Правила хорошего путешествия 3. Как обойтись без игрушек и компьютера?

Jul 06, 2012 21:42


Раз уж я затронула трепетную для многих тему воздушных полетов, то поделюсь выстраданным: как удержать чадо на месте и уберечь его (а также остальных пассажиров) от непродуманных действий? А если чадо не одно? А когда попросят отключить в целях безопасности все электроприборы? Как быть?!
Спокойно, без паники! Конечно же, Вы не хотите брать с собой в ручную кладь говорящую куклу (заводной паровозик), собрание пазлов,  домашний кегельбан и три томика про Карлсона, который живет на крыше. К тому же на компактных сиденьях экономического класса развернуться со всем этим добром будет негде. Я предлагаю обойтись совсем без игрушек, используя лишь живой ум и подручные материалы.
Итак, поехали. То есть, полетели :)
Для начала можно попробовать увлечь ребенка неподвижными играми.

Зарядка для ума[15 игр на развитие логики, памяти, воображения]
  1. Просим ребенка перечислить утилитарные функции того или иного предмета. Как можно применить ведро? Для чего люди используют воду? Эти вопросы помогут детке включить логику и воображение.
  2. Движемся к философским категориям и развиваем образное мышление. Задаем ребенку вопросы и строим с ним логические цепочки. Здесь и далее для наглядности буду приводить примеры игр с собственным сыном.
    Для чего наступает ночь? - Чтобы люди ложились спать. А для чего людям нужно ложиться спать? - Чтобы отдохнуть. А для чего им нужно отдыхать? - Чтобы быть сильным. А зачем нужно быть сильным? - Чтобы защищать своего брата!
  3. Играем в обобщения. Клубника, вишня, смородина, крыжовник - что это? Ягоды!
  4. Вычленяем лишнее: стул, шкаф, автомобиль, парта. 
  5. Ищем отличия. Чем отличаются корова и синица? Ответы могут Вас удивить. Мой сын сказал: корова ближе, а синица дальше. :)
  6. Находим антонимы. Ребенку понятнее, если привязывать их к предметам. 
    Солнце круглое, а окошко? Прямоугольное! Огонь горячий, а лед? Холодный!
  7. Считать все, что видите: пуговицы на рубашке, сиденья в ряду, ланч-боксы в тележке стюардессы, людей в очереди у туалета :)) 
  8. Расслабляемся. Cмотрим на проплывающие под крылом самолета облака и представляем, на что они похожи.
  9. Придумываем предмет и просим его описать. Арбуз - какой? Огромный, круглый, с косточками.
  10. Если на телефоне есть разные музыкальные фрагменты и композиции, слушаем и просим ребенка описать музыку. Грустная или веселая? быстрая или медленная? И т.д.
  11. Читаем какое-нибудь стихотворение, которое знаем наизусть, но не договариваем последнего слова в строфе. Ребенок угадывает слово в рифму.
  12. Выбираем в бортовом журнале интересное сюжетное фото или  иллюстрацию и пробуем с ребенком придумать историю про этого персонажа: куда и зачем он идет, откуда, о чем думает, что собирается делать?
  13. А вот еще замечательная идея, найденная на просторах интернета - ею делится автор детских презентаций девушка Катя- "Волшебная страничка". Это лист бумаги А4, заполненный разными маленькими картинками, по которым можно придумывать разные игры: найди лошадку, найди все съедобное, кто говорит «кукуреку»?, что слева от божьей коровки?  и т.д. 

Игры немного поживее
13. Отбиваем ладошами ритм, ребенок должен в точности его повторить.
14. Положим на столик 3-4 предмета. Попросим ребенка закрыть глаза. Уберем один. Какого не хватает? Если ребенок будет отвечать уверенно и без промедлений, увеличить число предметов.
15. Прячем под пледом (предварительно взятым у стюардессы :) какой-нибудь предмет. Просим ребенка наощупь определить, что спрятано. 
С крохами отлично идет вариация этой игры - игра в прятки: прячете под пледом предмет и вместе удивляетесь, куда пропало? А потом так же вместе радуетесь, когда малыш нашел :)


Подвижные игры
Всем известно, что дети физически не могут долго находиться без движения. И спустя максимум час полета эта проблема встанет перед Вами во всем своем суровом величии в лице затюканного ногами в с спину соседа спереди. Так что, невзирая на тесноту сидений и бесконечно снующих по проходу стюардесс с тележками, проблему неприкаянных детских ног (а также рук и прочих членов) придется как-то решать. Пробежаться до туалета можно, конечно, разок-другой, но придется долго стоять на финише, и кпд такой тренировки будет низковат. [Зарядка для пальцев и хвоста]

Зарядка для хвоста
А можно устроить игру-гимнастику, не вставая с сиденья! Дотронься большим пальцем левой руки до потолка, а правой коленкой до левого уха! А теперь затылком - до правого подлокотника, высунь вправо язык, а левой пяткой закрой шторку иллюминатора. Чем сложнее Вы даете задания, тем более радостными и непринужденными становятся Ваши дети :)

Малыши любят попрыгать на маминых коленях, поддерживаемые за пояс, - с ними, конечно, физически тяжелее, чем с детками постарше - даже дома, не говоря уж об условиях вынужденного заточения.
Мой опыт: если броуновское движение окончательно меня выматывало, то я поднимала дитя над головой, и он тут же успокаивался, цеплялся за спинку кресла и подолгу разглядывал людей. А они - его (пассажирам в самолете тоже бывает скучно :)

И оба мои сына до года очень любили соседским тетям улыбаться :) То есть когда они высовывали голову поверх сиденья и видели позади симпатичное лицо, то все - деть был занят надолго: они строили друг другу глазки. :) 
Зарядка для пальчиков
С малышом можно играть в пальчиковые игры.  Помимо всем известной сороки-вороны и продающей орешки белки существуют пальчиковые игры с мячиками. На роль мячиков хорошо подходят маленькие разноцветные каучуковые шарики из автоматов по 5 рублей. Дети их обычно канючат, а потом не знают, что с ними делать.

Вот примерный комплекс пальчиковых игр с мячом (позаимствовано, кажется, с ourkids.ru)
[9 упражнений для пальцев с мячом]

1. Мячик сильно посжимаю и ладошку поменяю.
Сжимать мячик сначала правой, а потом левой рукой
«Здравствуй, мой любимый мячик!» - cкажет утром каждый пальчик.
Удерживать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем.

2.Крепко мячик обнимает, никуда не выпускает.
Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем.
Только брату отдает: брат у брата мяч берет.
Передать мяч, удерживаемый большим и указательным пальцами правой руки, в соответствующие пальцы левой руки.

3.Два козленка мяч бодали и другим козлятам дали.
Удерживать мячик указательными пальцами обеих рук. Затем - средними пальцами и т.д.

4.По столу круги катаю, из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу, вправо-влево, как хочу.
Катать мяч ладошкой круговыми движениями, затем вправо-влево, назад - вперед.

5.Танцевать умеет танец на мяче мой каждый палец.
Катать мяч кончиками пальцев одной руки: указательным, потом средним, безымянным и мизинцем.

6.Мячик пальцем разминаю, вдоль по пальцам мяч гоняю.
Катать мяч всей длиной пальцев правой руки.

7.Мячик мой не отдыхает - между пальцами гуляет.
Удерживать мяч между указательным  и средним пальцами, затем - между средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем.

8.Поиграю я в футбол и забью в ладошку гол.
Отбивать мячик по столу от одной ладошки к другой

9.Сверху правой, снизу левой я его катаю смело.
Правой ладошкой катать мяч по левой ладони.
Поверну, а ты проверь - сверху правая теперь!
Перевернуть ладошки и снова катать


И простые потешки тоже расскажу - вдруг кто не знает?
[Несколько пальчиковых игр-потешек]

Птичка
Птичка-птичка, вот тебе водичка,
Водить пальцем по открытой ладошке ребенка по часовой стрелке.
Вот тебе и крошки на моей ладошке
Ногтем быстро стучать по ладошке

Белка и друзья
Сидит белка на тележке, продаёт она орешки: 
Лисичке-сестричке,  воробью, синичке, 
Мишке косолапому,  заиньке усатому. 
Поочерёдно интенсивно поглаживать, а затем загибать все пальцы, начиная с большого.

Грибники
Те же действия, но начиная с мизинца и с другим звукорядом:
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик резать стал,
Ну а этот взял и съел,
Оттого и потолстел!

Пальчики
Раз, два, три, четыре, пять, 
Вышли пальчики гулять! 
Ручка -в кулаке. Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца.
Раз, два, три, четыре, пять, 
В домик спрятались опять. 
Сгибаем их в том же порядке

Пальчики-2
Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать:
Из кулаков вынимать по одному пальцу, затем покрутить в воздухе открытыми кистями с растопыренными  пальчиками
Крепкие, дружные, все такие нужные. 
Снова поочерёдно собирать пальчики в кулачок, начиная с большого. 
Тише, тише, тише, не шумите, наших деток не будите! 
Птички станут щебетать, будут пальчики вставать!
Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. 

  • С ребенком постарше можно  складывать с помощью рук и пальцев различные предметы: лодку, стул, пароход, птицу, собачью пасть. Особенно сложные модели можно "собирать" в четыре руки :)
  • Для самых маленьких хороши ласковые пестушки. О них я расскажу в другой раз :)
  • И детям любого возраста понравится вырывать по контуру иллюстрации со страниц старого журнала, а оставшееся просто разрывать на кусочки.

  • Еще одно развлечение - расстегивать-застегивать пуговицы, липучки и молнии на имеющейся одежде/обуви.

  • Старые добрые игры с монетками - помимо зарисовывания по накрытой сверху бумаге, монетки можно прятать, рассовывать по карманам, перекладывать и считать. 
  • И, конечно, отличное занятие для всех возрастов - рисование! Для этого достаточно иметь при себе лист и ручку, а еще удобнее  воспользоваться выданными детям на борту карандашами и раскраской. Во многих авиакомпаниях именно это развлечение предлагают детям стюардессы в самолете.  



Приятного вам полета! :)Продолжение о "легких" играх - в статье " Правила хорошего перелета 6. Легкая артиллерия игр"
Предыдущий пост про самолеты тут

трипы. Зарубежье и Россия, развие раннее, игры и забавы

Previous post Next post
Up