Приехав в центр распределенного в пространстве музейно-паркового комплекса "Пушкинские горы", мы совершенно не знали, куда идти. Указатели и карты есть, но чтобы ими воспользоваться, нужно знать заранее, куда тебе надо и что ты хочешь смотреть. К нашему стыду, мы ничего такого заранее не знали. Думали: приедем и увидим карту-путеводитель, или указатель "Музей - туда". Оказывается, музеев-усадьб несколько и в разных местах, есть ряд музеев, связанных с Пушкиным косвенно, а ещё есть НИИ, занимающийся изучением творчества поэта, и при нем тоже есть музей, научный, для специалистов. Совершенно растерявшись, мы обратились за помощью к продавщице мороженого, и она нас сориентировала. Отправила первым делом в Святогорский Успенский монастырь, к могиле поэта, а затем - в Михайловское, смотреть усадьбу.
Этот памятник стоит на развилке дорог, по одной из которых мы пешком добрались до монастыря, а по другой потом поехали в Михайловское, но не доехали, остановившись в деревне Бугрово (о чем тоже в журнале есть буквы и картинки). У памятника все время толпа народу, поймать поэта в момент одиночества довольно трудно...
Монастырь, напротив, уютный и тихий, все люди, только что фотографировавшиеся с Пушкиным на развилке, где-то растворяются, и мы идем по пустым дорожкам и лестницам...
Видим купола храма сквозь кроны деревьев, проходим мимо выставки колоколов и колокольцев у самого входа, замечаем бабушку, продающую букетики для возложения на могилу... Мы не купили у бабушки букетик, о чем я впоследствии пожалела, почему - будет понятно дальше.
И в Печерском, и в Святогорском монастыре туристическая территория отделена от собственно монастырской заборчиками и калитками, низкими и вполне преодолимыми физически, но явно и четко устанавливающими психологическую границу: туда вам нельзя, там все иначе. Но как и в Печорах, здесь тоже звенящая (не фигура речи, она действительно звенит) тишина и спокойствие даже на доступной посетителям территории. Мы проходим по разрешенному маршруту вокруг храма:
На втором фото - мемориальная табличка о том, что здесь в ночь с 5 на 6 февраля 1837 года стоял гроб с телом русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, и здесь же была совершена панихида.
Как все знают, дуэль с Дантесом состоялась 27 января, в Петербурге, в районе Черной речки (там тоже сейчас памятник). За жизнь поэта боролись несколько врачей, но их усилия оказались напрасны и 29 января он умер, скорее всего от перитонита (ранение было в область живота), осложненного ещё и потерей крови... Отпевание состоялось в ночь на 1 февраля в Петербурге, а затем тело Пушкина повезли в Святогорский Успенский монастырь для погребения.
С обратной стороны храма - родовая усыпальница Ганнибалов-Пушкиных, и отдельно - могила самого Александра Сергеевича:
И вот тут я вспоминаю бабушку с полевыми цветами без полиэтилена и пластмассы и жалею, что мы не взяли такой букетик. Это был первый мемориал на нашем пути, изуродованный букетами в полиэтиленовых аляповатых пакетах и яркими кричащими пластмассовыми веночками. Их настолько много, и они настолько инородны памятнику (а также друг другу), что даже фотографировать надпись на надгробии я не решилась "в полный рост" - там внизу куча этих несчастных пластмассовых веночков. Бабушкин букетик мог бы немного перетянуть чашу весов на сторону добра...
На третьем фото - вход в монастырь, а на четвертом, наконец, памятник на развилке остался один и попал в кадр в полный рост. Дальше мы сядем в машину и поедем в Михайловское (но не доедем, придется ещё раз вернуться позже).