Ещё о
современном Православии Крестовый поход на Россию
Как Московский патриархат делают агрессором в западных СМИ
Американский «Форбс» опубликовал статью о том, как Русская церковь теряет свое влияние на Украине, а вслед за ней и во всем мире, и всеми силами пытается вернуть его.
©Ранее: Геополитика и конспирология Восьмого Вселенского Собора
#1 /
#2 /
#3 /
#4, а также ещё из
мифологии ВВС Фото: Александр Щербак
По версии издания, украинские православные всегда тяготели к Константинополю (вплоть до того, что в 1668 году русские послы хотели даже решить вопрос присоединения Киевской митрополии к Москве подкупом - иначе не получалось).
И теперь Вселенский патриархат лишь восстановит историческую и геополитическую справедливость, если примет украинское православие под свое крыло или дарует ему автокефалию - что может произойти на Всеправославном соборе, и чего Русская церковь стремится всеми силами не допустить, поскольку тогда придет крах ее мечте о доминировании в восточном православии. Таковы вкратце основные моменты заметки в заграничном журнале.
Статья - очевидный перевертыш, призванный представить все российское в привычном западному читателю ключе. Константинополь и раскол Филарета предстают в ней борцами за справедливость, которые добиваются ухода из-под гнета варварской Москвы в сусальный византийский мир. В то же время Московский патриархат в заметке - агрессор, готовый идти на все, лишь бы не утратить свое господство. Как говорится, хотите правду - прочитайте и сделайте противоположный вывод.
Филарет / Фото: Зураб Джавахадзе
Что такое Константинопольский патриархат сегодня? В диптихе церквей за прошлые заслуги он называется «первым среди равных», Вселенским патриархатом. Но в современном мире это церковь, центр которой расположен в мусульманском Стамбуле (где при почти 14 млн населения православными считают себя не более 2 тысяч человек), а большинство ее епархий разбросаны по миру. Это Церковь, которая веками находилась под гнетом турецкого владычества. Церковь, которая не могла сделать шагу без одобрения визиря султана (дошло до того, что, когда из Москвы в 1688 году приехали согласовывать переход Киевской митрополии к Москве, вселенский патриарх отказался встречаться с делегацией, пока визирь не даст добро). Церковь, которая веками пестовала имперские комплексы и в своих попытках обрести былое влияние была готова идти даже на искажение догматов - так в 1439 году случилась Флорентийская уния.
Собственно, продолжение этих попыток вернуть былой флер византийской традиции мы наблюдаем и сегодня. Константинополь - к которому на Руси призывали относиться с осторожностью (и даже запрещали одно время ставить греческих митрополитов) - действует, как говорят в народе, таской и лаской. Веками константинопольские иерархи ездили к русским царям за подаянием. Но когда случилась революция 1917 года и Русская церковь оказалась в трудном положении, тотчас забыли былые дары и буквально бросились раздирать наследство Московского патриархата. Так, в 1923-1925 годах Вселенский патриархат в обход канонических правил даровал автокефалию частям Русской церкви в Эстонии, Польше и Финляндии.
К слову, тогда же (в 1923 году) патриарх Мелетий провел Всеправославный конгресс, который многие видят предтечей нынешнего собора и потому выступают резко против него. На конгрессе с подачи одиозного Мелетия (он за свою жизнь успел поочередно побывать предстоятелем трех церквей - Антиохийской, Константинопольской и Элладской) поспешно ввели новоюлианский календарь вместо юлианского, изменили исчисление дня Пасхи, разрешили вторые браки священникам. То есть фактически поменяли каноны Вселенских соборов, против чего выступили в ряде церквей.
Захватническая политика Константинополя продолжилась и в наше время. Движимый мечтами о мировом влиянии Вселенский патриархат влез в дела Чешской православной церкви и пролоббировал назначение угодного себе предстоятеля в обход решения местного Синода. В Афинах создал свое представительство без согласования с афинским архиепископом. Наконец, летом 2015 года два Константинопольских иерарха побывали на заседании раскольников-филаретовцев на Украине - не известив о своем визите Украинскую православную церковь.
Автор статьи в «Форбс» пишет, что этот визит - следствие желания самих украинских православных уйти в подчинение Константинопольскому патриархату. Они, по его словам, «не желают быть частью церковного органа, который считают не более чем придатком российского режима» (цит. по inosmi.ru). В подтверждение этого желания автор говорит о фактах перехода православных приходов к филаретовцам на Украине. При этом он забывает сказать, что в большинстве случаев это все же не добровольные переходы, а захваты.
31 православный храм (таковы официальные данные УПЦ), преимущественно на Западной Украине, где сильны антироссийские настроения, был захвачен представителями раскола и радикалами Правого Сектора при участии местных властей. Православные общины этих храмов в буквальном смысле выкинули на улицу: они при этом и не думали выходить из состава матери-церкви. Добровольно - по данным УПЦ - перешли к раскольникам лишь девять православных приходов. Однако автор ничего не пишет о том, что имеют место и обратные переходы - от раскола к православию, и их число примерно такое же.
Автор забывает, что раскол Филарета, помимо Москвы, осудили иерархи всех Поместных церквей. И, в конце концов, это осуждение привело к тому, что вопрос о предоставлении автокефалии сняли из повестки дня грядущего собора (сделано это было за месяц до появления заметки в «Форбс»).
Впрочем, в одном историческом факте автор все же прав. Приехав в 1688 году решать вопрос о присоединении Киевской митрополии к Московскому патриархату, русские посланцы действительно привезли с собой подкуп. Не сказали в американском издании только об одном: еще до того, как взятку предложили Вселенскому патриарху, на русских вышел патриарший помощник. От имени предстоятеля он первый попросил денег за выдачу для Киева отпустительной грамоты.
Русский посланец ответил на это, что «сначала грамоты, а потом деньги». Греки, знал он, могут и притырить взятку - таков был просвещенный византийский мир, куда сегодня, как утверждает «Форбс», стремятся православные Украины.
Михаил Боков
«Русская планета», 25 февраля 2016