Оригинал взят у
gelios в
Modraniht - Ночь Матерей Оригинал взят у
rakugan в
Modraniht - Ночь Матерей (фото с сайта
http://walkingwithancestors.blogspot.ru/2011/12/modraniht-id-est-matrum-nocturum.html)
На вопрос, какой праздник отмечается в Англии в ночь с 24 на 25 декабря, в наши дни все с уверенностью ответят: Рождество.
Однако мало кто знает, что когда-то эта ночь была посвящена совсем другим божествам... Она называлась Ночью Матерей, и отголоски этого праздника встречались в разных странах Европы вплоть до самых недавних пор.
Если вы хотите узнать, кто такие Матери и как их почитали,
какие элементы этого праздника вошли в рождественские обряды,
что общего между римскими матронами, валькириями и сказочными ведьмами на метлах,
как связаны Госпожа Метелица, Баба-Яга и добрая фея-крестная из «Золушки» -
заходите под кат.
Название этого праздника известно в разных вариантах: Modranect, Modraniht, Modranicht, Modresnach
Его первое описание оставил, как часто бывает, его яростный противник - Беда Достопочтенный (672-735), бенедиктинский монах и один из первых английских историков. В своем труде «Об исчислении времен» (De temporum ratione) он писал:
...год начался за восемь дней до январских календ [т.е. 25 декабря], когда мы празднуем рождение Господа. Эту самую ночь, почитаемую нами столь священной, они [язычники] называют языческим словом Modranecht, то есть, “Ночь Матерей». Мы подозреваем, что это из-за обрядов, которые они устраивают в течение всей этой ночи...
Слова эти были написаны в 730 году. А это значит, что спустя четыреста с лишним лет после после появления в Британии первых христиан «Ночь Матерей» все еще оставалась одним из самых важных праздников для англосаксов и составляла серьезную конкуренцию Рождеству. Что же это был за праздник?
Триада богинь, I-III в. н.э.
Oppidum de Vertault, Шатильон-сюр-Сен (Франция), хранятся в музее в Шатильоне, выставлялись также в музее кельтской культуры в Бибракте (
http://www.bibracte.fr)
Под обобщенным названием «Матерей» (лат. Matres et Matrones) известны женские божества, которых почитали в I-V веках н.э. в разных местах Европы: в Германии, Галлии (на территории нынешней Франции), северных районах Италии, на Иберийском полуострове (на территории сегодняшних Испании и Португалии), в Паннонии (Венгрии и Австрии).
Интересно, что их изображения встречаются и у кельтов, и у германцев. Соответственно, это очень древний индоевропейский культ, свойственный народам разных языковых семей.
Эти богини всегда изображаются втроем. Как правило, они привязаны к какому-то определенному месту, например, Matres Treverae («Матери города Тревер»), Matres Gallaicis («галицийские Матери»). Их изображения находят вблизи храмов, священных рек и колодцев. Но ничуть не реже их ставили и на домашних алтарях. Всего на сегодняшний день археологи обнаружили более 1000 таких статуэток.
Вот еще фотографии скульптур, изображающих трех богинь, из различных музеев Европы:
http://www.flickr.com/photos/stanbury/3390065353/lightbox/http://www.flickr.com/photos/unforth/2581837994/http://www.flickr.com/photos/stanbury/3390062813/http://www.floerken.de/cassius/aufaniae.htm Часто богини на таких изображениях держат детей, фрукты, домашних животных. Исследователи полагают, что основной функцией Матерей была защита конкретной семьи или племени. Богини всегда были тесно связаны с живущими рядом людьми, о чем свидетельствуют выцарапанные на статуэтках надписи с просьбами или благодарностями. К некоторым из этих богинь обращались и с особыми целями - например, за помощью во врачевании или судебном разбирательстве.
У Ночи Матерей была и пророческая функция - сон, увиденный в эту ночь, предвещал события будущего года.
Но не одних только благожелательных богинь-покровительниц почитали в Ночь Матерей. Исследователи связывают этот праздник также с дисами (disir, Idise).
Дороти Харди «Дисы» (1909)
Кто такие дисы? В разной литературе они определяются как женские божества, связанные с судьбой и войной. Западногерманские idisi, упоминаемые в Первом Мерзебургском заговоре (
http://oldrussianmagic.com/index.php?topic=537.0), - по предположениям историков, женщины-воины или духи битвы, подобные валькириям
Как пишет Фрейя Асвинн в книге «Мистерии и магия Севера» (
http://annablaze.narod.ru/aswinn.htm), дисы и валькирии составляют особый класс существ, приближенных к людям и выступающих как посредницы между людьми и богами. Брунгильду из «Кольца нибелунгов» называют также дисой - в отличие от валькирий, она не бессмертна, однако обладает необычными силами.
В целом дисы - обожествленные предки по женской линии. «Культ дис, - пишет Фрейя Асвинн, - это пережиток более древней матриархальной религии, распространенной в этих местностях [ареале расселения древнегерманских племен] задолго до зарождения религии асов».
И дисы, и валькирии, подобно
норнам, участвуют в определении человеческой судьбы, или вирда. Однако, в отличие от норн, они действуют не на уровне коллективной судьбы, а на «частном» уровне, заботясь о конкретных людях, семьях и целых племенах. На поле боя задачей дис, как и валькирий, было провожать погибших воинов в Валгаллу.
Некоторые считают, что на представлениях о дисах и валькириях повлияли реальные скандинавские женщины, участвовавшие в войнах. В сагах их называют «девы щита» (норвежское skjaldmaer).
Кроме того, дисы ассоциировались с гаданием и колдовством. По-видимому, они были способны налагать оковы страха на врагов и снимать оковы со своих подопечных, пишет Фрейя Асвинн. В исландских сагах дисы являются либо в белых одеяниях - как помощницы, либо в черных - как олицетворение препятствующих сил.
Посвященный дисам праздник Дисаблот в различных областях скандинавско-германского региона приходился на разные даты. В англосаксонской Англии он представлял собой ту самую Modraniht. В Норвегии он приходился на октябрь-ноябрь, в Швеции - на февраль-март. В «Саге о Херваре» (Hervarar saga) дисаблот отмечается осенью, а его ритуал проводит женщина. Культ дис имел очень важное значение. Им даже был посвящен особый храм в Упсале - Дисарсалль («чертог дис»).
Разумеется, этот праздник вызывал крайнее недовольство церкви. Например, в правление Олава Трюггвасона (X век) в Норвегии сожгли прямо в доме нескольких женщин, праздновавших Дисаблот и отказавшихся принять христианство.
Однако не только магические и реальные воительницы средневековой Скандинавии были связаны с этим праздником. Изображения древних богинь можно обнаружить и в наши дни во многих европейских домах накануне Рождества.
Где же они скрываются?
Йольский алтарь
Источник -
http://startliving-now.blogspot.ru/2010/12/interesting-christmas-history.html Многое из традиций Ночи Матерей перешло в рождественскую обрядность. Так, украшенная рождественская елка когда-то была символом Древа Жизни или Мирового Древа.
Трескучие рождественские поленья ранее зажигались в честь вновь родившегося Солнца (кстати, в германских языках Солнце - Sunna - было женского рода, подробнее здесь (на английском):
http://freya.theladyofthelabyrinth.com/?page_id=397)
Звезда на верхушке дерева знаменовала собой Полярную звезду.
Часть функций Матерей приняла на себя, естественно, Дева Мария. Так, на Оркнейских островах (Великобритания) ночь с 24 на 25 декабря называется Helya's Night (от holy - «священный»). В эту ночь призывали покровительство «Матери Мэри» (Midder Mary, т.е. Богородицы) на всех детей в доме.
Но еще чаще древние богини превращались в народном сознании в ведьм и духов. Например, в Германии до сих пор сохранилось представление о том, что в ночь с 24 на 25 декабря по небу летает на метле ведьма по имени Лютцельфрау. Если не оставить ей небольшой подарок - в основном, конфеты, - она устроит беспорядок в доме.
По улицам же в это время бродит ряженая Перхта - одетая в черное старуха с косматыми волосами. Между тем когда-то Перхта (Берта) была богиней в южной Германии. Тайные обряды в честь нее проводились, судя по некоторым источникам, вплоть до середины XV века.
Перхта была покровительницей прях. В сказках ее описывают как старуху с непропорционально большой ногой, растоптанной от постоянного нажимания на педаль прялки. Зимними ночами между Рождеством и Крещением Перхта проникала в человеческие дома. Если дети и слуге в доме хорошо себя вели весь год, она оставляла им под подушкой серебряную монету. Тех же, кто заслужил ее недовольство, Перхта жестоко наказывала, вскрывая им животы и набивая их соломой (да, архаичные представления бывают весьма недобрыми, из песни слов не выкинешь).
Подробнее о ней можно прочесть здесь:
http://en.wikipedia.org/wiki/Perchtahttp://belissena.livejournal.com/11430.htmlhttp://kavery.dreamwidth.org/1487209.html Перхта
В Италии аналогичные представления сохранились в образе ведьмы Бефаны. Считается, что ее образ восходит к римской богине по имени Стрина (Стрения). Она «заведовала» зимними праздниками, а торжества в ее честь вызывали негодование ранних христиан из-за шума, буйства и распущенности.
В наши дни сказочную Бефану изображают как старуху, которая, накинув на плечи черную шаль, несется по воздуху на метле. Бефана обычно перепачкана в саже, ведь она проникает в дома через дымоход. Она посещает итальянских детей накануне Крещения (в Европе - 6 января) и наполняет их носки конфетами и подарками (если они вели себя хорошо) или кусками угля и палками (если плохо). Чтобы угодить Бефане, родители детей оставляют для нее на ночь угощение на блюде и стакан вина.
Бефана
Как легко заметить, во всех этих случаях используется архетип Старухи (Crone), тесно связанной с магией, зимой и миром мертвых.
Наглядно он воплощен в другом сказочном персонаже - Госпоже Метелице (Frau Holle). Для северной Германии фрау Холле выполняет ту же роль, что Перхта для южной.
Согласно одной из сказок, она награждает трудолюбивую девушку и наказывает ее злую и ленивую сводную сестру. Многочисленные архаичные мотивы данного сюжета сближают фрау Холле с древнегерманской богиней Хольдой, скандинавской Хель - покровительницей мира мертвых, - и славянской Бабой-Ягой, посредницей и проводницей между миром мертвых и живых.
Как и дорога к Бабе-Яге, путь к фрау Холле лежит через колодец (классический путь в загробный мир). У ее дома пришельцев встречают волшебные печь и яблоня - то есть, она связана с такими древними умениями человека, как использование огня и культурных растений. Также фрау Холле управляет погодой (чем основательней она вытряхивает свою перину, тем больше и сильнее идет снег на земле) и учит людей разнообразному рукоделию, например, прядению и ткачеству.
Нередко она испытывает людей, являясь в облике старой и немощной женщины. Например, в одной сказке рассказывается, как богатый и жестокосердный крестьянин побил свою дочь за то, что та поднесла еду и питье старухе-нищенке (которой на самом деле была фрау Холле), и натравил на пожилую женщину собаку. В наказание фрау Холле сожгла двор. Крестьянин и его сын погибли в огне, в то время как его дочь осталась невредима.
Джульетта Мазина в роли фрау Холле (1985)
Думаю, вы теперь не удивитесь, узнав, что особым днем фрау Холле также считалась та самая ночь с 24 на 25 декабря :)
Католическая церковь так и не смогла побороть этот обычай. «В ночь Рождества Христова они [крестьяне] накрывают стол для Царицы Небесной, которую в народе зовут Фрау Хольда, надеясь, что она поможет им», - жаловался в своих записях один цистерцианский монах в середине XIII века.
А историк Карло Гинзбург (Carlo Ginzburg) проследил удивительно схожие верования, существовавшие в Европе на протяжении тысячи лет. Во всех этих легендах описывалось, как мужчины и женщины по ночам совершают колдовские обряды, после которых взлетают в небо и следуют за богиней, которую разные народы знали, как Диану, Артемиду, Хольду, Госпожу Востока, Перхту, Эпону и еще под множеством других имен.
И вы будете смеяться, но добрая фея-крестная из сказки про Золушку - та самая, которая выходит из пламени очага и одним движением руки превращает тыкву в карету, а лохмотья - в роскошное платье, - это тоже она.
И хотя в сказке Золушка едет на бал, а не вылетает из окна, чтобы зимней ночью мчаться по небу, - но мы-то знаем ;))
Фея-крестная в иллюстрации Пола Вудроффа, источник -
http://surlalunefairytales.com/illustrations/cinderella/woodroffecindy.html Как же празднуют Ночь Матерей сейчас?
В наши дни немало женщин в Англии и США отмечают этот праздник, придумывая для него собственные обряды.
Одни зажигают новый огонь, празднуя рождение нового Солнца. Например, ближе к полуночи в доме выключают весь свет, затем зажигают одну большую свечу и от нее - свечи всех гостей. На стол ставят чашу с водой, в которой пляшут отблески пламени, и этой «звездной водой» символически умываются все присутствующие.
Другие в Ночь Матерей пишут имена всех своих бабушек и прабабушек, зажигают свечи для них, рассказывают о них истории, приглашают разделить с собой чашку чая или бокал вина. «Я вяжу крючком, вспоминая, как меня учила этому прабабушка, - пишет хозяйка одного блога. - За работой я читаю молитву, начиная ее со слов: «Я - Сара, дочь Маргарет, дочери Патриции, дочери Маргарет, дочери Элизы, дочери Мэри из Ирландии. Я прошу здоровья для моих любимых. Я прошу исцеления для моей подруги, сражающейся с раком груди. Я прошу утешения для подруги, чья мать умерла год назад. Я прошу сил для моей племянницы, которая в этом году стала матерью... Я молюсь за всех матерей, которые жили задолго до меня, за моих современниц и за тех, кто придет после».
«Я зажгла свечу и мысленно обратилась к моим предкам-женщинам, - рассказывается в другом блоге, - называя по имени тех, кого я знаю, и обращаясь к тем, кто жили до них.... А потом кот прыгнул на стол и все испортил! Я успокоила его, и мы просто посидели в тишине».
«Не расстраивайся, - утешают ее другие участницы, - кот просто почувствовал присутствие дис», - и желают ей хороших снов на ближайшие 12 ночей.
Кстати, эти сны нужно обязательно записывать - в эти 12 ночей, начинающихся с Ночи Матерей, грани между мирами особенно тонкие, и сны могут быть вещими.
Также в эти дни принято кормить бездомных, работать волонтером и угощать незнакомых людей. Ведь никогда не знаешь, кто встретится тебе в облике нуждающегося. И когда заглянет на огонек фрау Холле, проверяя, добрые ли люди живут в этом доме :)