Разночтения, касающиеся количества женщин, которые пришли ко гробу Иисуса Христа (2)

Dec 22, 2016 10:18

В продолжение темы. В данном постинге мы рассмотрим популярные точки зрения, авторы которых предлагают решение кажущегося противоречия относительно количества женщин, пришедших ко гробу.

  1. Разное количество женщин - это яркое свидетельство наличия ошибок в Библии.
Данная точка зрения заключается в том, что Писание до нашего времени дошло со многими ошибками и несоответствиями. Так считает известный противник непогрешимости Писания, агностик Барт Эрман [1]. Кроме него подобных взглядов на Библию (высшая критика) придерживается либеральная школа богословия в Тюбингене (Германия) и многие западные семинарии (например, Фуллеровская) [2].

  1. События у гробницы и все, что с ней связанно, не отображает исторической картины.
Данная точка зрения исключает веру в пасхальные события как исторический факт.
Например, католический кардинал Вальтер Каспер радикально подходит к истолкованию данных событий: «Пасхальные повествования Евангелий, и особенно повествования о гробнице, поднимают серьёзные проблемы. Здесь встаёт основной вопрос: идёт ли здесь речь об исторических повествованиях, по меньшей мере о повествованиях, имеющих историческое ядро, или о легендах, выражающих пасхальную веру в форме рассказов?» [3]. Другой священник Хосе Антонио Пагола, бывший испанский католический епископ не уверен в историчности событий воскресения и все, что с ними связано. [4]

  1. Разное количество женщин - это сочетание традиции и редакторской правки составителя евангелия. [5]

Суть данной точки зрения заключается в том, что данное событие является результатом истории традиций, то есть, процесс написания текста, начало которого лежит в одном источнике. Разночтения как раз и объяснятся редакторской правкой авторов евангелия. И в процессе редакторской правки, были добавлены женщины, как свидетели воскресения.
  1. Разное количество женщин обусловлено разными акцентами историй
Например, евангелист Иоанн обращает больше внимание на Марию и её неверие. Она уверена, что тело Иисуса было украдено и не верит, что Иисус воскрес. Лука, с другой стороны, говорит о всей группе женщин. Все вместе они поверили ангелу. Альтернативным объяснением может быть следующее: все женщины видят ангелов и вместе рассказывают апостолам о случившемся. Только верят женщины по-разному. Мария сомневается в услышанном и снова идёт в гробницу и там уже встречает Иисуса. «В начале повествований о воскресении Господа мы встречаем Марию из Магдалы (Ин. 20.1-2, 11-18). Ранним утром она с другими женщинами пришла ко гробу, чтобы помазать тело, нашла гроб открытым и пустым и побежала сказать об этом ученикам». [6]

Мария могла мельком заглянуть во гроб и убежать оттуда ещё до появления ангела. Она первой сообщила все Петру и Иоанну и те побежали ко гробу удостовериться во всем собственным глазами. В свою очередь остальные женщины рассказали о явлении ангелов остальным девяти апостолам, а после - и Петру с Иоанном. Мария после того, как рассказала о происходящем двум апостолам, пошла за ними и когда увидела, что во гробе никого нет - горько заплакала. Ну а после - Иисус сам явился ей. [7]

Продолжение следует.

[1]  Например, относительно воскресения и несостыковок в Евангелиях он пишет так: “Во всех четырех говорится, что на третий день после распятия и погребения Иисуса Мария Магдалина пришла к гробу и обнаружила, что он пуст. Но при этом евангелия расходятся почти в каждой детали описания. Кто пришел ко гробу? Одна Мария (Ин.20:1)? Мария и другая Мария (Мф. 28:1), Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия (Мк. 16:1)? Или женщины, которые сопровождали Иисуса в пути из Галилеи в Иерусалим - возможно, Мария Магдалина, Иоанна, Мария мать Иаковлева, и “другие с ними” (Лк. 24:1; см. 23:55)? Был ли камень уже отвален от двери гроба (как в Мк. 16:4), или его отвалил от двери гроба ангел на виду у женщин (Мф. 28:2)?”».
(Барт Эрман, Иисус, прерванное слово: как на самом деле зарождалось христианство, пер. с англ. У. В. Сапциной. (М.:Эксмо, 2010), 66-67).

[2]  Гуртаев А. В. Укрепление фундамента: Библейское основание учения о непогрешимости Писания. - (СПб.: «Библия для всех», 2014), 28.

[3] Каспер В. Иисус Христос / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие». - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005), 157. Дальше он пишет еще радикальней: “Между повествованиями четырех евангелистов существуют значительные противоречия. Все четверо сообщают о женщинах у гробницы Иисуса в пасхальное утро. В то время как Мк.16:1 и Лк. 24:10 называют трех женщин (правда, не одних и тех же), Мф. 28:1 - только двух, а Ин. 20:1 - лишь одну (в 20:2) однако читаем: “не знаем”). Различны и мотивы посещени гроба: у Мк. и Лк. - это стремление помазать тело, у Мф. - увидеть гроб. Согласно Мк. 16:8 женщины после этого ничего никому не рассказывают; у Мф. 28:8 они бегут к ученикам, чтобы рассказать им об увиденном. Мф. 28:2-5 и Мк: 16:5 говорят об одном ангеле, явившемся женщинам. Лк. 24:3 сл. - о двух, также и Ин. 20:11 сл. - в рассказе о втором посещении Марии Магдалины. В отличие от синоптиков, ангел у Ин. 20: 13 сл. Ничего не сообщают женщинам о воскресении. Эти и другие несоединимые различия свидетельствуют о том, что события пасхального утра нельзя больше реконструировать, и что к пасхальным повествованиям подобная строго историческая форма сообщения явно не подходит (курсив мой).”

[4] В частности, он пишет: «Трудно узнать, действительно ли все происходило так, как это описано в евангелиях». (Пагола Х. А. Иисус: Человек, ставший богом / [пер. с исп. Н. В. Звониловой]. - (М. : Эксмо, 2013), 365).

[5] G. R. Osborne, «Воскресение». Словарь Иисус и Евангелия. Т. 1. Под редакцией Джоэля Грина, Скота Макнайта, Говарда Маршала, (Серия «Современная библеистика». - Москва: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2003), 111.

[6] Романо Гуардини, Господь, (Москва, Культурный центр «Духовная библиотека»), 441.

[7] Марк Эдвард Мур, Жизнь Христа в хронологическом порядке. Том 2. От Галилеи к славе, 324.

воскресение Христа, библеистика

Previous post Next post
Up