Свидетель эпохи:
Филипп Бобков || Рой Медведев,
Ч.1 /
Ч.2 ||
Нина Переверзева ||
Александр Коржаков ||
Владимир ДолгихНе так давно полпред президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских подготовил обращение к президенту России Владимиру Путину с предложением восстановить звание «Герой труда» и медаль «За трудовое отличие».
Герой Социалистического Труда, звеньевая колхоза «Путь Ленина» Нина Переверзева
во время уборки урожая 1979 год. Фото © РИА «Новости»
Одна из первых женщин-комбайнёров, Герой Социалистического Труда Нина Переверзева из Ростовской области рассказала о своём отношении к этой инициативе, заодно вспомнив прошлое.- Это и радостно, и очень ответственно. Конечно, нужно поднимать дух тружеников, но важно, чтобы всё было честно - без кумовства и сватовства. Надо людей поддерживать, особенно тех, кто занят в сельском хозяйстве. Помню, как в 1952 году мне дали медаль «За доблестный труд», и я в первый раз поехала в Москву. На клочке бумаги мне написали мои фамилию-имя-отчество - паспортов же не было. В гостинице, когда увидели эту бумажку: «А, деревенская…» - поселили в самом конце коридора. Я человек не гордый, но мне тогда было дюже обидно! А ведь возьмите любой продукт на полке в магазине - в нём есть труд хлебороба.
Награды - это хорошо, но, знаете, лично мне было очень неудобно получать их, ведь трудились все от души, никто не отлынивал, а поощряли почему-то только меня. Помню, как-то за перевыполнение плана наградили автомобилем «Москвич». Я взяла документы на машину и поехала в Москву, нашла этот отдел, который распределял награды, и говорю: «Я ваш "Москвичок" назад привезла. Если уж награждать, то всех, а мне одной он не нужен». «Не надо ничего возвращать, - отвечают мне. - Будут и другим девчатам автомобили». Не обманули! Любе дали «Москвич» в том же году, Зине - в следующем.
Нина Переверзева сегодня и тогда, в уже далёких 70-х- Как получилось, что вы стали комбайнёром?
- Я с детства много работала на прицепах, после войны у нас тут был огромный гусеничный трактор ЧТЗ с двумя плугами. Мы его называли «царь полей».
Поля были сорные - чтобы плуг не забивался, мы ногами выталкивали бурьян. Когда мне было лет 14, я уже подменяла тракториста дядю Жору. Тяжело - педаль приходилось двумя ногами выжимать. Один раз мы пахали, а тут приехали ребята с другой бригады, увидели Егора Андреевича и кричат ему: «Ваш трактор на поле без тракториста пошёл!» Дело в том, что кабины тогда не было - только высокие борта, и меня из-за них не видно.
Благодаря трактору я и с мужем своим познакомилась. С Николаем Петровичем мы трудились в одном колхозе, только в разных бригадах. Я его, признаться, любила. Он дюже хорошо смеялся - как горох рассыпчатый. Когда его забрали в армию, я уже была его невеста. Служил он три года на Камчатке, а я его ждала. Ко мне сватались, но я отвечала, как в песне: «Рано замуж идти, я ещё молода, а по правде другого ждала».
В нашей семье было трое детей: старшая сестра, я и младший брат. Маме было тяжело. И вот ко мне посватался сын её кумы. Мама стала уговаривать: «Выходи замуж! Сколько можно у меня на шее сидеть?!» А мне было очень обидно. «Не пойду!» - говорю. Мама меня бьёт, я плачу. Так настрадалась тогда! Хорошо, за меня сестра заступилась.
Но жениху моему кто-то написал, что я замуж вышла. Он вернулся из армии, встретил меня на улице и говорит: «Ну что, можно с тобой за руку поздороваться, ты же теперь замужняя женщина». Я ему рассказала, как всё было, и он мне поверил. А через две недели мы свадьбу сыграли. Нам тогда было по 23 года.
Потом, когда он сел на комбайн, я ему стала помогать.
- Нина Васильевна, как родилась идея создать женские звенья комбайнёров?
- Да так и родилась - хотели быть поближе к мужьям, стали учиться у них всему. Но потом быстро поняли, что женское звено - это тяжеловато. Мы в одной бригаде, мужья в другой. Надо было приготовить поесть и себе, и им, и простирнуть хоть в ведре рубашечку. Мы разрывались между двумя бригадами. Послаблений нам не было. У женщин норма была всего на 10% меньше, чем у мужчин. Если муж должен был скосить 10 гектаров, то я - девять. Наконец нам разрешили работать в одном звене. Правда, у меня был свой комбайн, у Николая Петровича - свой, а Зина и Люба работали с мужьями, сменяя друг друга.
В то время намолотишь 10 тысяч центнеров - присваивали звание Героя соцтруда. Мы работали втроём, с мужем и сыном, но из всей семьи наградили только меня - как женщину. Конечно, мне труднее их было. Кажется, у меня за время той уборки шея сантиметров на пять длиннее стала. Я же еду, а сама переживаю: «Что там Николай Петрович? А почему сын не выгрузился?» Да и сама машина непростая была: громадная, сложная. Помню, села первый раз в кабину, а где какой рычаг, не могу сообразить!
Несколько лет назад довелось побывать в кабине современного комбайна. Это просто прелесть какая-то! Хочешь - танцуй, хочешь - пой, хочешь - пиши: он сам делает, что нужно. Там только сиди и смотри. Хочешь потеплей - включи печку, похолодней - включи кондиционер.
- Правда, что, став бригадиром, вы всегда устраивали праздники до и после уборки?
- Да, до уборки накрывали столы, а потом объявляли сухой закон. В ту пору трудно это было. Я даже сейчас думаю, как мне удавалось руководить 17 человеками. Как получилось, что мужики слушались меня? Наверное, люди видели, что я дюже работаю. А может, авторитет Николая Петровича помогал, его даже слегка побаивались.
Иной раз бывало - работаем, а тут дождик пошёл. Значит, остановка, занимаемся ремонтом техники. Ребята всё подмажут, подтянут, а потом ко мне подойдут: «Нина Васильевна, мы поедем, по бутылочке винца выпьем?» Ну как же откажешь? Пили-то они, наверное, не по одной. Это они, чтобы я не волновалась, так говорили. Но потом - конец, завязали!
Нина Переверзева в центре на переднем планеЛюди тоже понимали, что нельзя. Работали сутками напролёт. На ходу сменялись. Утром приезжали учётчик и весовщик проверить, сколько намолотили.
И никто из ребят никогда не спросил: «А сколько мы заработали?» Только: «Сколько мы намолотили?»
- Вы были членом Центрального Комитета, депутатом областного Совета народных депутатов, принимали участие в работе XXV и XXVI съездов КПСС. Знакомства с какими известными людьми запомнились больше других?
- Таких встреч было много, но самые тёплые воспоминания у меня остались от знакомства с Юрием Гагариным. В Звёздный городок нас приглашали много раз, и вот однажды мы туда поехали. Нам как раз показывали первый спутник, когда в зал вошёл Гагарин. Один из членов нашей делегации уже собрался подняться в кабину, но Гагарин подвинул его и сказал: «Первой пойдёт Нина Васильевна!» Я надела шлем, и он показал мне все рычаги, кнопки. Он был очень обаятельный, добрый и простой человек.
- А как вы познакомились с Михаилом Шолоховым?
- Так это же наш человек! Мы с ним много раз встречались в обкоме партии, на торжественных церемониях. Когда отмечали его 75-летие, нас пригласили к нему на юбилей. Даже самолёт прислали!
В Вёшенской нас встретили представители райкома партии и вручили на память хрустальные вазы. Так мы с ними и пошли в гости к Михаилу Александровичу. Поздравили его, вышли во двор, где были накрыты столы, и на самом пороге я эту вазу упустила. Она разлетелась на мелкие кусочки.
Помню, у крыльца толпилось очень много людей. Все хотели его поздравить. Дарили ружья, лодку, сабли, шашки - всё, что он любил…
А вечером в гостинице у себя в номере я обнаружила новую вазу, взамен разбившейся.
Вот такая у меня память о Шолохове.
- Пять лет назад школа в вашем родном Летнике стала называться вашим именем. Таким образом односельчане отблагодарили вас за всё то, что вы делали для них на протяжении долгих лет. Ведь и капитальный ремонт школы, строительство дорог, подключение газа случились благодаря вашим пробивным качествам.
- Я счастливый человек. Про меня писали в газетах, меня узнавали на улице. Когда я приходила в кабинет в каком-нибудь министерстве в Москве, меня всегда спрашивали, по какому я делу, частенько пропускали без очереди.
Август 1983-го. На обложке «Огонька»: Героиня донских жатв комбайнёр Нина Васильевна Переверзева на фоне новейшего по тем временам комбайна «Дон-1500»Мне везде дорога была открыта, но я никогда этим не пользовалась лично для себя. Старалась, чтобы всему селу польза была.
Помню, как дома на тетрадном листке мы написали прошение министру сельского хозяйства СССР о том, чтобы нам в Летник провели газ. С этим листком я и поехала в Москву. Ходила по кабинетам и рассказывала, что газ проходит всего в полутора километрах от Летника, а доярки топят печки дровами. Меня спрашивали: «Нина Васильевна, а какие-нибудь документы у вас есть?» А какие у меня документы? Не было у нас ни проекта, ни сметы. Но мне повезло, дело закрутилось, и уже через несколько месяцев газ к Летнику повели.
Сейчас говорят, что без денег невозможно решить ни один вопрос в инстанциях. Оно и в то время так же было. Только скромнее всё, потихоньку. В селе мне дали на поездку 100 рублей. Билет на самолёт стоил 18 рублей. Гостиница на 4 дня - ещё рублей 30. Водителю - пятёрочку дай, секретарям в каждой приёмной - шоколадку положи, это ещё 1 рубль 80 копеек, а если получше - трёшечка. Доходило до того, что я покупала в Москве сайку и три бутылочки минеральной воды - этим и питалась 3-4 дня.
У меня за всю жизнь ни одного украшения золотого не было. Ни колечка обручального, ни серёжек, ни даже крестика. Но я не жалуюсь, я благодарна судьбе. Ведь, возможно, именно поэтому я сейчас такая стройная! Многие мои ровесницы - кубышечки, а я никогда не могла себе позволить лишнего.
Наша справка:
Нина Васильевна Переверзева родилась 6 марта 1929 года в селе Летник Ростовской области. C 1945 по 1987-й работала комбайнёром, в т. ч. с 1974 по 1987-й была звеньевой колхоза «Путь Ленина». В середине 70-х создала первую женскую бригаду комбайнёров. За короткий срок женщины смогли обойти мужчин, а бригада Переверзевой стала лучшей в стране. За высокопроизводительное использование техники в 1977 г. стала лауреатом Государственной премии СССР. В селе Летник действовала областная школа передового опыта её имени. С 1988-го - мастер-наставник колхоза «Путь Ленина» Песчанокопского района Ростовской области. Награждена двумя орденами Ленина, золотой медалью «Серп и Молот», орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, многими медалями.
Екатерина Погонцева
©собственный корреспондент (г. Ростов-на-Дону)