Правила хорошего путешествия 3. Как обойтись без игрушек и компьютера?
Jul 06, 2012 21:42
Раз уж я затронула трепетную для многих тему воздушных полетов, то поделюсь выстраданным: как удержать чадо на месте и уберечь его (а также остальных пассажиров) от непродуманных действий? А если чадо не одно? А когда попросят отключить в целях безопасности все электроприборы? Как быть?! Спокойно, без паники! Конечно же, Вы не хотите брать с собой в ручную кладь говорящую куклу (заводной паровозик), собрание пазлов, домашний кегельбан и три томика про Карлсона, который живет на крыше. К тому же на компактных сиденьях экономического класса развернуться со всем этим добром будет негде. Я предлагаю обойтись совсем без игрушек, используя лишь живой ум и подручные материалы. Итак, поехали. То есть, полетели :) Для начала можно попробовать увлечь ребенка неподвижными играми.
Просим ребенка перечислить утилитарные функции того или иного предмета. Как можно применить ведро? Для чего люди используют воду? Эти вопросы помогут детке включить логику и воображение.
Движемся к философским категориям и развиваем образное мышление. Задаем ребенку вопросы и строим с ним логические цепочки. Здесь и далее для наглядности буду приводить примеры игр с собственным сыном. Для чего наступает ночь? - Чтобы люди ложились спать. А для чего людям нужно ложиться спать? - Чтобы отдохнуть. А для чего им нужно отдыхать? - Чтобы быть сильным. А зачем нужно быть сильным? - Чтобы защищать своего брата!
Играем в обобщения. Клубника, вишня, смородина, крыжовник - что это? Ягоды!
Вычленяем лишнее: стул, шкаф, автомобиль, парта.
Ищем отличия. Чем отличаются корова и синица? Ответы могут Вас удивить. Мой сын сказал: корова ближе, а синица дальше. :)
Находим антонимы. Ребенку понятнее, если привязывать их к предметам. Солнце круглое, а окошко? Прямоугольное! Огонь горячий, а лед? Холодный!
Считать все, что видите: пуговицы на рубашке, сиденья в ряду, ланч-боксы в тележке стюардессы, людей в очереди у туалета :))
Расслабляемся. Cмотрим на проплывающие под крылом самолета облака и представляем, на что они похожи.
Придумываем предмет и просим его описать. Арбуз - какой? Огромный, круглый, с косточками.
Если на телефоне есть разные музыкальные фрагменты и композиции, слушаем и просим ребенка описать музыку. Грустная или веселая? быстрая или медленная? И т.д.
Читаем какое-нибудь стихотворение, которое знаем наизусть, но не договариваем последнего слова в строфе. Ребенок угадывает слово в рифму.
Выбираем в бортовом журнале интересное сюжетное фото или иллюстрацию и пробуем с ребенком придумать историю про этого персонажа: куда и зачем он идет, откуда, о чем думает, что собирается делать?
А вот еще замечательная идея, найденная на просторах интернета - ею делится автор детских презентаций девушка Катя- "Волшебная страничка". Это лист бумаги А4, заполненный разными маленькими картинками, по которым можно придумывать разные игры: найди лошадку, найди все съедобное, кто говорит «кукуреку»?, что слева от божьей коровки? и т.д.
Игры немного поживее 13. Отбиваем ладошами ритм, ребенок должен в точности его повторить. 14. Положим на столик 3-4 предмета. Попросим ребенка закрыть глаза. Уберем один. Какого не хватает? Если ребенок будет отвечать уверенно и без промедлений, увеличить число предметов. 15. Прячем под пледом (предварительно взятым у стюардессы :) какой-нибудь предмет. Просим ребенка наощупь определить, что спрятано. С крохами отлично идет вариация этой игры - игра в прятки: прячете под пледом предмет и вместе удивляетесь, куда пропало? А потом так же вместе радуетесь, когда малыш нашел :)
Подвижные игры Всем известно, что дети физически не могут долго находиться без движения. И спустя максимум час полета эта проблема встанет перед Вами во всем своем суровом величии в лице затюканного ногами в с спину соседа спереди. Так что, невзирая на тесноту сидений и бесконечно снующих по проходу стюардесс с тележками, проблему неприкаянных детских ног (а также рук и прочих членов) придется как-то решать. Пробежаться до туалета можно, конечно, разок-другой, но придется долго стоять на финише, и кпд такой тренировки будет низковат. [Зарядка для пальцев и хвоста]
Зарядка для хвоста А можно устроить игру-гимнастику, не вставая с сиденья! Дотронься большим пальцем левой руки до потолка, а правой коленкой до левого уха! А теперь затылком - до правого подлокотника, высунь вправо язык, а левой пяткой закрой шторку иллюминатора. Чем сложнее Вы даете задания, тем более радостными и непринужденными становятся Ваши дети :)
Малыши любят попрыгать на маминых коленях, поддерживаемые за пояс, - с ними, конечно, физически тяжелее, чем с детками постарше - даже дома, не говоря уж об условиях вынужденного заточения. Мой опыт: если броуновское движение окончательно меня выматывало, то я поднимала дитя над головой, и он тут же успокаивался, цеплялся за спинку кресла и подолгу разглядывал людей. А они - его (пассажирам в самолете тоже бывает скучно :)
И оба мои сына до года очень любили соседским тетям улыбаться :) То есть когда они высовывали голову поверх сиденья и видели позади симпатичное лицо, то все - деть был занят надолго: они строили друг другу глазки. :) Зарядка для пальчиков С малышом можно играть в пальчиковые игры. Помимо всем известной сороки-вороны и продающей орешки белки существуют пальчиковые игры с мячиками. На роль мячиков хорошо подходят маленькие разноцветные каучуковые шарики из автоматов по 5 рублей. Дети их обычно канючат, а потом не знают, что с ними делать.
1. Мячик сильно посжимаю и ладошку поменяю. Сжимать мячик сначала правой, а потом левой рукой «Здравствуй, мой любимый мячик!» - cкажет утром каждый пальчик. Удерживать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем.
2.Крепко мячик обнимает, никуда не выпускает. Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем. Только брату отдает: брат у брата мяч берет. Передать мяч, удерживаемый большим и указательным пальцами правой руки, в соответствующие пальцы левой руки.
3.Два козленка мяч бодали и другим козлятам дали. Удерживать мячик указательными пальцами обеих рук. Затем - средними пальцами и т.д.
4.По столу круги катаю, из-под рук не выпускаю. Взад-вперед его качу, вправо-влево, как хочу. Катать мяч ладошкой круговыми движениями, затем вправо-влево, назад - вперед.
5.Танцевать умеет танец на мяче мой каждый палец. Катать мяч кончиками пальцев одной руки: указательным, потом средним, безымянным и мизинцем.
6.Мячик пальцем разминаю, вдоль по пальцам мяч гоняю. Катать мяч всей длиной пальцев правой руки.
7.Мячик мой не отдыхает - между пальцами гуляет. Удерживать мяч между указательным и средним пальцами, затем - между средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем.
8.Поиграю я в футбол и забью в ладошку гол. Отбивать мячик по столу от одной ладошки к другой
9.Сверху правой, снизу левой я его катаю смело. Правой ладошкой катать мяч по левой ладони. Поверну, а ты проверь - сверху правая теперь! Перевернуть ладошки и снова катать
Птичка Птичка-птичка, вот тебе водичка, Водить пальцем по открытой ладошке ребенка по часовой стрелке. Вот тебе и крошки на моей ладошке Ногтем быстро стучать по ладошке
Белка и друзья Сидит белка на тележке, продаёт она орешки: Лисичке-сестричке, воробью, синичке, Мишке косолапому, заиньке усатому. Поочерёдно интенсивно поглаживать, а затем загибать все пальцы, начиная с большого.
Грибники Те же действия, но начиная с мизинца и с другим звукорядом: Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик резать стал, Ну а этот взял и съел, Оттого и потолстел!
Пальчики Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять! Ручка -в кулаке. Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца. Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять. Сгибаем их в том же порядке
Пальчики-2 Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать: Из кулаков вынимать по одному пальцу, затем покрутить в воздухе открытыми кистями с растопыренными пальчиками Крепкие, дружные, все такие нужные. Снова поочерёдно собирать пальчики в кулачок, начиная с большого. Тише, тише, тише, не шумите, наших деток не будите! Птички станут щебетать, будут пальчики вставать! Раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы.
С ребенком постарше можно складывать с помощью рук и пальцев различные предметы: лодку, стул, пароход, птицу, собачью пасть. Особенно сложные модели можно "собирать" в четыре руки :)
Для самых маленьких хороши ласковые пестушки. О них я расскажу в другой раз :)
И детям любого возраста понравится вырывать по контуру иллюстрации со страниц старого журнала, а оставшееся просто разрывать на кусочки.
Еще одно развлечение - расстегивать-застегивать пуговицы, липучки и молнии на имеющейся одежде/обуви.
Старые добрые игры с монетками - помимо зарисовывания по накрытой сверху бумаге, монетки можно прятать, рассовывать по карманам, перекладывать и считать.
И, конечно, отличное занятие для всех возрастов - рисование! Для этого достаточно иметь при себе лист и ручку, а еще удобнее воспользоваться выданными детям на борту карандашами и раскраской. Во многих авиакомпаниях именно это развлечение предлагают детям стюардессы в самолете.