритм работы, накопили опыт крупносерийного производства продукции», - заявил президент.
2013 год стал поворотным в процессе модернизации российской армии. На тот момент доля современной техники в войсках составляла менее 30%. Тогда же Путин поставил цель - достичь показателя в 70% в 2020 году. В середине июля 2016 года глава государства сообщил, что доля современного вооружения составляет 48%. Но уже в конце декабря Минобороны отчиталось о 58,3% по итогам года (+11% к 2015 году), а доля исправной техники достигла 94% (+5%).
18 мая Путин анонсировал задачу достичь в 2017 году показатель в 68%. По его словам, сегодня доля современного вооружения составляет 66% (+7,7% к 2016 году). Таким образом, Россия совершенно точно достигнет стратегической цели по модернизации армии в 2018-м, а не в 2020 году.
Акцент, как и в предыдущие годы, делается на Стратегических ядерных силах (СЯС) и в первую очередь на РВСН. «Ракетные войска стратегического назначения равномерно переходят на комплексы «Ярс» мобильного и шахтного базирования (замена мобильных комплексов «Тополь-М» и шахтных комплексов «Воевода» - прим. РП). Такие современные комплексы в системе вооружений РВСН уже составляют 62%, к концу 2017 года их доля увеличится до 72%», - отметил накануне Путин.
Без права на ошибку
На повестке дня совещаний в Сочи стояла Госпрограмма вооружений на 2018-2025 годы. Новый этап модернизации армии должен выправить наметившийся дисбаланс в перевооружении различных родов и видов ВС. Если брать данные за декабрь 2016 года, то доля современной техники в Сухопутных войсках составила 42%, в ВДВ - 47%, в ВМФ - 47%, в РВСН - 60%, в ВКС - 66%.
Госпрограмма вооружений 2011-2020 годов в большей степени направлена на переоснащение соединений авиации, ПВО, флота и РВСН. На ее выполнение в декабре 2010 года были выделены 19 триллионов рублей. Половина расходов направлена на закупку авиационной техники (4,5 триллионов) и модернизацию ВМФ (4,7 триллиона).
Одна пятая средств «забронирована» на закупку средств воздушно-космической обороны (3,4 триллиона), а 10% (2 триллиона) - на обновление СЯС. На оснащение самого многочисленного вида войск - Сухопутных сил (270 тысяч человек) и ВДВ (36 или 47 тысяч человек) были выделены 2,6 триллиона рублей.
С таким объемом финансирования прорывных результатов добиться непросто. Но, согласно программе вооружений до 2025 года, отставание пехоты от остальных от ВКС и РВСН будет значительно сокращено.
Скорее всего, финансовые планы в пользу ВДВ и Сухопутных сил были пересмотрены с учетом украинского кризиса. Россия в 2015-2016 годы воссоздала четыре дивизии и одну танковую армию на западном направлении. Западный военный округ - лидер по объему поставок военной техники и по доле контрактников. Очевидно, что нейтрализация конфликта вблизи украинской границы в большей степени ляжет на плечи пехоты.
Вполне вероятно, что в ходе маневров, связанных с переброской войск и отработкой боевых задач, был выявлен недостаточный уровень технической оснащенности танковых, мотострелковых и артиллерийских соединений. В случае с Украиной России придется решать проблемы в считанные часы, действовать молниеносно и аккуратно, как это было в Крыму. Важно нейтрализовать потенциал ВСУ до того, как проснется вездесущее НАТО.
Права на ошибку и разгильдяйство у Москвы нет, а оперативно-стратегический простор будет намного шире, чем в Крыму. Да и украинская армия сегодня не такая уж беззубая, как в 2014 году. С этой целью сухопутным силам и десанту необходимо увеличить уровень мобильности и огневой мощи, что потребует закупок новых танков, бронеавтомобилей, БМП, БТР, БРДМ, самоходных артиллерийских установок и средств ПВО.
По данным деловых СМИ, на программу вооружений до 2025 года будет выделено 17 трлн рублей, а на модернизацию сухопутных войск уйдет до 25% этих средств. Минобороны будет постепенно отказываться от приобретения модернизированных версий Т-72 в пользу Т-90 и Т-14 «Армата». Будут закуплены бронемашины десанта БМД-4М, бронетранспортеры «Ракушка» и «Бумеранг», а также техника на базе гусеничной платформы «Курганец-25» (после 2021 года).
Кроме того, модернизация коснется средств связи, стрелкового оружия и амуниции. Поставки данных видов вооружений, вероятно, синхронизированы с амбициозными планами по обеспечению в 2020 году почти всех пехотинцев и десантников экипировкой «Ратник».
Порядка стало больше
За неполные четыре года доля современной техники в российских ВС выросла более чем в два раза! Чем объяснить такую невероятную статистику? Во-первых, в армии и ОПК действительно стало больше порядка, несмотря на широкое применение «ручного регулирования» и сохраняющуюся проблему коррупции. Во-вторых, большая часть техники, которая называется в федеральных СМИ «новой» или «новейшей», по сути, является модернизированным вариантом советских образцов.
Это танки Т-72Б3, Т-72Б3М, самолеты Су-30СМ, Су-35 (Су-27М), бронетехника БМД-4, БТР-82. Техникой нового поколения являются истребитель Т-50, танк Т-14, бронемашины «уКурганец-25», САУ «Коалиция-СВ». Однако в войсках по-настоящему новейшие образцы начнут появляться после 2020 года. Кроме того, из-за разрыва связей с Украиной буксует ввод в строй новых боевых кораблей. Исключение составляют комплексы для РВСН пятого поколения: «Ярс» и «Сармат», а также зенитный ракетный комплекс С-500, поставки которого войска должны начаться в течение 2017 года.
В то же время текущий характер военных угроз не требует от Минобороны незамедлительного наводнения войск вооружением следующего поколения. России, в отличие от СССР, не нужно тягаться с США во всех уголках мира. Единственная война, которую ведет Москва, происходит в Сирии, где наши войска вполне успешно справляются оружием предыдущего поколения.
Тем не менее, неразумно исключать экстренный вариант, когда «оборонке» придется укорить выпуск новейшей техники. Работа над программой вооружений такая же тяжелая, как и над бюджетом. Приходится учитывать бесчисленное количество переменных, регулярно корректировать сроки и объемы закупок. Однако последние тревожные годы дали руководству РФ бесценный опыт, а россиянам - осторожный повод для оптимизма и спокойствия.
© «Русская планета», 19 мая 2017