Разночтения, касающиеся количества женщин, которые пришли ко гробу Иисуса Христа (1)

Dec 20, 2016 15:08


В евангельском богословии основополагающей предпосылкой любых библейских исследований является консервативный взгляд на природу Библии, а именно, убеждённость в том, что Писание является богодухновенным и непогрешимым откровением Бога человеку. С подобным утверждением, как правило, евангельские верующие не имеют никаких проблем, но время от времени раздаются голоса христианских учёных (и не только), утверждающие, что Писание содержит множество ошибок и несоответствий. Для подтверждения своего мнения они приводят множество, так называемых, доказательств из Библии и на основе их либерального прочтения делается вывод, что в Библии есть ошибки и несостыковки. Подобное отношение к слову Божьему негативно отображается как на христианском богословии в целом, так и на индивидуальной вере христианина.

Для некоторых людей одним из камней преткновения в уверенности безошибочности Писания являются кажущиеся противоречия чередующихся событий воскресения Иисуса Христа, описанных в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Марк Мур, говоря о событиях воскресения, замечает, что «ни одна часть Евангелия не обременена таким числом текстуальных сложностей и разночтений.» [1] И далее он продолжает: «Здесь различия между Евангелиями настолько серьёзные, что их почти невозможно гармонизировать. Тем не менее, они не содержат непримиримых противоречий и не подвергают сомнению историческую достоверность события.» [2]

Евангелисты написали историю о воскресении разными словами, но все они несут в себе особенную черту - Иисус Христос победил смерть. Райт заключает, говоря, что “все эти повествования рассказывают историю, которую можно обобщить, не опровергая ни один из рассказов.”[3]

Из всего события воскресения Иисуса Христа мы рассмотрим только одно разночтение, связанное с количеством женщин, пришедших ко гробу.

Соотношение евангелий

Матфей
(28:1)
Марк
(16:1)
Лука
(24:1, 10)
Иоанн
(20:1-2)

1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его
1 В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие;
10 То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, [мать] Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам.
1 В первый же [день] недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.

1Ὀψὲ δὲ σαββάτων τῇ ἐπιφωσκούσῃ εἰς μίαν σαββάτων ἦλθεν Μαριὰμ ἡ Μαγδαληνὴ καὶ ἡ ἄλλη Μαρία θεωρῆσαι τὸν τάφον.
Καὶ διαγενομένου τοῦ σαββάτου Μαρία ἡ Μαγδαληνὴ καὶ Μαρία ἡ [τοῦ] Ἰακώβου καὶ Σαλώμη ἠγόρασαν ἀρώματα ἵνα ἐλθοῦσαι ἀλείψωσιν αὐτόν.
1Τῇ δὲ μιᾷ τῶν σαββάτων ὄρθρου βαθέως ἐπὶ τὸ μνῆμα ἦλθον φέρουσαι ἃ ἡτοίμασαν ἀρώματα.
10ἦσαν δὲ ἡ Μαγδαληνὴ Μαρία καὶ Ἰωάννα καὶ Μαρία ἡ Ἰακώβου καὶ αἱ λοιπαὶ σὺν αὐταῖς. ἔλεγον πρὸς τοὺς ἀποστόλους ταῦτα,
1Τῇ δὲ μιᾷ τῶν σαββάτων Μαρία ἡ Μαγδαληνὴ ἔρχεται πρωῒ σκοτίας ἔτι οὔσης εἰς τὸ μνημεῖον καὶ βλέπει τὸν λίθον ἠρμένον ἐκ τοῦ μνημείου.

Количество
женщин - две:
  - Мария Магдалина
- другая Мария (мать Иоанна)
Количество
женщин - три:
- Мария Магдалина
- Мария Иаковлева
- Саломия
Количество
женщин - больше четырех:
- Мария Магдалина
- Иоанна
- Мария, мать Иакова
-другие
Количество
женщин - больше одной:
- Мария Магдалина
- «мы»

Исходя из соотношения Евангелий, мы видим, что каждый из евангелистов представляет разное количество женщин: Матфей говорит о двух женщинах (28:1), пришедших ко гробу; Марк - о трех (16:1); Лука - о больше трех (24:1;10) и Иоанн - больше одной (20:1-2). Какой была причина, что они написали разное количество женщин? Неужели они были настолько недальновидными, что позволили себе допустить столько элементарные ошибки? На эти и другие вопросы мы ответим в процессе исследования данной темы.

Продолжение следует.

[1] Марк Эдвард Мур, Жизнь Христа в хронологическом порядке. Том 2. От Галилеи к славе. (Русское издание: Духовная Академия Апостола Павла, 2005), 320.
[2] Там же.
[3] Н. Т. Райт, Воскресение Сына Божьего / Пер. с англ. (Серия «Современная библеистика». М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011), 667.

разночтения, библеистика

Previous post Next post
Up