Экскурсия по Хиве, продолжение

Nov 01, 2015 15:22

Предыдущий пост про Хиву рассказал про западную часть старого города - старый ханский дворец-крепость, недостроенный минарет и медресе, в одной из которых был роскошный музей с золотыми украшениями и остановился на мавзолее Пахлавана Махмуда. А сейчас будет продолжение - еще музей старого быта, большая мечеть и новый ханский дворец. А потом экскурсия закончилась, мы немного отдохнули и поднялись на сторожевую башню в старом ханском дворце-крепости и любовались великолепными видами Хивы. Ну а открывает пост фотка из нового ханского дворца и вы можете немного подумать - это манекены или живые люди?

Это медресе расположено рядом с самым высоким минаретом Хивы. Сам минарет на фотку не поместился, он был на фотках предыдущего поста и еще будет.

Построено это все в начале 20 века премьером вернее, великим визирем Хивинского ханства Ислам-ходжой. Он был весьма просвещенным и много делал в государстве. И, как водится у таких деятелей, его участь была печальной. Он был назначен визирем сильным Мухаммад Рахим-ханом, который почти 50 лет правил Хивой, хотя и не смог сохранить независимость ханства. оно вошло в состав России. А потом Мухамад-хан умер, престол получил его сын Асфандияр-хан, гораздо более слабый. И приближенные убедили его, что сильный визирь - опасен. В результате визирь был "убит неизвестными" - сместить его хан не мог.

Сейчас в медресе музей. Входим во внутренний двор.

Как обычно в медресе -собственная мечеть. место для молитвы роскошно украшенное керамикой.

Идем по кругу по кельям учеников. Старые деревянные колонны и двери.

Конская упряжь - чтобы запрягать пары.

Столик.

Головные уборы и другие аксессуары.

А это - одежда в полный рост.

Эта штука явно откуда-то принесена,скорее всего из мечети или мавзолея. Но что именно - я не понимаю.

А это - среднеазиатский самовар. Они все в виде кувшинов, а не с краниками для воды, как наши.

Национальные ковры. Мы их видели много в отдельном музее в Бухаре, но тут тоже представлены.

И есть такой роскошный ковер с национальным поэтом Алишером Навои.

Керамика. Мужчина на тарелке - красив.

А это - какое-то непонятное украшение.

Выходим. Напротив медресе - здание первой русской школы в Хиве.

А мы идем дальше по старым улочкам. Вот такие вот уголки, позади здания виден тот самый высокий минарет. Весь изукрашен керамикой, что является отличительным стилем минаретов Хивы.

А здесь керамика сувенирная - шахматы и фигурки.

Вокруг мавзолея Пахлавана Махмуда раскинулось кладбище. Это вид с соседней улицы.

А здесь на территории ресторана, стоит национальная юрта.

Трон для фотографий.

А мы дошли до Джума-мечети. Мечеть велика, потолок опирается на множество деревянных колонн. Некоторые из них сохранились аш с 10 века. Они - наиболее толстые и растрескавшиеся от времени.

Место для муллы, читающего проповеди.

В стенах мечети вмурованы кувшины и есть проходы для акустики.

Выходим и идем узкими улочками к новому ханскому дворцу. Он, собственно, не слишком новый, середина 19 века, в то время как старый построен в основном в начали 19 века, просто на территории старой крепости. По пути - мавзолей.

А это - стена дворца. На зубцах наверху - старая плитка.

По пути проходим какое-то старое строение. Ворота закрыты.

Но через щелку можно заглянуть - и увидеть вполне отреставрированную конструкцию.

А это - тоже рядом со дворцом, медресе.

Высокие стены не позволяют сфотографировать вход во дворец, только резной потолок.

И мы - на территории. Большой двор, куда выходили айваны ханских жен с одной стороны - их четыре, как дозволялось исламом. А с другой стороны - много покоев для наложниц.

Роскошные потолки.

Этот трон почему-то повернут к стене так, что издали напоминает простой ящик, разглядеть можно лишь подойдя.

Громадный кувшин.

Зал музея. Потолок держат колонны. Все-таки для меня удивительно - толстенные бревна, но внизу, где соприкасаются с опорой - маленькая площадка. И обязательно каменная подставка, функция которой изолировать колонну от влаги, которая идет из земли.

Старые инструменты.

Кузнечная мастерская с печью и вытяжкой.

Арба. Помните, "с той поры я арбу обживаю свою". Не очень-то такое обживешь. Впрочем, они разного размера были.

А здесь - помните первое фото поста. Это снимался какой-то исторический сюжет. Воины не пускают девушку.

А напротив сидит и наблюдает режиссер и какой-то еще персонаж. Небось тот самый, к которому не пускают девушку.

Экскурсия кончилась. Идем через город обратно к отелю немножко отдохнуть. А главное - отнести дыню, которую купили на рынке рядом с дворцом. Потому что гулять по городу с дыней очень тяжело. Старые улочки, величественные здания на них и сувенирные лавочки между ними. Психологически - ощущение большой древности, не верится, что преимущественно эти здания - 19 век.

Рядом с западными воротами большой памятник Аль-Хорезми, известному арабскому ученому 9 века, изобретателю алгебры, родившемуся в Хорезме, а значит - почти в Хиве. Работал он у халифа в Багдаде.

Памятник установлен перед медресе справа от западных ворот, они на снимке на заднем плане. Стена в этом месте разобрана, вот вид в другую сторону. Памятник был поставлен еще в советское время, когда стена разрушалась. Кстати, как я писал в в предыдущем посте, вход в старый город для иностранцев платный и не дешевый. Но это - через ворота, а обойти можно совершенно бесплатно. Впрочем, основной смысл билетов - это вход в разные музеи на территории старого города, там их проверяют.

А это вид на площадь перед воротами. Сейчас тут просторный сквер, за которым дорога упирается в строения внешнего города.

А это наоборот, вид на ворота старой Хивы и крепостную стену в возвышающейся башней. Утром, когда мы входили в город, солнце ослепляло и не давало сделать хороших снимков, а сейчас все видно.

Цветочки и голубь с красивой грудкой.

Наш отель Старая Хива. Вокруг - пусто, большое пространство расчищено от старых зданий - судя по всему, планируется строительство новой туристической инфраструктуры.

Немного отдохнув, идем гулять по Хиве уже самостоятельно. Всем желающим предлагают сфоткаться на верблюде.

А здесь - музей традиционных музыкальных инструментов. Тут же сидят музыканты, готовые за небольшие деньги дать концерт.

А вот как оно выглядело когда-то :)

Лошадка для представлений.

Пока не стемнело - поднимаемся на сторожевую башню. Башня входит в дворцовый комплекс старого ханского дворца, расположенного во внутренней крепости рядом с западными воротами. Но при этом выходит на внешнюю стену старого города. В самом дворце мы были утром, а теперь - лезем на башню старинными переходами.

поднялись на стену,вышли из этого темного проема.

Проход вдоль стен перекрыт. Наверное, там не столь хорошо отремонтировано.

Дворец с уровня стены. Она на высоте крыши дворцовых зданий.

Поднимаемся еще выше, уже на башню. Ракурс меняется.

Сама башня закрыта со стороны наружных стен и открыта внутрь дворца, но сверху прикрыта навесом от солнца - без него нести дозор было бы невозможно.

Перед нами старый город во всей красе.

Вдали - минарет Хивы. Туда мы так и не поднялись. Он выше, но гид сказала, что вид с башни не хуже, а подъем - много легче, потому что несколько лестниц вместо одной винтовой с высокими ступенями.

Дворец тоже как на ладони. во всяком случае некоторые помещения. Как, кстати, и со многих минаретов. Поэтому профессиональными требованиями при отборе муэддинов был громкий голос, крепкие ноги и - плохое зрение, чтобы не мог разглядеть всякие подробности.

А это - вид на стену старого города. Он не слишком велик. Вдали видны современные пятиэтажки и колесо обозрения. Но в отличие от Бухары здесь оно не работает.

А это - вид на кварталы внешнего города. В нем тоже есть старые мечети, медресе и другие достопримечательности. Мы думали побродить там в последний день в Хиве, но неожиданно пришла жара +30 и этим планам не суждено было сбыться.

А это - большая площадь, очищенная от строений под стенами города. Стоят лишь три отеля: наш Старая Хива посередине и еще два рядом. Остальное снесли и что-то будут строить...

А это - взгляд на внешний город в другую сторону. Видны ворота и стена старого города.

И снова взгляд внутрь, на дворец. Эта часть закрыта для посещения. Раньше здесь был гарем, а теперь - администрация музея. Могли бы, кстати, куда нибудь в менее туристическое место уехать.

А это - щель в подоконнике на внешней стене башни. Солидных размеров.

Взгляд на заходящее солнце - и спускаемся.

Решаемся немного прогуляться по крышам дворца, благо никаких загородок нет.

Сами крыши покрыты потрескавшейся от жары глиной. На всякий случай посередине стараемся не ходить.

Зато с этого ракурса вид на башни, купола и минареты - не такой как сверху. Они вырастают из города.

А это - башня на которую мы поднимались, прямоугольная слева.

И проход с крыш на стены. по которому мы спустились.

Спускаемся, выходим из крепости в город. На площади перед крепостью в старых тандырах разожгли огонь и готовятся печь лепешки.

Туристы уже разошлись, на улицах пустынно.

Но старый город не пуст, это центральная дорога - туристическая, а на север и на юг - жилые дома, играют дети, пасутся козы.

Но мы не углубляемся в жилые кварталы, а идем вдоль них. по границе. У нас есть цель - ресторанчик, где мы собрались поужинать, и мы идем туда, просто не самым коротким путем.

А подмастерья в какой-то мастерской - по-прежнему за работой.

А это - какой-то мавзолей, перед которым стоит айван для отдыха.

У стен нового ханского дворца - дети. А сами стены - с плитками на зубцах. Впрочем, гид рассказывала. что плитки - это фантазия реставраторов, чтобы как-то употребить найденные подлинные старые экземпляры.

А это непонятное здание - советского времени, украшено пятиконечными звездами.

Маленький островок зелени.

С этой стороны стена старого города тоже частично убрана и сделан въезд машин на территорию. А за стеной днем был базар, где мы покупали дыню. А сейчас - пусто.

Башня во все стороны ощерилась деревянными балками. Просто поднимали грузы, или какая еще мысль была?

Доходим до восточных ворот по старому городу. Вот как они выглядят изнутри, и рядом - старые лавки.

Створка ворот. Подлинная, со старыми надписями и на деревянном шипе, а не петле.

А это - те же ворота, но снаружи.

И окрестная площадь.

А ужинать мы будем в том ресторанчике, где стояла юрта. Пока не стемнело - заглядываем внутрь. Все украшено коврами.

Сам ресторан - при местной довольно крупной гостинице, где останавливаются иностранцы. Это ее внутренний дворик.

А в ресторане, помимо вкусных национальных блюд - довольно много салатов. И есть свежевыжатые соки. Свежевыжатый томатный сок из местных помидор - замечателен. А еще в ресторане много кошек. Они выпрашивают подачки у гостей и прячутся под стоиками. Вот одна из них.

На этом рассказ про первый день в Хиве я заканчиваю. На следующий день у нас - экскурсия в пустыню в древним крепостям.

Все фотки - в альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится.