Село Овстуг имеет население чуть больше семисот человек и находится недалеко от Брянска. А ещё в этом месте в 1803 году родился Федор Иванович Тютчев. Сюда есть поворот с трассы, но мы быстро и удобно доехали по отличной асфальтовой, несмотря на проселочный характер, дороге прямо от Вщижа, параллельно основной дороге. Сэкономили много времени и километров.
Солнечный яркий день, уже сильно не похожий на наши северные летние дни, перевалился за середину и начал намекать на близкий вечер, но все ещё было светло, тепло и интересно.
Но не всем. Вот, сидят, устали якобы от культуры. Поэтому билетов в руках у Макса три: мне, ему и бесплатный Василисе.
Игорь и Данька остаются гулять в парке, пока мы идем в усадьбу:
Дедушка Федора Ивановича, Николай Андреевич Тютчев, получил эти земли в 1770 году в приданое, переехал сюда с удовольствием и выстроил дом и церковь. Сын его, Иван Николаевич, отец Федора Ивановича, дом в 1846 году перестроил в стиле классицизма.
Но это не просто обычный дом. У него очень интересная синтетическая архитектура. Много пристроек, лестниц, все четыре проекции отличаются друг от друга (обратите внимание на башенку, я ещё кое-что о ней скажу позднее):
Как и многие другие, эта усадьба погибла в начале прошлого века. Сначала жители разбирали её на стройматериалы и дрова, а потом и совсем снесли. Но Тютчев - великий поэт, поэтому в 1957 году про Овстуг вспомнили и открыли музей. Сначала в здании школы, а потом, в 1986, была воссоздана (по проекту Городкова) и сама усадьба.
В начале нашего века усадьбой заинтересовались немецкие бизнесмены, производители запчастей для грузовиков, профинансировали строительство гостевого флигеля, восстановление Успенского храма и ремонт самого усадебного дома:
Вот тот самый упомянутый гостевой дом вдали:
Самый культурный человек в нашей семье - Василиса. Ей все интересно. Она всегда просыпается в музеях и внимательно все рассматривает:
Вокруг усадебного дома парк, газоны и цветы, деревья и спуск к реке Овстуженке:
На линии от главного фасада до моста через реку - памятник Тютчеву. Он был установлен здесь за десять лето до восстановления дома и открытия в нем музея. Скульптор - Алексей Кобилинец, и мы ещё сегодня увидим несколько его работ, у него особенный стиль, его люди хрупки и почти прозрачны, похожи скорее на эльфов, чем на людей...
От памятника усадебный дом выглядит так (как многоэтажный торт):
Пандус, но не для карет, карете там наверху негде разместиться, а, наверное, для дам в платьях сложной конструкции, которым сложно подниматься по лестнице:
За домом - вольеры с птицами:
И, разумеется, борзыми собаками:
Собак почему-то жалко. Все-таки собакам не место в клетках...
Собак мы развлекли (и заодно Василису), попрощались и, наконец, вошли в музей. В холле макет парка, на котором ещё нет восстановленного гостевого дома, видимо, макет был сделан раньше:
Музей спокойный, тихий, в залах полумрак, и время превращается в густой кисель:
В первом зале выставка работ школьников - рисунки, мозаики из соломы, аппликации. И множество бюстов:
Эту коллекцию скульптуры авторства Алексея Кобилинца музей получил в 2017 году в подарок. Здесь и сам Федор Иванович, и близкие ему люди, друзья, современники, родственники. Вот, например Иван Сергеевич Аксаков, зять:
Женщины, которых он любил. Елена Александровна Денисьева. Они встретились, когда у Тютчева уже была дочь возраста Елены, училась в Смольном институте, а Елена была на воспитании у своей тети, начальницы Смольного. Там и познакомились. Девушка стала любовницей Федора Ивановича, женатого взрослого мужчины, родила ему троих детей, потеряла положение в обществе (как и тетя, но тетя потеряла ещё и работу) и рано умерла от туберкулеза, ослабнув после третьих родов...
Мария Федоровна Тютчева - младшая, четвертая, любимая дочь, первый ребенок второй жены Тютчева, Эрнестины (кстати, узнав о гибели Денисьевой, эта великая женщина сказала о горе Федора Ивановича "его скорбь для меня священна, какой бы причиной ни была вызвана). Мария вышла замуж за героя Крымской войны и стала Бирилевой, а когда муж после долгой и мучительной для всех окружающих болезни (в том числе душевной) умер, посвятила себя созданию в Овстуге школы для крестьянских детей. Эта школа есть и сейчас, и в школе тоже есть музей.
На этой картине - прогулка Тютчевых почти в полном составе. Здесь дети от первого и второго браков (а дети от Елены Александровны, хоть в метриках они и были записаны Тютчевыми, появятся позже):
В общем, как во всех подобных местах, даже не заказывая экскурсию, можно от скучающих без посетителей хранительниц узнать все про каждый экспонат. В подробностях.
Идем дальше. Столовая:
Интерьеры, разумеется, не исторические (за редким исключением), но восстановленные по рисункам и картинам того времени.
Ещё немного
Зато настоящие - автографы поэта:
На столах по всему дому, небрежно брошенные, плывут по поверхности тягучего времени, разумеется, копии. Но легко представить, как человек не из этого мира садился в той точке пространства, в которой его настигла трансляция из мирового эфира, и записывал стихи, оставляя потом бумагу и перо as is, не задумываясь...
Исписанные листы бумаги на каждом столе. У меня так же, только не стихи
В книжных шкафах - собрания сочинений наших и зарубежных авторов, история, поэзия, философия. Математики и физики нет, и тут не нужно:
Кабинет. Вот это - историческая мебель, стол, подаренный Тютчеву старшим братом:
И моя расплывчатая веселая Василиса на папиных плечах:
Несмотря на общее впечатление недостатка финансирования, выражающееся в осыпающейся местами штукатурке, содержимое музея вызывает уважение, мебель очень правильная, продуманные интерьеры, правдоподобная имитация господского дома 19 века. Какие ножки у стола!
Василиса рассматривает с папой прижизненные издания поэзии Тютчева:
Поднимаемся на второй этаж по лестнице, расположенной прямо под главной башенкой дома. Лестница жужжит, как липа во Вщиже, разве что тон жужжания не такой богатый, масляный, как там. Поднимаю голову, и оказывается, что в башенке окна под потолком пропускают яркий свет, и несчастные мухи, шмели и прочие насекомые летают там кругами в надежде выбраться. Но выбраться им не суждено -
спуститься вниз они не догадываются, а открыть им окна башенки невозможно - без высоких приставных лестниц туда не добраться. Хранительницы обоих этажей, провожающие нашу маленькую группу, смотрят на кружение насекомых со смесью жалости и неодобрения...
На втором этаже экспозиция продолжается. Ещё картины, ещё предметы интерьера, так или иначе связанные с Овстугом и Тютчевыми. Вот, например, картина-свидетельство, что усадьба пришла в запустение ещё в конце 19 века, как и многие "дворянские гнезда", удаленные от центра цивилизации, разорившиеся после известных реформ...
Ещё стол-бюро, чуть ли не единственный без брошенного сверху черновика:
Уже почти традиционная для рассказов о моем путешествии швейная машинка. В ещё более сгущающемся по мере нашего движения послеобеденном свете из окна:
И набор для женского творчества:
А там, за окном - зелень и горячий воздух. И где-то в парке сидят на скамеечке наши старшие мальчики...
Благодарим хранительниц музея за комментарии и ответы на вопросы, спускаемся вниз под жалобное жужжание и выходим на солнце. Хочется поближе подойти к реке и памятнику Федору Ивановичу:
Алексей Кобилинец очень интересный скульптор. Его работы имеют общие черты, и каждая все-таки непохожа на другую. Его Тютчев особенный. Более воздушный и одухотворенный, чем на всех портретах, утрированно одухотворенный, как будто заранее знающий про все, что случится с его усадьбой и страной в целом, но... Мне эта интерпретация не нравится. Мне больше нравится один из портретов внутри усадьбы, я его не сфотографировала, но сейчас оказалось, что помню лучше всех. Тютчев сидит в кресле, одна рука на подлокотнике. Он написан как-то совершенно приземленно, без подчеркивания художественными средствами, просто человек в кресле. И все-таки, глядя на него, сразу понимаешь - это поэт, и поэт замечательный... А памятник какой-то уж слишком.
Ещё один раз вид на усадьбу. Теперь мы знаем, что там внутри:
Маленькая Элли Василиса на дороге из желтого кирпича:
Мы думали, она вот-вот пойдет, думали, впечатления от поездки сформируются и заставят Василису применить новые нейронные связи для придумывания навыка прямохождения, но в итоге она так и не пошла самостоятельно в тот месяц (зато заговорила, чуть позже, когда увидела море):
А дорога из желтого кирпича прекрасна. Все дорожки в парке выложены этим камнем. Не удержалась, и вот вам поближе красивая текстура:
На этих качелях мы с Василисой качались. И Василиса отдельно качалась. И я отдельно. Для того, чтобы сфотографировать их отдельно, пришлось переждать целую очередь желающих покачаться и сфотографироваться. Хорошие качели:
В парке есть ещё мостик, мельница и лебеди, но мы уже торопимся, чтобы добраться до Курска в расчетное время. В Курске нас ждут. Поэтому находим мальчишек и выбираемся из парка. Напротив главного входа - тот самый музей-школа, когда то устроенная Марией Федоровной, четвертой дочкой:
Рядом со школой - Успенский храм, новенький, розовый и очень живописный. И храм, и школа остаются ждать нашего следующего проезда по этому маршруту :)
А мы едем искать кафе, раз уж Овстуг - большое село с туристическими точками.
Про дорогу на Курск начну писать прямо сейчас.
Вот
фотографии для тех, кому не видно Яндекса.
Кстати, посоветуйте ещё какой-нибудь хороший фотохостинг на будущее, и желательно, чтобы Украине было видно. Яндекс-Фотки кончаются. Ссылки-коды для блога обещают оставить, но с новых альбомов после конца апреля код для блога выдавать не будут.