Ещё
форумы Евразии и
Китай и глобализм Указал kojemyakinКитай открывает путь в будущее
Мировая политика и глобализм / Китай
Прошедший в Пекине Международный форум «Один пояс - один путь» стал знаковым событием. Впервые после развала Советского Союза капиталистической глобализации выдвинута альтернатива - причём альтернатива мирового масштаба.
©Ещё о
Шёлковом пути Речь Си Цзиньпина на форуме
Столкнувшись с перспективой потери своего господства, западные элиты пытаются подорвать формируемый политико-экономический полюс.
Сумерки европоцентризма
Одним из китов, на которых держится глобальная капиталистическая система, является европоцентризм. В основе этой концепции лежит утверждение, что путь, которым прошла западная цивилизация, является универсальным и единственно правильным. Все остальные страны и народы якобы идут той же дорогой, но по каким-то причинам отстали от «авангарда». Эта теория оправдывает как сам капитализм, так и его пятивековую экспансию. Она пытается убедить людей всей планеты, что рыночная экономика есть общая и конечная цель. Соответственно, «цивилизаторская миссия» капиталистических элит - это всего лишь «помощь», оказываемая «отстающим в развитии».
Однако столкновения с фактами европоцентристская концепция не выдерживает. Вплоть до XVII-XVIII веков Европа была не «центром» мира, а, скорее, его периферией. В экономическом, технологическом, политическом и культурном планах её на протяжении тысячелетий опережали совсем иные цивилизации. Как отмечают историки, вплоть до указанного времени поток инноваций - идей и материальных изобретений - шёл с востока на запад, а никак не наоборот.
Центральное место в этом «доевропейском» мироустройстве занимал Китай. Достаточно сказать, что многие технологические прорывы, которые мы привычно считаем европейскими (например, книгопечатание), были совершены именно в Китае. Эта же страна на протяжении многих столетий выступала одним из важнейших центров международной торговли. Во II веке до нашей эры открывается Великий Шёлковый путь. Караваны, впервые отправленные на запад императором У-ди, ознаменовали начало истории самого удивительного и продолжительного (почти два тысячелетия!) экономического явления. Благодаря ему на огромных пространствах Евразии происходил также обмен культурными и техническими достижениями.
Но доказательства несостоятельности европоцентризма можно найти не только в прошлом. Вопреки неолиберальному мифу о «конце истории» - полной и окончательной победы капитализма на всей планете, - на наших глазах происходит противоположный процесс. Миллионы людей и целые страны отказываются мириться с язвами неравенства, эксплуатации и моральной деградации, которые несёт с собой капиталистическая система. Человечеством востребованы другой строй и другие ценности.
И если до 1991 года цитаделью прогрессивных сил был Советский Союз, то после его уничтожения эта роль перешла к Китайской Народной Республике. Здесь не стали отказываться от социалистического пути развития. Как постоянно повторяют в Китае, к 2049 году - столетию образования КНР - в стране будет построено «могучее, богатое, демократическое, цивилизованное, гармоничное и модернизированное социалистическое государство».
Но форсировать события руководители Поднебесной не хотят. По их словам, для победы социализма должна быть создана материально-техническая база и поднят уровень жизни населения. Другими словами, движение к социализму состоит из нескольких этапов, и именно сейчас Китай находится в процессе перехода от одного из них к другому. На протяжении почти сорока лет страна делала ставку на максимальное развитие промышленного производства и создание экспортно ориентированной экономики. Свою задачу этот этап выполнил. Китай не только превратился из преимущественно крестьянской страны в индустриальную державу, но и стал локомотивом мировой промышленности. По словам известного китайского учёного, директора Центра исследования модернизации Китайской академии наук Хэ Чуаньци, тем самым страна завершила первичную модернизацию.
На очереди - следующий шаг, или вторичная модернизация. Новое поколение руководителей КНР во главе с Си Цзиньпином поставило задачу перехода от «количественного» развития к «качественному». Это подразумевает развитие высокотехнологичных, наукоёмких отраслей и, как итог, добавление к статусу лидера мировой промышленности статуса лидера инноваций. За три последних года на этом пути достигнуто немало. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, Пекин уверенно занимает первое место по числу заявок на патенты, торговые знаки и промышленные образцы. За последний год их количество выросло на 45 процентов. Объём промышленного производства в высокотехнологичных отраслях только за первые два месяца нынешнего года вырос на 12,6 процента. Ещё выше темпы инвестиций в основной капитал этих отраслей - 18,4 процента. Китаю одна за другой покоряются сферы, прежде являвшиеся монополией нескольких высокоразвитых стран. И вот уже 5 мая совершает свой первый полёт магистральный авиалайнер C919, спроектированный и по-строенный в КНР…
Хор равных
Новый этап развития страны выразился и в другой тенденции. Осенью 2013 года Си Цзиньпин впервые выступил с двумя масштабными инициативами, предложив создать Экономический пояс Шёлкового пути и Морской Шёлковый путь XXI века. Позже они были объединены в одну стратегию, получившую название «Один пояс - один путь». Эта тема уже не раз затрагивалась «Правдой», поэтому достаточно будет напомнить наиболее важные пункты инициативы. «Один пояс - один путь» подразумевает прокладку сети экономических коридоров, включающих общие транспортные, инфраструктурные, промышленные проекты, а также зоны свободной торговли между Китаем и десятками стран Евразии и Африки.
По сути, речь идёт о формировании единого экономического пространства, но на принципах, противоположных капиталистической глобализации. Последняя строится на финансовом порабощении и деиндустриализации «третьих стран», а в качестве инструментов ею используются культурная и политическая экспансия. Неравенство - основа глобализации, её питательная среда.
Инициатива Пекина, напротив, нацелена на выравнивание экономического развития стран «Пояса и пути», её главным принципом провозглашено равноправие. Нелишним будет процитировать слова Александра Лукашенко, сказанные им на встрече с китайскими журналистами в начале мая. «Китай… не намерен навязывать свои интересы или заниматься торговой экспансией. Китай идёт… как дружественная страна, предлагая кредиты, инвестиции, самые передовые технологии», - заявил глава Белоруссии.
Но «Один пояс - один путь» - не просто экономический проект. Перед нами эскиз нового миропорядка, цель которого в Пекине определяют как осуществление мечты людей планеты о формировании общества с единой судьбой, как новую модель глобального управления, действующую в интересах большинства населения. «Хор, а не соло» - так кратко и образно объясняют в Китае. И если первоначально речь шла преимущественно о Евразии и частично об Африке, то теперь китайские власти всё чаще характеризуют стратегию как глобальный проект. «Китай не хочет очерчивать инициативу чёткими географическими границами, потому что эта стратегия по сути своей является инициативой международного сотрудничества», - заявил министр иностранных дел КНР Ван И.
Несмотря на довольно юный возраст, инициатива продвигается быстрыми темпами. В 20 странах вдоль нового Шёлкового пути появились 56 зон торгово-экономического сотрудничества, позволившие создать 180 тысяч рабочих мест. Со странами, поддержавшими стратегию, Пекином заключено свыше 130 соглашений о сотрудничестве в сфере транспортного сообщения. Китайские инвестиции в проекты «Пояса и пути» за три года превысили 50 миллиардов долларов.
Среди проектов, находящихся в стадии реализации, - Китайско-пакистанский экономический коридор, включающий строительство океанского порта Гвадар, 10 электростанций, современных шоссейных дорог и линий скоростного рельсового транспорта. В Белоруссии возводится совместный с Китаем индустриальный парк «Великий камень», где будут сосредоточены десятки высокотехнологичных производств. В Африке сдана в эксплуатацию построенная при поддержке КНР железная дорога Аддис-Абеба-Джибути, ставшая первой электрифицированной веткой на континенте. 15 европейских городов уже имеют прямое железнодорожное сообщение с Китаем…
Друзья и враги
И это - лишь отдельные штрихи грандиозной картины. Размах стратегии ярко отразил одноимённый Международный форум, прошедший в Пекине 14-15 мая. На нём присутствовали делегации из более чем ста стран мира, включая 29 глав государств и правительств, генерального секретаря ООН и руководителей других международных организаций. В течение двух дней обсуждалось будущее глобальной инициативы, причём обсуждалось предметно. В рамках форума было организовано шесть тематических заседаний по таким вопросам, как беспрепятственная торговля, финансовая интеграция, гуманитарные связи и т.д.
Как заявил в своей речи Си Цзиньпин, инициатива «постепенно превращается из концепции в действие, из замысла в реальность». «Мы находимся в отправной точке и готовы вместе отправиться в путешествие. Продвигаясь вперёд, имея общее видение, мы достигнем ещё большего единения, а развитие каждого принесёт пользу всем. Мы должны совместно создать платформу, способствующую… созданию справедливой и равноправной системы международной торговли», - подчеркнул Председатель КНР. По словам Си Цзиньпина, Китай дополнительно выделит 100 миллиардов юаней для Фонда Шёлкового пути, ещё 380 миллиардов будут направлены на различные проекты Экспортно-импортным банком и Государственным банком развития Китая.
Участвовавший в саммите Владимир Путин заявил о необходимости создания «большого евразийского партнёрства» путём сопряжения потенциалов «Пояса и пути», Шанхайской организации сотрудничества и ЕАЭС. Остаётся надеяться, что за этим последуют реальные решения: вплоть до сегодняшнего дня Кремль не спешил идти навстречу Китаю в реализации стратегии.
Итогом саммита стало подписание соглашений о сотрудничестве с 68 странами и международными организациями. Все они намерены участвовать в осуществлении инициативы. Делегации также приняли итоговое коммюнике, в котором подтверждается готовность продолжать работу с учётом мнений всех участников.
Саммит стал необходимой и очень важной ступенью развития «Пояса и пути». Как и любая стратегия такого масштаба, он миновал стадию поиска партнёров, многочисленных, но не всегда связанных между собой переговоров. Прошедший форум оформил переход от инициативы к конкретному проекту с чётким механизмом сотрудничества. Теперь уже можно уверенно говорить, что история однополярного мира во главе с США близка к концу.
Это достижение мирового значения не могло не вызвать ужаса и ненависти за океаном. После апрельского визита в США Си Цзиньпина Белый дом на словах сменил гнев на милость и заговорил о нормализации отношений. Лицемерная риторика Вашингтона не должна вводить в заблуждение. США, как обычно, в одной руке держат оливковую ветвь, а в другой - шестизарядный кольт. Одновременно со словами Трампа о том, что Председатель КНР «очень хороший человек», Пентагон поддержал пресловутую «Инициативу Азиатско-Тихоокеанской стабильности». Проект подразумевает развёртывание в регионе новых сил, модернизацию уже имеющейся военной инфра-структуры и проведение регулярных манёвров в целях «сдерживания Китая». На это будет затрачено по меньшей мере 7,5 миллиарда долларов.
В свою очередь, командование американской группировкой в Южной Корее заявило 2 мая, что система ПРО THAAD «готова к применению». В Пекине, напомним, считают, что целью этой системы является в первую очередь Китай. Глава Тихоокеанского командования Вооружёнными силами США Гарри Гаррис в то же время призвал пересмотреть Договор о ракетах средней и меньшей дальности. По его словам, «детали этого соглашения делают проблематичным противодействие китайским крылатым и баллистическим ракетам». Явно антикитайскую направленность имеют и планы Белого дома по значительному увеличению числа боевых кораблей ВМС.
Вряд ли случайно, что эти агрессивные выпады были сделаны накануне международного саммита. Вашингтон не хочет лишиться глобальной гегемонии, а потому пускает в ход все средства, чтобы если не остановить, то хотя бы максимально усложнить реализацию стратегии. Неудивительно, что на форуме отсутствовали представительные делегации не только из США, но и из государств - сателлитов Вашингтона.
Уверенную поступь инициативы «Один пояс - один путь» это не остановит. Пекинский форум запустил обратный отсчёт капиталистической глобализации. Возможность появления справедливого миропорядка, надежды на который почти истаяли после 1991 года, становится всё более реальной.
Сергей Кожемякин ака
kojemyakinсоб. корр. «Правды», Бишкек,№52(30549), 19-22 мая 2017