Давно наболело

May 26, 2005 16:36

Проблема машихизма для меня прежде всего проблема эпистомологии Иудаизма. Что мы знаем, а что нет, и почему? Если значительная часть вполне богобоязненной и довольно образованной (в еврейском смысле) еврейской религиозной общины исповедует такую откровенную чушь, то откуда мы знаем, что то, что исповедуют другие на самом деле не чушь? Я намеренно ( Read more... )

машихизм, philosophy, judaism

Leave a comment

Comments 122

nomen_nescio May 26 2005, 06:44:50 UTC
Ниоткуда. У нас в местечке никто не непогрешим ex cathedra, и любая теология, не противоречащая трём принципам Альбо - 1) Бог один, 2) Тора истинна и Израиль избран, 3) есть воздаяние - не может быть объявлена еретической, пока Синедриона нет.

Reply

malenkiy_scot May 26 2005, 07:00:29 UTC
Ты не понял моего вопроса. Попробую перефразировать: почему мы вообще верим в истинность Иудаизма?

Reply

nomen_nescio May 26 2005, 07:01:50 UTC
Да потому что нам так хочется. Мы свободно выбрали веру в данную систему аксиом. По-простому: мы выдумали себе Бога и поверили в Него полною верою.

Reply

malenkiy_scot May 26 2005, 07:03:19 UTC
Я не принимаю такой подход.

Reply


shaulreznik May 26 2005, 06:50:29 UTC
Если значительная часть вполне богобоязненной и довольно образованной (в еврейском смысле) еврейской религиозной общины исповедует такую откровенную чушь

Во времена Шабтая Цви еврейские религиозные общины были не менее богобоязненными - а все ж...

Reply

malenkiy_scot May 26 2005, 06:52:28 UTC
Это только усиливает вопрос.

Reply

antidos May 26 2005, 08:38:32 UTC
Мне кажется, проблема тут в повышенном ожидании Машиаха. Если он не приходит, то люди начинают придумывать себе пришедшего Машиаха, и весьма этим увлекаются.

Reply

shaulreznik May 26 2005, 08:46:42 UTC
От ошибок никто не застрахован - см. пример первосвященника Йоханана, упоминаемый в "Пиркей-авот". Это и есть свобода выбора.

Reply


michaelko May 26 2005, 09:00:51 UTC
Уподливые формы мошихизма - это результат неграмотности людей, понимающих глубокие понятия в их поверхностном смысле, и не дающих себе труда думать дальше.
Дураков не так много, но они шумные и привлекают внимание.
Первый термин, который не понимается и подтасовывается, это жизнь.
В Тании говорится о жизни праведника как о его любви, трепете и вере.
Кто-то из тех кто обсуждает эту тему помнит об этом?

Reply

malenkiy_scot May 26 2005, 09:05:56 UTC
Отлично.

А теперь замени "уродливые формы машихизма" ортодоксальным Иудаизмом.

Reply

michaelko May 26 2005, 09:14:13 UTC
Заменяю. Иудаизм развивается (на основе главы Шофтим), управляется теократией, то есть специалистами в Торе.
Среди образованных в Торе людей и среди "мошихистских" раввинов нет высказываний выходящих за рамки ортодоксального иудаизма, но к сожалению они позволяет людям менее грамотным жонглировать с терминами.
Возможная причина этого - боязнь, что если эту игрушку у тех отнять, то они вообще оставят Тору.

Reply

malenkiy_scot May 29 2005, 04:21:03 UTC
Здесь я не согласен сразу на нескольких уровнях. Прежде всего, я считаю, что не лидеры определяют иудаизм, а сами евреи. И в соответствии с этим мы выбираем своих лидеров.

"Выходит или не выходит за рамки ортодоксального иудаизма" - это вопрос чисто технический. Для меня Иудаизм - не религия или учение, а моя жизнь. Которую, как известно, "нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно". Поэтому я хочу знать - как. Жить самообманом, по крайней мере в той степени, в которой я могу этого избежать - не лучшее времяпрепровождение. Отсюда и вопрос, как избежать самообмана?

>Возможная причина этого - боязнь, что если эту игрушку у тех отнять, то они вообще оставят Тору.

Ну это просто цинизм.

Конечно, "истина ... проходит от одного конца до другого", т.е. может быть истина для тебя, истина для меня, и т.д. Но все-таки, даже в сильно упрощенном варианте, это не ложь.

Reply


weinerk May 26 2005, 12:02:37 UTC
Мои соображения из недавних дискуссий - не совсем точно в тему, но в целом уместно:

К вопросу о ТОРА МИ-СИНАЙ.

Как вам такая аналогия:
Если я дам тебе семечку из которой вырастет подсолнух из которого вырастет поле подсолнухов итд.
В определенном смысле я дал тебе поле подсолнухов.

Определяющие параметры - и генетический материал семени, и уход, и погода, итд...
(все, кстати говоря, в поле Его компетенции)
Но ключевым аспектом нашей веры ИМХО - обещание Всевышнего,
что не оставит народ и всегда есть связь через мудрецов.

Важно абсолютно особое понимание и отношение к роли мудрецов в нашей традиции -
они не писари истории - а проводники ТОРЫ в мир.

Исходя только из холодного рационалистического анализа -
гарантировано прийти к тем или иным логическим противоречиям
и к закономерному результату - к безверию.

Без ЭМУНАТ ХАХАМИМ - в том числе и в том что они наделены
высшей мудростью/компетенцией/полномочиями -
еврейство неубедительно/несостоятельно/нежизнеспособно.

Reply

malenkiy_scot May 29 2005, 04:27:41 UTC
>Без ЭМУНАТ ХАХАМИМ - в том числе и в том что они наделены высшей мудростью/компетенцией/полномочиями

Итак, кому мы верим и до какой степени?

Reply

weinerk May 29 2005, 07:22:32 UTC
Хороший вопрос... конкретный/прикладной/практический ( ... )

Reply


Ну, ты задачи задаёшь, барин! ymarkov June 1 2005, 13:08:04 UTC
Хочется комментировать где-то каждый 10-е заявление, но времени на такое нет :-( Ограничусь вот чем: ИМХО ты сам идентифицировал исток наболевшего, а именно ( ... )

Reply

Re: Ну, ты задачи задаёшь, барин! malenkiy_scot June 2 2005, 08:09:56 UTC
1) "Иудаизм для меня невозможен без хасидизма в его Хабадской трактовке"

Скажем так: серьезное отношение к ортодоксальному Иудаизму. Как другие версии иудаизма работают для других? Да так, на суеверии.

>А второе - это корень проблемы. Ты же говорил, что тебя привлекли идеи? А потом завязываешь всё на лидере.

Я сказал, что меня привлекли люди, как носители идей.

Reply

Re: Ну, ты задачи задаёшь, барин! ymarkov June 2 2005, 14:31:41 UTC
Да так, на суеверии.
Абыжаешш. Не слишком ли blanket statement? Какие суеверия, к примеру, ты усматриваешь в моей версии иудаизма?

привлекли люди, как носители идей.
Это нормальная причина для того, чтобы приблизиться/заинтересоваться, но чтобы остаться, нужно нечто большее, ИМХО. Например, у идей тоже должен быть смысл, разве нет?

Reply

malenkiy_scot June 3 2005, 09:15:18 UTC
Я немного сомневаюсь в ортодоксальности твоей версии Иудаизма.

>Например, у идей тоже должен быть смысл, разве нет?

Я не умею сам судить о правильности сложных идей. Меня всегда привлекали или не привлекали конкретные люди.

Reply


Leave a comment

Up