Про Сурикова я сегодня уже упоминала, хотя написать о нем можно много, жизнь, как у большинсва великих людей была не самая обычная ( краткая биография художника попалась мне вот
тут, например)
Или вот
http://subscribe.ru/ мне понравилось, как написано.
Он родился в Красноярске в семье губернского регистратора. Поэт и художник Максимилиан Волошин, которому Суриков рассказывал о своей жизни, говорил, что ничего удивительного в тяге живописца к прошлому времени нет, так как он был современником своих героев. Именно так: детство и юность Сурикова прошли в атмосфере XVI-XVII веков русской истории. Был он казацкого рода, его предки пришли в Сибирь с отрядом Ермака, позже возводили Красноярск, а потомки сохранили их быт и нравы. Из впечатлений детства художника: "Страна была неведомая. Степь не меренная. Было еще пятьсот верст лесу до самой китайской границы. И медведей полно. Нравы жестокие были. Казни и телесные наказания на площадях публично происходили. Эшафот недалеко от училища был. Там на кобыле наказывали плетьми. Палачей дети любили. Как на героев, смотрели".
В юности, вспоминал он, раз 16 стаканов водки выпил. И ничего. Весело только стало. Двоих товарищей убили. Разбойник под городом в лесу жил. Широкая жизнь была. Курса гимназии не окончил - средств в семье после смерти отца не было.
Рисовать начал с детства. Первым учителем стал простой мужик Семен. Масляные картины только видел. Когда решился поступать в Академию художеств (в 20 лето!), собрал все свои рисунки, отправил. Увидевший их инспектор сказал: "Да за такие рисунки даже мимо Академии надо запретить ходить". Приняли только через год.
По окончании вместо заграницы направили расписывать Храм Христа Спасителя в Москве. Писал не как хотел, а как требовали. И только в 33 года на IX Передвижной выставке Суриков впервые представил на суд зрителей свою картину - "Утро стрелецкой казни". На ней крови не изображено, и казнь еще не начиналась. Все это художник переживал сам: каждую ночь во сне казни видел. "Никто не начинал так. Он не раскачивался, не примеривался и как гром грянул этим произведением", - писала дочь Павла Третьякова, который сразу приобрел полотно для своей галереи.
Но первой картиной Сурикова было всё-таки не "Утро стрелецкой казни", а полотно, на котором запечатлено творение другого человека, родившегося в тот же день, что Василий Иванович. Это Анри Луи Огюст Рикар де Монферран (Henri Louis Auguste Ricard de Montferrand) родившийся 23 января 1786, архитектор, строитель Исаакиеевского Собора.
Хотя картина Сурикова называется "Памятник петру 1 на сенатской площади" (1870 г).
Вот он, шедевр Монферрана - фото из
поста pantv - и еще
много историй, с собором свяязанных.