Почему я не боюсь Иоанна Грозного

Oct 17, 2016 23:03

Ещё о правителях Руси и идеологических памятниках

Грозный. Для кого?
Почему установка в Орле памятника царю Ивану Грозному вызвала столь бурную реакцию / Взгляд

В День Покрова Пресвятой Богородицы в Орле открылся первый в России памятник Ивану Грозному. Его поставили на набережной рядом с Богоявленским собором, у слияния рек Оки и Орлика, где в 1566 году по указанию царя Ивана Грозного для охраны южных рубежей страны был основан Орёл. ©Ещё об Иване Грозном здесь, здесь и здесь, в т.ч. Само слово «Россия» официально ввёл Иван IV



Установка была запланирована на 3 августа в рамках празднования 450-летия со дня основания города, однако сразу нашлись те, кто стал яростно выступать против. В итоге местные власти приняли решение перенести дату открытия памятника и провести соцопрос, в ходе которого большинство жителей Орла высказались за установку памятника.
Однако противники Грозного не угомонились. В хоре поднявшихся протестов тон задают доморощенные либеральные историки и публицисты. «Инициатива орловских властей привела меня в состояние шока и изумления. Поставить памятник Ивану Грозному - настоящее кощунство, нарушение всех мыслимых этических норм и традиций России, - цитирует «Эхо Москвы» заявление профессора НИУ «Высшая школа экономики» (СПб филиал) Евгения Анисимова. По его словам, в истории «никогда не было такого омерзительного злодея, каким был этот первый царь России».

«Мемориализацией ужаса» назвала памятник «Новая газета». «Возгонка страха идет через цензуру, силовые акции «гражданских активистов», уголовное преследование за мыслепреступления, разжигание милитаристской риторики, через перманентный поиск врагов и «агентов»… Пряников на всех давно не хватает, так что было развернуто экстренное импортозамещение ужаса. Страшно должно быть всем», - нагнетает газета.

А писатель Борис Акунин даже записал специальное видеообращение к жителям Орла из Германии, где он, как говорят, уже давно обосновался на ПМЖ.
«В российской истории, конечно, хватает злодеев, - заявил он. - Но если нужно было бы провести кастинг на роль самого отвратительного изверга во всей российской истории, это место занял бы Иван Васильевич Грозный… Если вы уж хотите поставить памятник Ивану Грозному, просто вбейте осиновый кол в землю», - потребовал от жителей Орла Акунин. Правда, в подтверждение своих обвинений в адрес русского царя он процитировал почему-то выдержки из исторических записок не русских ученых и историков, а немцев - Иоганна Таубе и Элерта Крузе и записей Альберта Шлихтинга.

А ведь хорошо известно, что многие мифы о жестокостях и злодействах Ивана Грозного - злонамеренный вымысел именно иностранцев, стремившихся всячески дискредитировать царя, решительно отстаивавшего интересы русского государства. Так уже давно доказано, что отцом мифа, например, об убийстве Грозным своего сына был высокопоставленный иезуит, папский легат Антоний Поссевин. Католический Рим надеялся с помощью польско-литовско-шведской интервенции поставить Россию на колени и, воспользовавшись ее тяжелым положением, вынудить Иоанна подчинить Русскую Православную Церковь папскому престолу. Но иезуит прибыл в Москву через несколько месяцев после смерти царевича и никак не мог быть свидетелем происшествия. А в 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты четыре гробницы: Иоанна Грозного, царевича Ивана, царя Феодора Иоанновича и полководца Скопина-Шуйского и было установлено, что царевич, да и сам царь были отравлены. В костях царя Иоанна и царевича Ивана Ивановича было обнаружено наличие ртути, намного превышающее допустимую норму.

Кстати, версию об убийстве еще до революции в России тогдашние либералы внушили Илье Репину, который создал знаменитую картину «Иван Грозный убивает своего сына». Она тоже стала потом одним из мифов о царе-кровавом тиране. Хотя на самом деле Грозный своего сына не убивал.

Конечно, слов нет, Иван IV был жестким правителем - таковы были нравы тех времен. Как свидетельствуют историки, при нем было казнено около 3-4 тыс. человек. Но что творилось в те времена в столь любезной либеральным мифотворцам благословенной Европе? Сколько людей отправили на тот свет западноевропейские современники Ивана Грозного: испанские короли Карл V и Филипп II, король Англии Генрих VIII и французский король Карл IX? Оказывается, они самым жестоким образом казнили… сотни тысяч людей! Так, например, именно во время, синхронное правлению Ивана Грозного - с 1547 по 1584, в одних только Нидерландах, находившихся под властью Карла V и Филиппа II, "число жертв... доходило до 100 тыс.". Из них было "сожжено живьем 28 540 человек". Французский король Карл IX 23 августа 1572 года принял активное "личное" участие в так называемой Варфоломеевской ночи, во время которой было зверски убито "более 3 тыс. гугенотов" только за то, что они принадлежали к протестантству, а не к католицизму.

Таким образом, за одну только ночь во Франции было уничтожено примерно столько же людей, сколько за все время «террора» Ивана Грозного!
А в общем, во Франции погибло тогда в течение двух недель около 30 тыс. протестантов. В Англии Генриха VIII только за "бродяжничество" вдоль больших дорог было повешено 72 тысячи бродяг и нищих. В Германии, при подавлении крестьянского восстания 1525 г., казнили более 100.000 человек…

Совершенно жуткие вещи творились в куда более поздние времена в Америке. Испанские и португальские завоеватели самым жестоким образом истребили на континенте целые народы. Американское правительство выдавало премию за голову индейца в 5 долларов, за детей - 4 доллара. За сто лет англосаксы совершили действительно невиданный геноцид - уничтожили многие миллионы индейцев. А что творят они сегодня? Только в Ираке недавно от рук военщины США погибли около ста тысяч мирных жителей!

И после этого они и их подпевалы смеют утверждать, что именно русский царь Иван IV был беспримерный в мировой истории тиран и палач? Западные историки и поддакивающие им доморощенные либералы сделали и продолжают делать страшилку не из западных тиранов, истребивших миллионы, а из русского царя, который решительно и «грозно» отстаивал интересы России.

Иван Грозный, как известно, был глубоко религиозным человеком. С именем Бога отходил ко сну и просыпался по утрам, усердно молился и бил поклоны. Он видел свое предназначение не только в том, чтобы служить государству, но и в прямой ответственности перед Богом за своих подданных. Он говорил: «Я верую, о всех согрешениях, вольных и невольных, суд прияти мне, яко рабу, и не токмо о своих, но и о подовластных дати мне ответ, что моим несмотрением погрешится».

«Как государственный деятель, - утверждает на «Эхе» уже упомянутый профессор Анисимов, - он был полным ничтожеством: провалил все добрые начинания начала царствования, проиграл все войны, какие вел, утратил все первоначальные завоевания, был бездарен и труслив как полководец, но любил копьем добивать связанных пленных. В итоге он поставил Россию на грань разорения…» Но и это - выдуманная врагами России и либералами злонамеренная ложь.

Свой первый военный поход под Казань Иван предпринял еще юношей - в 17 лет. В 20 лет он повторил его, а когда ему было всего 22 года, покорил грозное Казанское царство. «Какая же сила была в этом юноше, чтобы решиться на этот поход, какое храброе сердце билось у него в груди, что он «на заре туманной юности своей» поднял меч в защиту отечества и веры, попираемых врагами», - восторженно пишет луганский писатель Василий Полуйка, автор многих книг и исследований о русском царе.

Царь Иван построил 60 монастырей и около 150 церквей, создавал и укреплял города, воевал, лично участвуя в военных походах. Помимо Казанского он завоевал и присоединил к России еще и Астраханское ханства.
Одновременно происходило движение русского населения на восток: в Приуралье, а затем в Сибирь. Во второй половине XVI в. русские поселения возникают на Нижней Волге и Северном Кавказе. Южная граница тогдашней Руси располагалась по течению Дона, а окраинным городом на востоке считался Нижний Новгород. Иван Грозный продвинул границу до Волги и дальше на восток... В результате его завоеваний к России отошли обширные земли подчиненных Казанскому ханству местных народов: чувашей, черемисов (мари), вотяков, мордвы и башкир. Площадь европейской части государства увеличилась с 2,8 до 4 млн квадратных километров, а с Сибирью она составила около 16 млн квадратных километров. В два раза при нем увеличилось население. И при этом либеральные историки твердят, будто Иван Грозный вырезал чуть ли не пол-России!

Но бороться с многочисленными врагами, осаждавшими Русь, было, конечно, нелегко. Иван 24 года воевал за Ливонию, и только когда вмешались в войну Речь Посполитая, Швеция, Дания и Турция, а вассал Порты - крымские татары чуть ли не каждый год делали набеги на русские земли и даже сожгли Москву, он вынужден был отступить. Но он указал путь Петру I - путь, который вывел Россию к морю, и таким образом самая заветная мечта его осуществилась.

Известный советский ученый Р.Ю. Виппер отмечал: «Если бы Иван IV умер в 1566 году в момент своих величайших успехов на западном фронте, своего приготовления к окончательному завоеванию Ливонии, историческая память присвоила бы ему имя великого завоевателя, создателя крупнейшей в мире державы, подобно Александру Македонскому. Вина утраты покоренного им Прибалтийского края пала бы тогда на его преемников: ведь и Македонского только преждевременная смерть избавила от прямой встречи с распадом созданной им империи. В случае такого раннего конца на 36 году жизни Иван остался бы в исторической традиции окруженный славой замечательного реформатора, организатора военно-служилого класса, основателя административной централизации Московской державы». И все это было, но поражение в Ливонской войне затмило в памяти потомков все великие начинания этого царя, оставив только «злодеяния».

Надо напомнить, что само прозвище «Грозный» царь Иван получил у народа вовсе не как страшный деспот и кровопийца, а как рачительный, усердный, могущественный оберегатель Земли Русской.

В древности существовало такое выражение: «держати честно и грозно». «А нам, мужам новгородским княжение ваше держати честно и грозно, без обиды», говорится в Новгородских и Псковских грамотах 1471 г.
Об этом русский народ и пел в своих песнях.

Это в Европе, где уже тогда Россию ненавидели и боялись, на него писались пасквили, намеренно перевели как Ivan the Terrible, то есть «Иван Ужасный».

Да, он создал опричнину, которую нынешние либералы рисуют чуть ли не как прообраз войск СС. А вот известный историк XIX века К.Д. Кавелин писал: «Это учреждение, оклеветанное современниками и непонятое потомством, не внушено Иоанну, как думают некоторые, желанием отделиться от русской земли, противопоставить себя ей... Опричнина была первой попыткой создать служебное дворянство и заменить им родовое вельможество, - на место рода, кровного начала, поставить в государственном управлении начало личного достоинства: мысль, которая под другими формами была осуществлена потом Петром Великим».

При Иване Васильевиче создали знаменитый Судебник (прообраз всех будущих российских кодексов и уложений), упорядочена налоговая система, создан централизованный государственный аппарат. Иван Грозный - отечественный автор системы разделения властей. При нем получила поддержку и законодательная власть (Земские соборы), развивалось местное самоуправление. Грозный - создатель системы государственной безопасности, реформатор вооруженных сил.

Не случайно великий критик и большой знаток русской истории В. Белинский считал Ивана IV «необыкновенным человеком», душой «энергической, глубокой, гигантской». Он рассматривал его деятельность как продолжение политики Ивана III и объяснял исторической необходимостью борьбу с боярством за укрепление Русского государства. Белинский сумел понять широту политических мероприятий Ивана Грозного, решительную борьбу с остатками удельного разброда.

Хорошо понял это потом и Сталин. Когда Сергей Эйзенштейн снял (съемки шли во время войны) вторую серию фильма «Иван Грозный», где царь был показан истеричным и слабовольным, то вождь вызвал режиссера «на ковер».

- Вы историю изучали? - спросил его Сталин

- Более или менее..., - ответил, смутившись, Эйзенштейн.

- Более или менее?.. - с иронией повторил Сталин. - А я, - хорошо знаком с историей».

«Царь у вас получился нерешительный, - продолжал вождь, - похожий на Гамлета. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения... Царь Иван был великий и мудрый правитель…

Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния…
Иван Грозный был очень жестоким, - продолжал Сталин. - Показывать, что он был жестоким можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким…»

«Только что освободившись от татарского ига, Иван Грозный торопился объединить Россию с тем, чтобы быть оплотом против возможных набегов татар. Астрахань была покорена, но в любой момент могла напасть на Москву. Крымские татары также могли это сделать», - отметил Сталин.

Кстати, запретив показывать вторую серию, он никак не наказал Эйзенштейна. Напротив, за первую серию этого фильма режиссер был награжден Сталинской премией 1-й степени.

Подоплеку поднявшейся в стане либералов истерики хорошо раскрывает вещающий от их имени «историк» Николай Сванидзе, невольно признавший, что для них установка памятника в Орле - очередной повод для новых нападок на президента. «Все открытия памятников историческим деятелям сегодня, - заявил Сванидзе на «Эхе Москвы», - ставят перед собой цель восславить нашего нынешнего президента и угодить ему... Конечно, им всем наплевать на Грозного, на Петра Первого, на Александр Невского. Они все это делают, чтобы подольститься к нынешнему начальству. Другого способа, видимо, не знают.

«Чтобы угодить нынешнему царю?» - иронизируя, уточнила ведущая программы Ксения Ларина.

«Ну, конечно, - с готовностью согласился Сванидзе. - Попасть в тренд, вот в этот этот псевдогосударственнический: твердая рука, мощь… такой рык, общий такой государственно-державный рык, который бы осенил и того человека, который этот памятник ставит, чтобы нынешнее начальство задалось бы вопросом: «А кто это меня так прославляет, ставит памятник Ивану Грозному? «А-а! Это губернатор Орловской области?»

Активные наскоки либералов на Ивана Грозного в наши времена повторяются регулярно. Вспомним хотя быфильм Павла Лунгина «ЦАРЬ», где образ Ивана Грозного трактуется в излюбленном ими ключе: Грозный - невиданный в истории тиран, садист и параноик.

«Ненавистники России только и делают, что чернят нашу историю, - пишет Александр Проханов в своей газете «Завтра». - Перестройка - это сплошная тьма, которая обрушилась на всю нашу историю: не только на Советский Союз, но и на Рюриковичей, и на Языческую Русь. Сейчас мы выбираемся из-под тех обломков, которые наворотили во время этой чудовищной перестройки. И установка в Орле памятника первому Царю всея Руси Ивану Грозному - одно из свидетельств нашего вызволения».

«Иван Грозный основал чудесный град Орёл, повелев построить крепость на южных рубежах Царства. С тех пор Орёл постоянно отбивает нашествия татарских ханов или дикой степи, поляков или фашистов. Близ Орла состоялась грандиознейшая битва Великой Отечественной войны. В Орле родились величайшие произведения русской культуры - здесь творили Лесков, Тургенев, Бунин. Орёл - это плодоносящая ветвь русской государственности. Установка памятника великому государственнику Ивану Грозному в городе, который он основал, - это совершенно необходимое дело. Большинство русских людей, православных людей, людей искусства, в том числе и я, абсолютно поддержали эту идею», - продолжил Проханов.

«Что касается личности и деяний Ивана Грозного.

Для русского сознания государство является понятием священным. Государство священно. Как только Россия теряет государство, как только к России приходит слабый, вялый, дурной государь и правитель, - распадается страна, наступают несчастья, беды, мы теряем гигантское количество людей, времени, ценностей.
Поэтому в русской истории так ценятся князья, Цари и генсеки, которые государство создают, которые делают его спаянным, которые его заслоняют и защищают от бед, которые его украшают памятниками и святыми… Именно Грозный создал великую Империю до Тихого океана. Грозный уничтожил стратегических врагов и соперников. Грозный провёл модернизацию и создал новую элиту. Он создал элиту Басмановых в противовес продажному боярству, он создал народную гвардию. Грозный поставил величайший в мире памятник, храм Василию Блаженному - образ русского рая. Правление Грозного закончилось созданием великой Империи между трёх океанов. И это империя, в которой мы живём поныне», - подчеркнул писатель.

«Либеральная общественность устраивала скандал за скандалом до установки памятника и не собирается успокаиваться и после воздвижения монумента. Она скорбит по поводу любого проявления русской государственности. Ей бы ставить памятники не Ивану Грозному, а Курбскому в окружении ляхов. Но инициаторы установки не поддались на провокации. Хай, который либералы подняли вокруг памятника, был преодолен упорной, твердой позицией патриотической общественности Орла, властей, губернатора. Бог дал им силу, и они не дрогнули», - добавил А. Проханов.

Владимир Малышев
специально для «Столетия», 17 октября 2016

западники и славянофилы, законы и конституция, сталин и сталинизм, идеология и власть, либероиды и креаклы, русский мир, общество и население, версии и прогнозы, эпохи, нравы и мораль, двойные стандарты, подмена понятий, менталитет, информационные войны, агитпроп и пиар, возрождение, репрессии и цензура, протесты и бунты, прибалтика, русофобия и антисоветизм, силовики и спецслужбы, русь, памятники и достопримечательности, средневековье, запад, народ и элиты, опровержения и разоблачения, реформы и модернизация, польша, православие, символы, известные люди, история, геополитика и территории, родина и патриотизм, пятая колонна, новости и события, города и сёла, факты и свидетели, память, ложь и правда, национализм, поволжье, мэры и губернаторы, скандинавия, регионы, европа, русские и славяне, мнения и аналитика, национальная идея, ватикан и папа римский, войны и конфликты, христианство, биографии и личности, мифы и мистификации, правители, геноцид, религии, противостояние, современность, дискуссии, ссср, диссида и оппозиция, оккупация и интервенция, католики и Ко, россия

Previous post Next post
Up