Давно наболело

May 26, 2005 16:36

Проблема машихизма для меня прежде всего проблема эпистомологии Иудаизма. Что мы знаем, а что нет, и почему? Если значительная часть вполне богобоязненной и довольно образованной (в еврейском смысле) еврейской религиозной общины исповедует такую откровенную чушь, то откуда мы знаем, что то, что исповедуют другие на самом деле не чушь? Я намеренно ( Read more... )

машихизм, philosophy, judaism

Leave a comment

Ну, ты задачи задаёшь, барин! ymarkov June 1 2005, 13:08:04 UTC
Хочется комментировать где-то каждый 10-е заявление, но времени на такое нет :-( Ограничусь вот чем: ИМХО ты сам идентифицировал исток наболевшего, а именно ( ... )

Reply

Re: Ну, ты задачи задаёшь, барин! malenkiy_scot June 2 2005, 08:09:56 UTC
1) "Иудаизм для меня невозможен без хасидизма в его Хабадской трактовке"

Скажем так: серьезное отношение к ортодоксальному Иудаизму. Как другие версии иудаизма работают для других? Да так, на суеверии.

>А второе - это корень проблемы. Ты же говорил, что тебя привлекли идеи? А потом завязываешь всё на лидере.

Я сказал, что меня привлекли люди, как носители идей.

Reply

Re: Ну, ты задачи задаёшь, барин! ymarkov June 2 2005, 14:31:41 UTC
Да так, на суеверии.
Абыжаешш. Не слишком ли blanket statement? Какие суеверия, к примеру, ты усматриваешь в моей версии иудаизма?

привлекли люди, как носители идей.
Это нормальная причина для того, чтобы приблизиться/заинтересоваться, но чтобы остаться, нужно нечто большее, ИМХО. Например, у идей тоже должен быть смысл, разве нет?

Reply

malenkiy_scot June 3 2005, 09:15:18 UTC
Я немного сомневаюсь в ортодоксальности твоей версии Иудаизма.

>Например, у идей тоже должен быть смысл, разве нет?

Я не умею сам судить о правильности сложных идей. Меня всегда привлекали или не привлекали конкретные люди.

Reply

ymarkov June 7 2005, 14:51:31 UTC
Я немного сомневаюсь в ортодоксальности твоей версии Иудаизма.
Только немного? Я не спорю, но было бы интересно понять, из чего ты делаешь такой вывод. Уж не из отсутствия ли у меня суеверий?

Я не умею сам судить о правильности сложных идей.
Ну вот опять ты... Мрак. Не верю я в такой мир, где нормальный человек не может понять хотя бы базовые идеи. О каких сложных идеях идёт речь? И куда ты задевал свой экземпляр бритвы Оккама?

Reply

malenkiy_scot June 15 2005, 03:46:55 UTC
>Уж не из отсутствия ли у меня суеверий?

Я серьезно сомневаюсь в отсутствии у тебя суеверий

>О каких сложных идеях идёт речь?

Сейчас нету времени на этом сосредотачиваться, но, может быть, как-нибудь потом обсудим

>И куда ты задевал свой экземпляр бритвы Оккама?

Бритва Оккама не совместима с религиозным подходом.
http://groups.msn.com/judaismfaqs/doesoccamsrazorfavorthedocumentarytheory.msnw

В частности в этом и дело, почему я не могу судить даже о не очень сложных идеях: мои инстинкты познания не соответствуют "инстинктам" Торы. Устная Тора, на мой взгляд, и является (среди прочего) набором таких инстинктов. Когда мы говорится "Мойше передал Тору Еошуа", то имеется в виду не столько формальное обучение, сколько соответствующий подход. "Еошуа не выходил из шатра Мойше" - он впитывал в себя правильный подход, который возможно воспринять только постоянным непосредственным наблюдением.

Reply

yyi August 7 2005, 04:10:57 UTC
пардон за воскрешение древней дискуссии, но мои 5 копеек:

> Бритва Оккама не совместима с религиозным подходом.

Мне кажется что это может быть так только если мы рассматриваем иудаизм (или любую серьезную религию) как "обьяснение", как ответ. Имхо, это неправильный подход, а скорее иудаизм это традиция вопроса и метода поиска ответа. Это то что задает диспозицию где Человек (каждый в отдельности) несет Ответственность.

Reply

malenkiy_scot August 7 2005, 08:03:04 UTC
Я почти совсем не понял Вашу мысль. Вы можете подробнее ( ... )

Reply

yyi August 7 2005, 20:08:32 UTC
> Вы можете подробнее ( ... )

Reply

malenkiy_scot August 10 2005, 09:45:30 UTC
Прежде всего, под "религиозным подходом" я подразумевал не религию вообще, а исключительно Иудаизм.

В принципе, видимо, может существовать религиозный подход, который не опирается на объяснения "природы" мироздания и божественности (например, Коhелет, если посмотреть на него с определенной точки зрения). Но еще раз повторю, что это не подход, избранный Иудаизмом.

Вы наверное помните "нервную" реакцию Раши именно на эти обьяснения происхождения мира

Раши намекает (а Рамбан говорит в открытую) на то, что историю Берейшит нельзя понимать исчерпывающе. Тем не менее, оба они согласны, что она в общих чертах описывает происхождение мира. Более того, из этой истории мы сразу же учим две вполне конкретные вещи: соблюдение Шабоса и еврейское "право" на Землю Израиля (см. первого же Раши). То есть два из важнейших практических принципов Иудаизма держатся на определенном объяснении мироздания. Если же мы применим бритву Оккама к этой модели сотворения мира, то она останется лежать в подворотне с перерезанным горлом.

Понятие "добра" и "зла" в ( ... )

Reply

mratner August 8 2005, 02:59:51 UTC
Традиция поиска ответа практически умерла с завершением Талмуда. В этом моя главная притензия к ортодоксальному Иудаизму.

Это ты средневековым каббалистам расскажи... ;)

Reply

malenkiy_scot August 8 2005, 15:49:04 UTC
Ага, видно влияние Шолема.

Я имею в виду вот что: послеталмудический Иудаизм в основном превратился из традиции поиска ответов какие бы они ни были (основываясь, конечно же, на определенных принципах и ценностях), в традицию апологетики Талмуда. Т.е. априори мы предполагаем, что Талмуд абсолютно прав, в корне непротиворечив, и содержит все ответы в той или иной форме; давайте теперь эти ответы оправдывать. При этом развилось два основных подхода: схоластический (талмудизм) и мистический (кабала). Первый пытается "решить" Талмуд логически изнутри, что часто приводит к еще большим трудностям. Второй, видя трудности первого, соткал некую более-менее стройную картину мироздания, целью коего является соединение Кудша-брих-у и Шхины путем исполнения заповедей (или, скорее, ритуалов), в точности как они предписаны алахой. Проблема с этим вторым подходом в его бесдоказательности.

Reply

mratner August 9 2005, 03:34:32 UTC
Проблема с этим вторым подходом в его бесдоказательности.

Это метод. Ты видишь дорогу, ведущую наверх, скрывающуюся за отрогом горы. Как доказать, что она приведет тебя к вершине? Только если по ней идти...

Reply

malenkiy_scot August 10 2005, 08:14:53 UTC
Это очень опасный метод - в том смысле, что он быстро может привести к суеверию и бесцельно прожитой жизни -, если не принимать его без известной доли скептицизма. Но малейший скептицизм приводит практически к полному отвержению, т.к. проверить самому ничего нельзя и все приходится принимать на веру.

Reply


Leave a comment

Up